Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Анна Земская,
слушатель курсов по критическому мышлению

Вопросы и ответы после занятий

Попробуем разобраться, как шла работа с классом

Детям специально не задавали прочитать текст дома, чтение на уроке предусмотрено методикой?
Не обязательно. Хотя чаще всего работа идет с незнакомым текстом. Вообще урок этот выстроен с использованием технологии развития критического мышления, но не следует ей полностью. Да и невозможно все уроки по какому бы то ни было предмету давать только в рамках проекта “Критическое мышление”. Я, например, занятие по этой технологии провожу один-два раза в четверть.

А можно привести пример классического занятия?
Когда я в первый раз попала на занятия по критическому мышлению, нам предложили вспомнить и рассказать все, что мы знаем о морских черепахах. Тема, согласитесь, далекая от повседневных интересов обычного человека. Сначала каждый по отдельности должен был записать те скудные сведения, которые смог вспомнить. Потом ведущие предложили нам объединиться в пары, чтобы обменяться информацией, обсудить ее и добавить новую.

Интересно, а откуда взялись новые сведения, если вы просто пересказывали друг другу то, что вспомнили, работая поодиночке?
Как ни странно, когда начинаешь рассказывать, слушать партнера, обсуждать, обязательно вспоминается что-то еще. Работа в парах – не просто суммирование двух отдельных мнений. Когда эта часть работы окончена, парам предложили объединиться в группы и выписать на большой лист, что мы всей группой знаем о морских черепахах. Информация снова не только суммируется, но и увеличивается в ходе обсуждения. Кроме того, происходит ее систематизация.
Только после этого, когда у всех присутствующих пробудился интерес к теме, каждому из нас раздали по экземпляру одного и того же текста о морских черепахах. Читая его, нужно было отметить различными значками, что ты знал раньше, какая информация удивила, оказалась неожиданной, что хотел бы узнать еще по этой теме, с чем не согласен.

Это единственный возможный алгоритм урока?
Конечно, нет. Методов построения урока довольно много, и их можно варьировать в зависимости от количества учеников, их подготовленности и уровня сложности материала. Например, урок по “Фаталисту” был рассчитан, как мне кажется, на сильный работоспособный класс.

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о какой-либо другой модели урока.
Я иногда использую модель “Зигзаг”, она применяется при работе с небольшим классом. Сначала делю ребят на четверки, у каждого номер от 1-го до 4-го. После этого раздаю каждому тексты статьи, над которой будем работать. Коротко обсуждаем название, тему, а я объявляю, что к концу урока каждый должен разобраться в статье, понять ее целиком. Но в статье четыре части, и в каждой группе четыре участника. Значит, каждый член группы должен будет досконально разобраться со своей частью текста, а остальные три ему помогут понять другие три члена группы по очереди.
После этого все первые номера объединяются для работы над своим отрывком, то же делают вторые, третьи и четвертые. Таким образом в классе теперь четыре группы, и каждая работает над своей частью текста. Надо сказать, что группа более чем из четырех человек работает неэффективно.

Что же делать, если в классе человек тридцать?
Можно еще до начала работы разделить класс пополам, чтобы одна половина работала по методу “Зигзаг”, а вторая занималась самостоятельной работой.
Если же у вас получилось больше четырех исходных групп, то в момент, на котором мы остановились, можно разбить группы первых номеров, вторых, третьих и четвертых на подгруппы. Я объясняю ребятам, что теперь они составляют экспертные группы. Работа их состоит в том, чтобы внимательно прочитать свой раздел текста, обсудить его с коллегами по группе и как следует в нем разобраться. Кроме этого, каждый должен решить, как будет объяснять изученный материал, когда вернется в свою исходную группу. Поняв задачу, экспертные группы приступают к работе. Она обычно занимает довольно продолжительное время.
Когда все эксперты убедились, что они хорошо поняли текст сами и могут объяснить другим, начинается новый этап работы. Восстанавливаются первоначальные группы, состоящие из первого, второго, третьего и четвертого номеров каждая. Теперь они прорабатывают всю статью целиком, но по каждой части дает консультацию эксперт, отвечающий за нее. Задача этого этапа в том, чтобы вся статья была понята каждым членом группы.

А что вы делаете как учитель, кроме определения задач на каждом этапе?
К учителю можно обратиться, если какая-то группа зашла в тупик и ребята не могут разобраться сами. В этой технологии у учителя вообще необычная, по сравнению с традиционной, роль. Здесь он выступает чаще всего в качестве организатора и координатора.

Это прослеживается и в уроке Марии Серант. Меня удивило, что в своем ответе каждый ученик соотносит свое мнение только с текстом, а дискуссии между ребятами не происходит. Предполагает ли метод критического мышления общение между учениками в ходе урока?
В зависимости от материала и выбранного метода может выстраиваться дискуссия. Причем выводы и мнения фиксируются только если с ними согласны все члены группы. Если бы при обсуждении, например, морских черепах, с которых мы начали, кого-то из группы не удалось убедить в том, что они живут в воде, эта информация не могла быть зафиксирована как мнение группы. В подобном случае вопрос оставляют для дальнейшего изучения как домашнее задание.

Это здорово, что ребята уходят после занятия с желанием найти ответ на вопрос. В чем еще преимущества метода критического мышления?
Главный результат в том, что ребенок не проскакивает новую для себя письменную информацию, а привыкает вдумчиво читать. Метод критического мышления можно назвать антиподом курсов быстрого чтения. Он провоцирует интерес, желание разобраться в тексте, высказать свое мнение. Вместе с тем технология эта – щадящая по отношению к ребенку, ведь высказывается только тот, кто хочет.

Вопросы задавала
Елена КУЦЕНКО

Если вы хотите больше узнать о проекте “Развитие критического мышления через чтение и письмо”, обращайтесь по адресу: Россия, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, 24/22
Глебу Соколову
gleb@mts-nn.ru



Рейтинг@Mail.ru