Алла Фонтанова, методист проекта «Основы
потребительской культуры», учитель школы № 1741 по
основам потребительских знаний, эксперт
образовательного проекта «Чтение и письмо для
развития критического мышления»
Технология, которая позволяет нам стать
другими
Уроки Международной конференции по
критическому мышлению, состоявшейся прошлым
летом в Венгрии
Три года назад по воле судьбы я стала
участницей международного проекта «Чтение и
письмо для развития критического мышления»
(РКМЧП). Хорошо помню свое первое впечатление от
семинара, где нас обучали американские
волонтеры: смесь удивления и восхищения от того,
что простые на первый взгляд действия учителя
совершенно меняют всю жизнь ученика в классе.
Исчезают напряженность и страх, появляется
уверенность в собственных силах, в поддержке
учителя и других учеников, что позволяет не
только спокойно и вдумчиво узнавать новое, но и
приобретать опыт и навыки сотрудничества.
А еще я почувствовала вдохновение: помню, меня
обуревало непреодолимое желание немедленно
отправиться в класс и попробовать работать так
же. И очень хотелось рассказать об этом друзьям и
коллегам. На некоторое время я стала «страшным»
человеком, с которым можно было говорить только
на одну тему: о «критическом мышлении».
Чтобы понятнее стало, о чем идет речь, я
постараюсь вкратце пояснить, в чем же суть этого
образовательного проекта. Идея заключается в
том, что не объем знаний или количество
информации, уложенное в голову ученика, является
целью образования, а то, как он умеет управляться
с этой информацией: как ее искать, как наилучшим
образом присваивать, как искать в ней
собственный смысл, как применять в жизни.
Чрезвычайно важным является развитие умения
слушать и слышать другую точку зрения, понимать,
что и она имеет право на существование, видеть в
ней не помеху, а помощь для собственного
понимания. Для того чтобы обучение было
эффективным, работа на уроке организуется
принципиально по-другому: ученики не сидят
пассивно, снисходительно слушая учителя, они
становятся главными действующими лицами урока.
Они думают и вспоминают про себя, они делятся
рассуждениями друг с другом, они читают, пишут,
обсуждают прочитанное. Учитель становится
своего рода координатором, критерием «истины»
является текст.
В основу работы учителя положена так называемая
базовая модель, состоящая из трех стадий. Первая
стадия – «вызова», во время которой
активизируются имевшиеся ранее знания,
пробуждается интерес к теме, определяются цели
изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – содержательная, в ходе которой и
происходит непосредственная работа ученика с
текстом, причем работа направленная,
осмысленная. Процесс чтения всегда
сопровождается действиями ученика (маркировка,
составление таблиц, ведение дневника), которые
позволяют отслеживать собственное понимание.
При этом понятие «текст» трактуется весьма
широко: это и письменный текст, и речь
преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – стадия размышления. На этом
этапе ученик формирует личностное отношение к
тексту и фиксирует его либо с помощью
собственного текста, либо своей позиции в
дискуссии. Именно здесь происходит активное
переосмысление собственных представлений с
учетом вновь приобретенных знаний.
Возвращаясь к времени, когда все только
начиналось, вспоминаю, как много было восторгов и
разочарований. Как часто я и мои коллеги слышали
то слова благодарности за новый взгляд на свой
опыт, то слова снисхождения и легкого презрения:
«В нашем образовании все прекрасно, оно есть и
останется лучшим в мире! И если у американцев все
так хорошо, то зачем они сюда едут?»
Были и личные разочарования. При проведении
занятий со взрослыми я убедилась: работа в
технологии РКМЧП очень эффективна, учителям есть
что сказать и чем поделиться с другими, они не так
зажаты, как дети. С детьми иногда было сложнее: не
всегда они хотят высказываться, да и проблем с
оформлением своих мыслей в слова у них больше. Но
самое главное – привычка. Они привыкли, что
учитель на уроке должен объяснять, а тут он
заставляет все время что-то делать. Нет, так не
пойдет!
