Хорошо ли мы работаем, когда думаем, что
работаем хорошо?
Несколько слов о пользе рефлексии
Дмитрий ЛЕВИТЕС,
заслуженный учитель России,
заведующий кафедрой педагогического
проектирования и образовательных технологий
Мурманского государственного пединститута,
профессор
С чего начинается работа по
совершенствованию собственной деятельности? С
ревизии, осмысления этой самой деятельности, то
есть с рефлексии.
Рефлексия – это обращение внутрь деятельности с
целью ее дальнейшего целенаправленного
совершенствования.
Допустим, учитель в качестве одной из целей своей
работы определил «развитие коммуникативных
способностей учеников». Выбрал подходящий метод
(например, регламентированную дискуссию),
подготовил необходимые средства: парты
расставил особым образом или видеомагнитофон
принес на урок… Вроде бы все учел, а урок не
получился, вместо регламентированной дискуссии
– “детский крик на лужайке”. Словом, сорван
урок!
И вот
здесь, если учитель не умеет рефлексировать,
боится рефлексии, он начинает искать причины
своей неудачи вовне.
“Урок сорван – завуч виноват! Ведь я же просил не
ставить шестым уроком, ребята устали, да еще
возбуждены после физкультуры, какая уж тут
дискуссия”.
“Урок сорван – коллега из соседнего класса
виновата! Отпустила своих на полчаса до звонка,
они под дверью шум-гам учинили, мешали работать”.
“Урок сорван – дети виноваты! У всех дети как
дети, а моим только дай побеситься. Будет им
теперь “дискуссия”, как же, дождутся, больше
никаких экспериментов”!
И ведь самое-то интересное, что такой учитель
по-своему абсолютно прав. Да только правота эта
опасная, потому что в конце концов приводит к
самоуспокоению или к озлоблению, но ничего не
дает для совершенствования своей работы. “А чего
ее совершенствовать, у меня-то все в порядке, а
что не получилось, моей вины тут нет”.
А вот теперь с помощью рефлексии заглянем внутрь
самой деятельности, пройдем в обратном порядке
по всем ее элементам.
Средства… А так ли уж удачно они использовались?
Видеомагнитофон, может быть, штука и неплохая, да
только запись-то была не очень качественная, с
последних парт вообще ничего не видно, да и звук
– половину слов не разобрать. А может, парты
неверно поставил? Так на курсах показывали? Так,
да не так: там они стояли немного под углом,
сидящие за столами и друг друга, и учителя видели,
а у тебя половина класса спиной к доске
оказалась. Обидно? Ничего, бывает! Зато теперь
“дефект” обнаружен. Можно предположить, что в
следующий раз все получится.
А если и парты стояли правильно, и видеозапись
качественная? Что же, с помощью рефлексии идем
дальше. Что там следующее по порядку? Метод?
Да, регламентированная дискуссия – очень
эффективный метод для развития коммуникативных
способностей школьников. А ты вполне его освоил?
Нет, я не спрашиваю, знаешь ли ты о нем, но
владеешь ли этим методом? Ведь чтобы хорошо
провести регламентированную дискуссию, надо
многое уметь: и “читать” невербальные сигналы,
идущие от учеников, чувствовать время,
улавливать ритм урока, его интонации, работать с
возникающими паузами – использовать нужные и
заполнять “вредные”, выстраивать мизансцены –
многое, что приходит только с опытом.
По крайней мере теперь ты знаешь, во-первых, что в
этой неудаче виноваты не только внешние
обстоятельства и нерадивые ученики, а во-вторых,
что знать о методе и владеть им – это разные вещи,
и теперь, когда приедешь на курсы повышения
квалификации, постараешься попасть не только на
лекционный курс, но и на практикум или
психологический тренинг.
Владеешь методом? “Не раз проводил, и все
получалось?”. Ну что же, делаем еще шаг назад,
внутрь схемы деятельности – “содержание”. А
может быть, содержание не очень удачно подобрано?
Ну неинтересно ребятам дискутировать на эту
тему! А может быть, и тема неплохая, да не подвел,
не подготовил их учитель к активному
обсуждению…
Всякий раз рефлексия позволяет ставить
конкретные задачи по коррекции деятельности.
Учитель рефлексирующий – это учитель растущий.
Прекращающий рефлексировать, избегающий
рефлексии неминуемо приостанавливается в
профессиональном росте.
Можно изобразить все сказанное такой схемой.
А еще попробуем честно ответить себе на вопрос:
так ли хорошо мы работаем, когда думаем, что
работаем хорошо?
Из новой книги “Школа для профессионалов”
|