Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Ольга ГРОМОВА

Критическое мышление: как это по-русски?

Программа “Чтение и письмо для развития критического мышления” разработана Международной ассоциацией чтения, проект ORAVA университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы пособий – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. В основу программы положены идеи Ж.Пиаже и Л.Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. Одна из целей – научить работать с текстом научным и художественным и создавать собственные творческие письменные работы. Но главное – подготовить учеников к жизни в обществе, научить их сотрудничать и уживаться с людьми в современном мире.
Для этого необходимо уметь выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно. Традиционно школа знакомила учеников с продуктами мышления, но редко демонстрировала процессы, с помощью которых эти знания были получены. Программа развивающего обучения тоже учит учиться, добывать знания, работать в группах. Разница в том, что американская система развития критического мышления – это не школьная программа в нашем понимании. Это технология организации учебного процесса, которая применима к любой программе и к любому предмету. Многие приемы равно применимы в начальной школе и в студенческой аудитории. Однако технология не должна распространяться просто как набор приемов, ведь конечная цель в работе с детьми все-таки не усвоение каких-то конкретных знаний, а социализация ребенка и привитие ему доброжелательного отношения к окружающим. Хотя, безусловно, при обучении по этой технологии знания усваиваются значительно лучше. Технология-то рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиск ее решения.



Рейтинг@Mail.ru