По следам «Фаталиста»
Опыт прочтения текста вместе с детьми
Предмет: русская литература.
Уровень: шестой класс.
Текст: «Фаталист» М.Лермонтова (из «Героя нашего
времени»).
Использованы методы: направляемое чтение –
размышление (т.е. чтение с остановками и
предсказание развития сюжета); 5-минутное
сочинение.
1. Вызов
Дети не были знакомы с этим произведением. И я
начала с вопросов, чтобы пробудить их интерес.
Учитель: Сегодня вы будете читать рассказ,
который называется «Фаталист». Как вы думаете, о
чем он? Что произойдет по сюжету с главным героем?
Ученики:
– Фаталист – это человек, который верит в судьбу.
Наверное, это история о таком человеке.
– Возможно, он верил в судьбу, бездействовал и в
результате проиграл.
Учитель: Но эта история входит в повесть «Герой
нашего времени». Вам не кажется, что она может
быть о Печорине?
Ученики:
– Не думаю, Печорин верил в себя, а не в судьбу.
– Печорин наверняка участвует, но не будет
главным действующим лицом.
– Нет, именно Печорин будет главным героем, кроме
того, он верит в судьбу, судя по эпизоду с дуэлью.
Вообще рассказ и не может быть о ком-то другом,
ведь Печорин – главный герой всей повести.
– Мне кажется, Печорин погибнет в этой истории.
– Вряд ли, скорее влюбится.
2. Осмысление
Я поделила рассказ на отрывки. По прочтении
каждого мы обсуждали текст.
Учитель: Что, по вашему мнению, может произойти
дальше?
Ученики:
– С Вуличем случится что-то ужасное. В тексте
сказано: «...печальная и холодная улыбка... вид
существа особенного, не способного делиться
мыслями и страстями...»
– Он будет драться на дуэли и погибнет.
– Он проиграет много денег и покончит жизнь
самоубийством: «Была только одна страсть,
которой он не таил, – страсть к игре...»
Учитель: Почему вам кажется, что Вулич умрет?
Ученики:
– Просто судьба. Судьба – это жизнь и смерть.
Смерть важнее всего в жизни человека.
– Лермонтов описывает его слишком возвышенно и
строго, это звучит трагически.
Учитель: Что же произойдет дальше в рассказе?
Ученики:
– Вулич предложит стреляться до победы.
– Вулич предложит сыграть в какую-то игру, а
проигравший должен будет застрелиться.
– Вулич предложит игру с какой-нибудь чудовищной
ставкой.
Затем ученики прочитали следующую часть
рассказа.
Учитель: Что произошло на самом деле? Кто из вас
предсказал такой поворот сюжета?
Ученики:
– Выстрел за Вуличем. Он скорее всего
промахнется.
– Печорин и Вулич встретились и оказались людьми
одного типа, оба любят риск: «Я пристально
посмотрел ему в глаза...»
– Печорин уверен, что Вулич погибнет: «Я читал
печать смерти на бледном лице его».
Учитель: Что, по-вашему, произойдет?
Ученики:
– Он промахнется. Он не может сейчас умереть, это
еще не конец рассказа.
– Нет, он должен умереть. Печорин прямо-таки
уверен, что Вулич обречен.
– Печорин его остановит. Вулич рассердится, и они
будут драться на дуэли. Тогда-то Печорин его и
застрелит.
– Печорин посмеется над ним, тайком вытащит
патроны.
Класс читает третью часть рассказа.
Учитель: Что случилось на самом деле? Кто из вас
оказался прав?
Ученики:
– Оружие дало осечку.
Учитель: Что случится дальше?
Ученики:
– Все-таки с Вуличем что-то случится. Печорин же
сказал: «...и недаром».
– Вулич погибнет в бою в тот же день.
– Вулич попытается еще раз: «Этот же человек,
который так недавно метил себе преспокойно в лоб,
теперь вдруг вспыхнул и смутился». Печорин
дразнил его. Он попытается еще раз, и в его смерти
будет виноват Печорин.
Ученики читают четвертую часть рассказа.
Учитель: Что произошло в этой части? Кто из вас
был прав?
Ученики:
– Печорин сам стал фаталистом: «...в этот вечер я
ему (предопределению) твердо верил».
– Вулич больше не будет стрелять.
– Что-то происходит с Печориным.
– Автор больше не говорит о Вуличе.
– Рассказывает о пьяном казаке и какой-то свинье.
Учитель: Что случится дальше?
Ученики:
– Начнется война, Печорин будет убит.
– Нет, Вулич будет убит.
– Вулич сам убил кого-то, кто смеялся над ним.
Печорин встанет на его защиту.
Ученики читают дальше.
Учитель: Так что же произошло на самом деле? Кто
из вас был ближе всех к истине?
Ученики:
– Вулич убит. Печорин неспроста упоминал про
казака и свинью, это был намек.
– Предопределение. Печорин увидел знак смерти.
– В последний миг Вулич наверняка вспомнил о
Печорине и судьбе.
Учитель: Что случится дальше?
Ученики:
– Печорин убьет преступника: «Никто, однако, не
отваживался броситься первый...» Но Печорин на
самом деле храбрец, вспомните эпизод с дуэлью.
– Скорее казак убьет Печорина. Он неспроста
размышлял о судьбе. Это были мысли, предвещающие
смерть.
– Печорин погибнет вместе с Вуличем, они как бы
сроднятся. Последние слова Вулича были о
Печорине.
Ученики дочитывают историю до конца.
Учитель: Итак, что произошло? Кто из вас оказался
прав?
Ученики:
– Печорин его обезоружил.
– Печорин остался жить. Ему просто было не
суждено умереть в тот день.
3. Размышление
Учитель: Почему рассказ назван «Фаталист»? Кто же
из них фаталист – Печорин или Вулич?
Я попросила учеников ответить на этот вопрос в
коротком эссе, которое они должны были написать в
классе за пять минут. Дома им предстояло еще раз
просмотреть текст и выбрать цитаты в защиту
своего ответа.
Мария Серант, один из авторов и организаторов
экспериментальной школы «Умка» (г. Новосибирск),
занимается разработками в области гуманитарного
образования, является соискателем кафедры
философии НГПУ.
|