Бывало и по-другому: дети высказывали такие
зрелые мысли, в обсуждение включались такие
молчуны, что просто дух захватывало.
В общем, мыслей было много, а уверенности мало.
Уверенности в том, что технология РКМЧП
действительно находка и подмога и для учителя, и
для ученика.
Я уже говорила, что проект – международный. В
основном в нем принимают участие страны
Восточной Европы и бывшего Советского Союза
(Литва, Латвия и Эстония, Грузия и Азербайджан,
Болгария, Чехия, Албания, Хорватия, Киргизия,
Казахстан, Молдова и Россия). Этим летом в Венгрии
состоялась конференция участников проекта. На
нее собрались те, кто по-настоящему увлечен
работой; вместе с руководителями проектов разных
стран приехали преподаватели и учителя. Все они
разделяют идею лучшего образования для детей,
видят проблемы существующей системы образования
и искренне надеются их преодолеть, потому что
знают – как.
Раньше мне казалось, что полезность такого
мероприятия, как конференция, весьма
сомнительна: собираются разные люди, каждый
привез нечто свое, каждый сам по себе что-то
рассказывает, и каждый доволен, потому что
наконец «опубликовал» свое достижение.
Совсем не то было в Венгрии. Здесь собрались люди,
которые делают одно и то же дело, очень увлечены
им, очень волнуются и переживают, если не все
получается гладко. Как оказалось, у всех нас
похожие проблемы: это скука и сложность в
обучении, нацеленность на сдачу экзаменов,
неумение размышлять, делать выбор и принимать
решения. Те сомнения, которые не покидали меня,
оказались знакомы и другим людям. И они говорили
об этом. Учителя из Чехии честно рассказывали,
что планировали создать пары – преподаватель
педагогического вуза и учитель школы, которые бы
вместе осваивали технологию и применяли ее на
практике в классе. Не получилось. Зато удалось
привлечь в проект родителей, работающих на радио,
и теперь днем по чешскому радио реальные учителя
с реальными детьми в студии проводят уроки,
которые подготовлены с использованием стратегий
РКМЧП. И в студию звонят слушатели, которые хотят
узнать, где детей так учат и когда так будут учить
всех. Мастерская, которую провели преподаватели
из Чехии, была посвящена обсуждению таких
вопросов: как быть, если авторитарный учитель
применяет стратегии поверхностно, не меняя, по
сути, свой стиль преподавания? Так ли уж хороша
технология РКМЧП и стоит ли распространять ее
повсеместно? Это и есть вопросы, на которые все мы
ищем ответы. И каждый из нас принимал участие в
обсуждении, организованном учителями из Чехии,
приводил свои аргументы, выслушивал оппонентов.
Возможность услышать других, сравнить доводы
«за» и «против» – это и есть поиск ответа. При
этом чешские участники проекта
продемонстрировали высокий класс в овладении
технологией, работали непринужденно, легко,
мастерски, что уже само по себе является сильным
аргументом «за».
Школьные учителя из Литвы организовали клуб
«Почитатели критического мышления», в котором
разработали стратегию и тактику развития своей
школы и привлечения к такому развитию других
школ.
Албанцы рассматривают школу как сообщество,
способствующее изменениям в образовании,
привлекая к обучению технологии и учителей, и
школьную администрацию, и родителей.
Сама атмосфера доброжелательного внимания и
открытости, партнерства, которая присуща и
проекту РКМЧП, и конференции в Венгрии, –
свидетельство того, что владение технологией и
ее применение способствуют созданию такой же
атмосферы в классе, в школе, а значит, и в жизни
людей.
Я снова ощутила вдохновение, уверенность в
значимости того, чем я занимаюсь, веру в будущее
развитие и распространение идей критического
мышления в образовании. И чем скорее, тем лучше.
|