Анна Земская,
слушатель курсов по критическому мышлению
Вопросы и ответы после занятий
Попробуем разобраться, как шла работа
с классом
Детям специально не задавали прочитать
текст дома, чтение на уроке предусмотрено
методикой?
Не обязательно. Хотя чаще всего работа идет с
незнакомым текстом. Вообще урок этот выстроен с
использованием технологии развития
критического мышления, но не следует ей
полностью. Да и невозможно все уроки по какому бы
то ни было предмету давать только в рамках
проекта “Критическое мышление”. Я, например,
занятие по этой технологии провожу один-два раза
в четверть.
А можно привести пример классического занятия?
Когда я в первый раз попала на занятия по
критическому мышлению, нам предложили вспомнить
и рассказать все, что мы знаем о морских
черепахах. Тема, согласитесь, далекая от
повседневных интересов обычного человека.
Сначала каждый по отдельности должен был
записать те скудные сведения, которые смог
вспомнить. Потом ведущие предложили нам
объединиться в пары, чтобы обменяться
информацией, обсудить ее и добавить новую.
Интересно, а откуда взялись новые сведения, если
вы просто пересказывали друг другу то, что
вспомнили, работая поодиночке?
Как ни странно, когда начинаешь рассказывать,
слушать партнера, обсуждать, обязательно
вспоминается что-то еще. Работа в парах – не
просто суммирование двух отдельных мнений. Когда
эта часть работы окончена, парам предложили
объединиться в группы и выписать на большой лист,
что мы всей группой знаем о морских черепахах.
Информация снова не только суммируется, но и
увеличивается в ходе обсуждения. Кроме того,
происходит ее систематизация.
Только после этого, когда у всех присутствующих
пробудился интерес к теме, каждому из нас раздали
по экземпляру одного и того же текста о морских
черепахах. Читая его, нужно было отметить
различными значками, что ты знал раньше, какая
информация удивила, оказалась неожиданной, что
хотел бы узнать еще по этой теме, с чем не
согласен.
Это единственный возможный алгоритм урока?
Конечно, нет. Методов построения урока довольно
много, и их можно варьировать в зависимости от
количества учеников, их подготовленности и
уровня сложности материала. Например, урок по
“Фаталисту” был рассчитан, как мне кажется, на
сильный работоспособный класс.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее о какой-либо
другой модели урока.
Я иногда использую модель “Зигзаг”, она
применяется при работе с небольшим классом.
Сначала делю ребят на четверки, у каждого номер
от 1-го до 4-го. После этого раздаю каждому тексты
статьи, над которой будем работать. Коротко
обсуждаем название, тему, а я объявляю, что к
концу урока каждый должен разобраться в статье,
понять ее целиком. Но в статье четыре части, и в
каждой группе четыре участника. Значит, каждый
член группы должен будет досконально
разобраться со своей частью текста, а остальные
три ему помогут понять другие три члена группы по
очереди.
После этого все первые номера объединяются для
работы над своим отрывком, то же делают вторые,
третьи и четвертые. Таким образом в классе теперь
четыре группы, и каждая работает над своей частью
текста. Надо сказать, что группа более чем из
четырех человек работает неэффективно.
Что же делать, если в классе человек тридцать?
Можно еще до начала работы разделить класс
пополам, чтобы одна половина работала по методу
“Зигзаг”, а вторая занималась самостоятельной
работой.
Если же у вас получилось больше четырех исходных
групп, то в момент, на котором мы остановились,
можно разбить группы первых номеров, вторых,
третьих и четвертых на подгруппы. Я объясняю
ребятам, что теперь они составляют экспертные
группы. Работа их состоит в том, чтобы
внимательно прочитать свой раздел текста,
обсудить его с коллегами по группе и как следует
в нем разобраться. Кроме этого, каждый должен
решить, как будет объяснять изученный материал,
когда вернется в свою исходную группу. Поняв
задачу, экспертные группы приступают к работе.
Она обычно занимает довольно продолжительное
время.
Когда все эксперты убедились, что они хорошо
поняли текст сами и могут объяснить другим,
начинается новый этап работы. Восстанавливаются
первоначальные группы, состоящие из первого,
второго, третьего и четвертого номеров каждая.
Теперь они прорабатывают всю статью целиком, но
по каждой части дает консультацию эксперт,
отвечающий за нее. Задача этого этапа в том, чтобы
вся статья была понята каждым членом группы.
А что вы делаете как учитель, кроме определения
задач на каждом этапе?
К учителю можно обратиться, если какая-то группа
зашла в тупик и ребята не могут разобраться сами.
В этой технологии у учителя вообще необычная, по
сравнению с традиционной, роль. Здесь он
выступает чаще всего в качестве организатора и
координатора.
Это прослеживается и в уроке Марии Серант. Меня
удивило, что в своем ответе каждый ученик
соотносит свое мнение только с текстом, а
дискуссии между ребятами не происходит.
Предполагает ли метод критического мышления
общение между учениками в ходе урока?
В зависимости от материала и выбранного метода
может выстраиваться дискуссия. Причем выводы и
мнения фиксируются только если с ними согласны
все члены группы. Если бы при обсуждении,
например, морских черепах, с которых мы начали,
кого-то из группы не удалось убедить в том, что
они живут в воде, эта информация не могла быть
зафиксирована как мнение группы. В подобном
случае вопрос оставляют для дальнейшего
изучения как домашнее задание.
Это здорово, что ребята уходят после занятия с
желанием найти ответ на вопрос. В чем еще
преимущества метода критического мышления?
Главный результат в том, что ребенок не
проскакивает новую для себя письменную
информацию, а привыкает вдумчиво читать. Метод
критического мышления можно назвать антиподом
курсов быстрого чтения. Он провоцирует интерес,
желание разобраться в тексте, высказать свое
мнение. Вместе с тем технология эта – щадящая по
отношению к ребенку, ведь высказывается только
тот, кто хочет.
Вопросы задавала
Елена КУЦЕНКО
Если вы хотите больше узнать о
проекте “Развитие критического мышления через
чтение и письмо”, обращайтесь по адресу: Россия,
г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, 24/22
Глебу Соколову
gleb@mts-nn.ru
|