Нью-Йорк
Как и зачем учатся учителя в
Америке
Мы попросили нашего корреспондента в
Нью-Йорке Василия Кольченко рассказать о том, как
повышают квалификацию учителей в Америке.
Путь американского учителя к полной
сертификации и высшей возможной зарплате долгий
и извилистый. В газете учительского профсоюза
его изобразили в виде запутанного лабиринта с
многочисленными препятствиями. Главное
требование, однако, можно выразить одним словом
– образование.
Каждый из пятидесяти штатов ставит свои условия
для будущих учителей, поэтому право на
преподавание в Техасе совсем не обязательно
позволяет преподавать, скажем, в Калифорнии. И
все же есть общие требования, которые
предъявляют практически везде.
Чтобы стать учителем, надо получить степень
бакалавра, проучившись 4–5 лет в университете или
пединституте (School of Education), потом сдать
специальные экзамены и дальше сочетать работу в
школе с учебой, повышая свою квалификацию.
Когда же учителю учиться? По вечерам. В выходные.
Во время каникул. От уроков американских
педагогов обычно не освобождают. Исключение –
академический отпуск на полгода (sabbatical), который
учитель может взять раз в семь лет. Оплата
отпуска неполная, поэтому берут его далеко не
все.
Зато за учебу надо платить. Часто помогают
профсоюзы и местные власти, но занятия все равно
обходятся недешево.
Стимул – повышение зарплаты, после того как
пройдено определенное число курсов. Прибавка
намного перекрывает расходы. К тому же у тех, кто
затягивает с учебой, начинаются неприятности на
работе.
В штате Нью-Йорк, например, начинающему учителю
дают пять лет, чтобы получить следующую степень
– магистра. Если он не успел или не справился, ему
отказывают в постоянной учительской лицензии и
могут даже уволить.
Какие же предметы надо изучить, куда пойти
учиться, какое время выбрать для учебы? Все это
решает сам учитель. Ему дают лишь общие
ориентиры: сколько кредитов-предметов надо
пройти и в какой области.
Область – это его специальность (математика,
биология, история...), методика преподавания,
педагогика, психология и общее культурное
развитие.
Каждый пройденный предмет добавляет какое-то
число кредитов к его академической копилке. Один
кредит соответствует одному учебному часу в
неделю на протяжении пятнадцати недель. Три часа
в неделю дают три кредита, и так далее.
В разговорах американских учителей часто звучит
упоминание об учебе. «Мне осталось набрать
восемь кредитов по педагогике и шесть по
математике». «Я решил взять все свои кредиты этим
летом, надоело сидеть за партой».
С одной стороны, такое коллекционирование
кредитов отчасти обезличивает учебу, делает ее
второстепенной заботой, с другой – дает
возможность выбора.
А выбор огромный. В Нью-Йорке десятки колледжей и
университетов предлагают курсы для школьных
учителей. Содержание предметов, уровень
сложности и интереса, сроки и место проведения,
формы учебы и оценки отличаются порой как небо и
земля.
Можно учиться с помощью Интернета, общаясь с
преподавателем и другими студентами
исключительно через компьютер. Можно готовить
курсовую работу, встречаясь со своим
руководителем-консультантом индивидуально.
И все же большинство учителей выбирают обычные
занятия в классе с группой студентов и
присутствующим профессором, с неизбежными
тестами, домашними заданиями, лекциями,
презентациями и дискуссиями.
Среди курсов и преподавателей встречаются и
сильные, и слабые, но общее мнение о качестве
учебы педагогов в Америке сегодня скорее
неблагоприятное. Подготовку учителей критикуют
и слева, и справа. Ее обвиняют в формалистике и
низком уровне, ведущем к пустой трате времени и
денег. Насколько справедливы эти упреки?
Общаясь с американскими учителями, прошедшими
через лабиринты учебных курсов, я слышу большей
частью два мнения. Одни говорят, что повышение
учительской квалификации – это в основном
формальное требование. Как заметила в своей
знаменитой книге об американской школе
писательница Бел Кауфман: «Хочешь денежки – гони
курсишки».
Другие считают, что это все же дело полезное,
пробуждающее педагога от сна рутины и
обыденности, расширяющее его кругозор и
открывающее перед ним новые перспективы.
По-своему правы и те и другие. Многое тут зависит
от уровня преподавания и характера предмета.
Чего хотят учителя от занятий, которые они для
себя выбирают? Хотят провести время не напрасно,
а с пользой и удовольствием. Узнать что-то новое,
убедительное, практичное, применимое в классе.
Хотят и потрудиться, но не слишком
перетруждаться, заряжаясь душевной энергией, а
не растрачивая ее на выполнение бессмысленных
заданий.
Нью-йоркская учительница Тоби Джонсон выбрала
для своего академического отпуска два предмета.
Один, по компьютерной грамотности, – ради пользы.
Другой, по истории американского кино, – ради
удовольствия. И тем и другим курсом она осталась
довольна. Сильно перетруждаться не пришлось,
хотя работы хватало.
Я спросил ее мнение о чисто педагогических
дисциплинах. Оказывается, их выбирать она
опасается. Педагогические теории слишком
подвержены влиянию моды. Сейчас в моде предметы с
многообещающими названиями: «Критическое
мышление», «Кооперативное обучение»,
«Множественные интеллекты».
«Я не говорю, что это неправильные теории, только
в моем классе, с моими детьми они не работают», –
объясняет Тоби. Свободный выбор курса и колледжа
позволяет ей заняться наиболее полезными для нее
предметами.
Возможность широкого выбора – главное отличие
между нашей системой подготовки учителей и
американской. У нас повышение учительской
квалификации издавна стало монополией
институтов усовершенствования и пединститутов.
В Америке такой монополии нет, наоборот,
преобладает разнообразие подходов, форм и
методов учительской подготовки.
Этому стоит поучиться. Посылать педагогов на
курсы по разнарядке – привычка прошлого. Никто,
кроме самого учителя, не может решить, что ему
больше подходит, что будет для него интересно и
полезно. Дать ему свободу выбора и создать
разнообразие курсов и форм подготовки – с этого,
пожалуй, и начинается строительство школы для
учителя.
|