Колонка редактора
Вот
прекрасный повод начать новую жизнь – первая
учебная неделя нового года. А обо всех программах
и рекомендациях педагогического совета можно
смело сказать, что они из прошлого века. И это
повод если не преодолеть инерцию своей
профессии, то хотя бы задуматься о том, чему учить
и как.
Ведь на самом деле от нас с вами зависит то самое
содержание образования, о котором сегодня
столько говорят.
Одни тщатся угадать, какие знания и навыки будут
востребованы через десять лет, чтобы уже сейчас
учить этому детей.
Другие сочиняют образ идеального человека и
заявляют, что именно по этому образу и надо
воспитывать всех детей. Картина, думаю, знакомая
многим: на педсовете начинают перечислять
моральные и физические качества – превосходные,
не спорю, – и даже тип мышления, который лично мне
очень симпатичен, но, помилуйте, кто сказал, что
он единственно правильный и свойствен всем
людям? В таких случаях я тихо-тихо, про себя,
добавляю: и научить летать.
Но так настойчиво в течение десятилетий нам
перечисляют, в какие сроки, как и чему нужно
научить, что вложить в душу и голову всех детей,
что мои сомнения кажутся неуместными. Однако
наличие таких жестких стандартов заставляет
предположить: то, что мы рождаемся такими
разными, – ошибка природы.
Хотите верьте, хотите нет – в методичке по
подготовке к школе своими глазами прочитала, что
одним из признаков готовности к школе является
“потеря непосредственности”. Стало быть,
“посредственность” – лучшее сырье для
последующей обработки в школе.
Задавался ли кто-нибудь всерьез вопросом,
насколько выполнимы все те бесчисленные
требования, которые учитель вынужден
предъявлять к ребенку, а если выполнимы, то какой
ценой. Вот и произрастают на нашей ниве
просвещения спелые полновесные двойки для
учеников и неврозы – для учителей. Потому что мы
должны из года в год навязывать, заставлять,
уговаривать выучить то, что нормальному ребенку
не нужно и не интересно. Судя, например, по
текстам диктантов для начальных классов, самое
актуальное словосочетание для детей “сторожка
лесника”, про которую каждое новое поколение
городских малышей деловито переспрашивает:
“старушка?”.
И я в который уже раз объясняю про сторожку, о
которой ребята никогда в жизни не слышали и вряд
ли будут иметь дело в дальнейшем.
Растолковывание продвигается медленно и туго:
слова не из активного, даже не из пассивного
ребячьего словаря. Отнимает массу времени,
которое можно было потратить на сочинение
собственных историй и рассказов о том, что
понятно и интересно.
Зачем же тратить столько времени и сил на борьбу
с непосредственностью? Кто бы из нас ни победил,
жаль проигравшего. И не стоит так упорно
противопоставлять школу нормальной детской
жизни. Может быть, попробовать обращаться с
ребятами как с людьми, а не как с чемоданами, в
которые мы укладываем по списку массу полезных и
нужных, на наш взгляд, вещей. Аккуратными
стопочками, с наилучшими намерениями и чтоб на
все случаи жизни. Но выбранное и уложенное чужими
руками скорее всего так и истлеет в дальнем углу
памяти, невостребованное.
Гораздо проще, интереснее и естественнее слезть
с пьедестала, на котором написано “я знаю, чему и
как ты должен научиться”, и увидеть, что даже у
первоклассника уже есть привычки, характер, тип
мышления, способы исследования мира. Но не для
того, чтобы ломать и переделывать их, а развивать
и использовать то, что дано природой.
Грустно понимать, что за последние годы кто
только не говорил о сотрудничестве и о том, что
ученик должен быть субъектом своего образования.
Слова эти давно уже стали банальностью, вот
только реальностью никак не становятся.
|