Критическое мышление: как это
по-русски?
Программа “Чтение и письмо для развития
критического мышления” разработана
Международной ассоциацией чтения, проект ORAVA
университета Северной Айовы и колледжей Хобарда
и Уильяма Смита. Авторы пособий – Чарльз Темпл,
Джинни Стил, Курт Мередит. В основу программы
положены идеи Ж.Пиаже и Л.Выготского о творческом
сотрудничестве ученика и учителя, о
необходимости развития в учениках
аналитически-творческого подхода к любому
материалу. Одна из целей – научить работать с
текстом научным и художественным и создавать
собственные творческие письменные работы. Но
главное – подготовить учеников к жизни в
обществе, научить их сотрудничать и уживаться с
людьми в современном мире.
Для этого необходимо уметь выработать
собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить
цепь доказательств, выразить себя ясно и
уверенно. Традиционно школа знакомила учеников с
продуктами мышления, но редко демонстрировала
процессы, с помощью которых эти знания были
получены. Программа развивающего обучения тоже
учит учиться, добывать знания, работать в
группах. Разница в том, что американская система
развития критического мышления – это не
школьная программа в нашем понимании. Это
технология организации учебного процесса,
которая применима к любой программе и к любому
предмету. Многие приемы равно применимы в
начальной школе и в студенческой аудитории.
Однако технология не должна распространяться
просто как набор приемов, ведь конечная цель в
работе с детьми все-таки не усвоение каких-то
конкретных знаний, а социализация ребенка и
привитие ему доброжелательного отношения к
окружающим. Хотя, безусловно, при обучении по
этой технологии знания усваиваются значительно
лучше. Технология-то рассчитана не на
запоминание, а на вдумчивый творческий процесс
познания мира, на постановку проблемы и поиск ее
решения.
|