Искра ШЕСТАКОВА, психолог
Это важно – понять свои желания
Профессиональная позиция учителя – это
прежде всего осознанность его целей и
побуждений: с чем он приходит к детям, что он
может им предложить, куда может и хочет с ними
идти.
В современной школе традиционная модель уже не
работает, да и не может работать: в условиях,
когда дети оказываются включенными в разные
системы информационных потоков, трансляция
определенного набора сведений и фактов
становится неэффективной.
Но у школы есть своя уникальность, которую
необходимо развивать: там собираются люди,
обладающие определенным жизненным опытом,
мировоззрением, способами поведения.
Профессиональную позицию можно определить как
способность учителя изменяться самому и в то же
время помочь измениться ребенку. Для учителя,
который постоянно находится в процессе развития,
изменения естественны. И если эти изменения
оказываются непонятными детям, учитель теряет
нить контакта со своими учениками.
Молодому педагогу, только что закончившему
педвуз, легко найти общий язык со
старшеклассниками. Они почти ровесники: читают
общие книги, слушают общую музыку. Но через
десять лет им будет гораздо сложнее понять друг
друга. Они будут находиться в разных культурах, и
дальнейшие взаимоотношения будут во многом
зависеть от того, насколько учитель сможет
осознать произошедшие в нем изменения.
Личность учителя, как это ни странно звучит,
может стать инструментом его работы, точно так
же, как личность актера, музыканта, художника. Но
этот инструмент должен быть достаточно
осознанным: чтобы не чувства и эмоции несли
куда-то учителя помимо его воли, а чтобы он
понимал свои ценности, особенности и
индивидуальность и видел, как это влияет на
людей, с которыми он работает. Конечно, в
педагогике всегда есть спонтанное, игровое,
актерское. Но все-таки вопросы, как устроен мой
инструмент, как я могу на нем играть, когда
прихожу к детям, остаются определяющими.
Существует ли противоречие между личностью и
профессиональной позицией учителя? Наверное,
нет: профессиональная позиция напрямую зависит
от личностных ценностей и жизненных целей.
Другое дело, для того чтобы встретиться со своими
истинными желаниями, учителю необходимо
преодолеть консерватизм традиционной системы, а
это многим дается нелегко.
|