Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Мария СЕРАНТ

По следам «Фаталиста»

Опыт прочтения текста вместе с детьми

Предмет: русская литература.
Уровень: шестой класс.
Текст: «Фаталист» М.Лермонтова (из «Героя нашего времени»).
Использованы методы: направляемое чтение – размышление (т.е. чтение с остановками и предсказание развития сюжета); 5-минутное сочинение.

1. Вызов
Дети не были знакомы с этим произведением. И я начала с вопросов, чтобы пробудить их интерес.
Учитель: Сегодня вы будете читать рассказ, который называется «Фаталист». Как вы думаете, о чем он? Что произойдет по сюжету с главным героем?
Ученики:
– Фаталист – это человек, который верит в судьбу. Наверное, это история о таком человеке.
– Возможно, он верил в судьбу, бездействовал и в результате проиграл.
Учитель: Но эта история входит в повесть «Герой нашего времени». Вам не кажется, что она может быть о Печорине?
Ученики:
– Не думаю, Печорин верил в себя, а не в судьбу.
– Печорин наверняка участвует, но не будет главным действующим лицом.
– Нет, именно Печорин будет главным героем, кроме того, он верит в судьбу, судя по эпизоду с дуэлью. Вообще рассказ и не может быть о ком-то другом, ведь Печорин – главный герой всей повести.
– Мне кажется, Печорин погибнет в этой истории.
– Вряд ли, скорее влюбится.

2. Осмысление
Я поделила рассказ на отрывки. По прочтении каждого мы обсуждали текст.
Учитель: Что, по вашему мнению, может произойти дальше?
Ученики:
– С Вуличем случится что-то ужасное. В тексте сказано: «...печальная и холодная улыбка... вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями...»
– Он будет драться на дуэли и погибнет.
– Он проиграет много денег и покончит жизнь самоубийством: «Была только одна страсть, которой он не таил, – страсть к игре...»
Учитель: Почему вам кажется, что Вулич умрет?
Ученики:
– Просто судьба. Судьба – это жизнь и смерть. Смерть важнее всего в жизни человека.
– Лермонтов описывает его слишком возвышенно и строго, это звучит трагически.
Учитель: Что же произойдет дальше в рассказе?
Ученики:
– Вулич предложит стреляться до победы.
– Вулич предложит сыграть в какую-то игру, а проигравший должен будет застрелиться.
– Вулич предложит игру с какой-нибудь чудовищной ставкой.
Затем ученики прочитали следующую часть рассказа.
Учитель: Что произошло на самом деле? Кто из вас предсказал такой поворот сюжета?
Ученики:
– Выстрел за Вуличем. Он скорее всего промахнется.
– Печорин и Вулич встретились и оказались людьми одного типа, оба любят риск: «Я пристально посмотрел ему в глаза...»
– Печорин уверен, что Вулич погибнет: «Я читал печать смерти на бледном лице его».
Учитель: Что, по-вашему, произойдет?
Ученики:
– Он промахнется. Он не может сейчас умереть, это еще не конец рассказа.
– Нет, он должен умереть. Печорин прямо-таки уверен, что Вулич обречен.
– Печорин его остановит. Вулич рассердится, и они будут драться на дуэли. Тогда-то Печорин его и застрелит.
– Печорин посмеется над ним, тайком вытащит патроны.

Класс читает третью часть рассказа.
Учитель: Что случилось на самом деле? Кто из вас оказался прав?
Ученики:
– Оружие дало осечку.
Учитель: Что случится дальше?
Ученики:
– Все-таки с Вуличем что-то случится. Печорин же сказал: «...и недаром».
– Вулич погибнет в бою в тот же день.
– Вулич попытается еще раз: «Этот же человек, который так недавно метил себе преспокойно в лоб, теперь вдруг вспыхнул и смутился». Печорин дразнил его. Он попытается еще раз, и в его смерти будет виноват Печорин.

Ученики читают четвертую часть рассказа.
Учитель: Что произошло в этой части? Кто из вас был прав?
Ученики:
– Печорин сам стал фаталистом: «...в этот вечер я ему (предопределению) твердо верил».
– Вулич больше не будет стрелять.
– Что-то происходит с Печориным.
– Автор больше не говорит о Вуличе.
– Рассказывает о пьяном казаке и какой-то свинье.
Учитель: Что случится дальше?
Ученики:
– Начнется война, Печорин будет убит.
– Нет, Вулич будет убит.
– Вулич сам убил кого-то, кто смеялся над ним. Печорин встанет на его защиту.
Ученики читают дальше.
Учитель: Так что же произошло на самом деле? Кто из вас был ближе всех к истине?
Ученики:
– Вулич убит. Печорин неспроста упоминал про казака и свинью, это был намек.
– Предопределение. Печорин увидел знак смерти.
– В последний миг Вулич наверняка вспомнил о Печорине и судьбе.
Учитель: Что случится дальше?
Ученики:
– Печорин убьет преступника: «Никто, однако, не отваживался броситься первый...» Но Печорин на самом деле храбрец, вспомните эпизод с дуэлью.
– Скорее казак убьет Печорина. Он неспроста размышлял о судьбе. Это были мысли, предвещающие смерть.
– Печорин погибнет вместе с Вуличем, они как бы сроднятся. Последние слова Вулича были о Печорине.

Ученики дочитывают историю до конца.
Учитель: Итак, что произошло? Кто из вас оказался прав?
Ученики:
– Печорин его обезоружил.
– Печорин остался жить. Ему просто было не суждено умереть в тот день.

3. Размышление
Учитель: Почему рассказ назван «Фаталист»? Кто же из них фаталист – Печорин или Вулич?
Я попросила учеников ответить на этот вопрос в коротком эссе, которое они должны были написать в классе за пять минут. Дома им предстояло еще раз просмотреть текст и выбрать цитаты в защиту своего ответа.


Мария Серант, один из авторов и организаторов экспериментальной школы «Умка» (г. Новосибирск), занимается разработками в области гуманитарного образования, является соискателем кафедры философии НГПУ.



Рейтинг@Mail.ru