Татьяна БЕРЕЗОВСКАЯ,
кандидат педагогических наук
...И тогда вы сможете сказать:
я – профессионал высочайшего класса!
Представьте, что кто-то спрашивает вас,
учителя-предметника: «А компетентны ли вы?»
Что вы ответите? Проигнорируете? Обидитесь?
Рассердитесь? И вообще нужно ли отвечать на
подобный вопрос? А если нужно, то как? Что главное
в этом ответе: ваше образование, ваш опыт и стаж
работы, уровень вашей осведомленности о
современных достижениях науки? И если да – то
какой: математики и химии или психологии и
педагогики?
Наверное, не много найдется людей, которые могли
бы смело сказать о себе: «Я – настоящий мастер; я
– профессионал высочайшего класса; я абсолютно
компетентен в своей области». И даже если эти
слова говорят о нас другие, это воздает должное
нашей вчерашней и сегодняшней работе. А сколько
сил предстоит приложить завтра для того, чтобы
еще и еще раз, каждый день и каждый урок
подтверждать эту высокую оценку, особенно в
устах ребят! Чем же измеряется уровень
профессионализма? По каким параметрам
оценивается? Дать систему оценок во всей их
полноте не может, по-видимому, никто. Можно только
попытаться дать теоретическое обоснование
возможным критериям компетентности учителя.
Итак, что же такое компетентность? И ведь есть еще
слово «компетенция». Это то же самое или нет?
Попробуем разобраться. Компетенция – это знания
и умения в определенных областях науки, культуры,
техники; а компетентность – реальная
демонстрация этих знаний и соответствующих
умений в конкретной работе.
В современном мире профессиональная
компетентность человека, бесспорно, составляет
основу его жизненных успехов. А вот что
составляет основу профессиональной компетенции
и компетентности?
Начнем с компетенции учителя, так как она
является базой его компетентности. Попробуем
определить ее с учетом общепринятых положений
описания профессии и данных психологической,
педагогической, этической, эстетической,
культурологической, общественных и прочих наук.
Тогда профессиональная компетенция
определяется как органическое единство частных
компетенций в области каждой из наук. Не правда
ли, количество сфер деятельности, в которых мы
должны быть компетентны, неоглядно?
Вы скажете, что дело в желании, склонности,
призвании, наконец. Вот мы и подошли к основе
основ – личности того, кто хотел бы стать по-настоящему
компетентным специалистом. Существуют общие и
индивидуальные свойства личности: собственно
профессиональные (абсолютно необходимые) и
профессионально значимые (наличие их желательно).
Огромную роль играют особенности психики,
темперамент, характер, способности. Определяющие
свойства личности являются, хотим мы этого или не
хотим, основными компонентами образа будущего
мастера. Конечно, в какой-то степени эти свойства
поддаются корректировке, но заложенные природой
качества остаются неизменными.
Для плодотворной работы учителю необходима так
называемая врожденная одаренность, точно так же,
как актеру, художнику, писателю или математику.
Педагогическая деятельность требует, например,
быстрой ориентировки, сообразительности,
мобильности и вместе с тем спокойствия, терпения,
собранности, целеустремленности, точности в
выражении мысли, сосредоточенности. Большое
значение имеют природные голосовые и
артикуляционные данные, постановка голоса и
дыхания, владение темпом, интонацией и дикцией,
выразительность – эмоциональность и
экспрессивность – речи, жестов, мимики и
пантомимики. Набор способностей такого рода
рождает в будущем «педагогический артистизм».
А взаимосвязь способностей и характера
максимально проявляется в призвании. Призвание
– это качество личности, в структуру которого
способности к данной деятельности входят
обязательно.
Это понятие дает нам отправную точку, базу для
роста и развития истинного профессионала.
Считается, что эта база должна быть создана на
момент получения человеком школьного аттестата.
Не всегда это условие выполняется. И каждый из
нас знает, как нелегко к выпускному вечеру
определиться со своим предназначением. Как
трудно оценить себя правильно, как опасно
переоценить, как обидно недооценить! Была бы
действительно такая табличка – прошелся по
каждой графе, расставил галочки, подсчитал
результат и… выбрал. Но пока такой оптимальной
таблички еще не придумали, каждый «барахтается
как может». И итог, к сожалению, не всегда хорош.
Именно в педагогическом институте должен
начаться процесс формирования профессиональной
компетенции учителя.
А основной ее компонент – предметная
компетенция. Знание предмета преподавания,
безусловно, главное для каждого из нас.
Историко-страноведческая, общественно-политическая,
социальная и культурологическая компетенции
дают возможность любому человеку, и особенно
педагогу, ощущать себя в этом мире свободно и
уверенно.
Не менее важно получить знания в области
физиологии, психологии и педагогики. Так
создаются психологическая и педагогическая
компетенции. Работа учителя – это система
решения педагогических задач. Этот процесс
требует мобильного, максимально продуманного и
верного решения в конкретных условиях.
Психологическая компетенция включает знания
личности человека и его жизни в коллективе,
закономерностей постижения нового.
Педагогическая компетенция дает возможность
учителю находить собственные оригинальные
подходы к обучению. Коммуникативная компетенция
– чувствовать себя комфортно в любом обществе.
Знание законов общения и этикета, понимание
мотивов, целей и средств во взаимоотношениях с
людьми могут выручить в самую трудную минуту.
Все это выливается в методическую компетенцию.
Она состоит из знания теории методики, ее научных
основ, главных направлений, конкретных методов,
умений и приемов.
Получили ли вы в своем институте все
перечисленное? Наверное, не до конца. Значит, вам
нужно попробовать оценить собственную
компетенцию и решить, какие разделы следует
пополнить. А что же дальше? Все, что дальше, вы уже
делаете: каждый день вы входите в класс и,
используя профессиональную компетенцию во всем
ее многообразии, начинаете «наполнять» головы
своих учеников. Вы делаете это раз, другой и
третий. Вы входите в первый, пятый и десятый класс.
Таким образом вы всей своей личностью
демонстрируете свои знания, свое умение и
зарабатываете свой личный опыт, а значит,
переводите свою компетенцию в свою же
компетентность.
|