Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Что делать, если...

Вы ребенка предупреждали,
а он сделал по-своему и оказался не прав?

Так и хочется, наверное, припомнить ему все до последнего слова и интонации, поупрекать в свое удовольствие, сказать речь минут на двадцать по поводу собственной проницательности, предусмотрительности и ума. И все это зря, к худшему и глупо, потому что сейчас ребенку нужно, чтобы его поняли и утешили именно родители.

Радоваться надо, а вы ворчите. Ведь у ребенка появился собственный жизненный опыт. А разве не благодаря ему и мы с вами всегда умнели и взрослели?

Не страшно. Совсем не страшно, если, конечно, мы рядом с детьми и готовы выслушать любое их решение, каким бы безрассудным оно ни оказалось. Только тогда, когда они будут точно знать, что вы умеете слушать, они ни одного решения не примут, не посоветовавшись с вами.

А ведь могло бы случиться и так, что он вопреки вашим доводам и советам оказался бы прав, что тогда? Смогли бы оценить по достоинству его риск и упорство?

Как часто в самом обыкновенном стремлении ребенка стать хоть чуть самостоятельнее мы видим все что угодно, кроме того, что есть на самом деле, и виним улицу, друзей, дурные гены. Потом начинаем ни с того ни с сего жалеть себя – и вот уже отношения испорчены. А всего-то и нужно было сесть и договориться о том, как вы будете жить дальше.

Самостоятельность ребенка требует доверия и уважения, а не критики и безрассудного страха. Ведь страшна не самостоятельность сама по себе, а то, что мы в силу разных причин остаемся в полном неведении и дело имеем лишь с результатом. А кто виноват?



Рейтинг@Mail.ru