Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Ольга Дашковская

Предстоящий эксперимент аналогов не имеет...

Так с гордостью говорят его организаторы.
Но для школы это пока звучит угрожающе

10 января 2001 года состоялась первая в новом веке коллегия Министерства образования России. Она была посвящена обсуждению эксперимента по структуре и содержанию общего образования и проекту базисного учебного плана.
Через год после проведения в Москве Всероссийского совещания работников образования, участники которого почти единогласно проголосовали за национальную доктрину, не принятую затем правительством, за переход на 12-летнее обучение, против чего Дума выступила практически единодушно.
Через год, не предъявив фактически ни одного серьезного аргумента в пользу масштабного перехода, не решив ни одного из острых вопросов, связанных с армией или финансированием школы, министерство с завидным упорством совершает этот переход.
Да-да, мы не ошиблись в формулировке. Речь идет вовсе не об эксперименте, а именно о переходе на 12-летку.
Даже если это 20% школ, пусть хотя бы в десяти регионах.
По самым скромным подсчетам, это около полумиллиона детей.
И нет ни одного параметра, ни одной характеристики, которая была бы предъявлена обществу как условие: если будет так-то, значит, эксперимент удался, а вот если так – то провалился.
Полмиллиона детей вовлекаются в эксперимент, результат которого, очевидно, никого не интересует.
То есть, на самом деле, это переход на 12-летку в явочном порядке.

Задачи реформы

По признанию заместителя министра образования Александра Киселева, школа давно превратилась в конвейер знаний, а школьные программы – в копии университетских курсов. Необходимо преодолеть односторонние зуновские подходы, повысить качество образования, сохраняя и укрепляя при этом здоровье детей. Разгрузка содержания образования на 20% должна происходить не за счет механического выбрасывания целых разделов, а за счет перераспределения учебного материала: самые трудные темы планируется перекинуть в старшее звено. Приоритет будет отдан таким предметам, как иностранные языки и информационные технологии, изучение которых рекомендуется начать с младших классов. Особая роль отводится русскому языку как государственному. Обществознание и естествознание будут представлены интегрированными курсами в основной школе. Главная задача старшей ступени – усиление профильной подготовки и специализации, начальной школы – установление преемственности с дошкольной ступенью. Реформирование классно-урочной системы в министерстве считают пока преждевременным.

Этапы большого пути

По словам организаторов, предстоящий эксперимент не имеет аналогов по масштабам в истории российской и зарубежной школы. Он будет осуществляться поэтапно начиная с 1 сентября нынешнего года по 2006 год, и не исключено, что сроки его будут продлены. В 2001 году в эксперимент вступят 1–4 классы (начальная ступень обучения) и 10 класс, в следующем – 5,7 и 11 классы. Каждый год в сферу экспериментальной деятельности будут втягиваться все новые классы основной школы (в 2003-м – 6,8-й, в 2004-м – 9 класс, наконец, на завершающей стадии будет произведена перенумерация классов III ступени: 10 класс будет 11-м, 11-й – 12-м).
В эксперименте будут так или иначе задействованы все регионы: максимальное число участников составит 20% от всех школ той или иной территории.
Руководители главного образовательного ведомства говорили даже о необходимости организовать нечто наподобие референдума по этому вопросу.
Впрочем, обсуждение в кругу специалистов на самой коллегии показало, что ахиллесовой пятой эксперимента является уровень его научно-методического обеспечения: учебников, дидактических материалов, методических пособий, программ. Реформа структуры и содержания образования неразрывно связана с подготовкой и повышением квалификации учителей. Министерством уже разработана программа обновления педагогического образования, но для ее реализации, как нетрудно догадаться, потребуется не один год. Финансирование эксперимента будет осуществляться на средства Федеральной программы развития образования из расчета 150 млн рублей ежегодно (в общей сложности потребуется 750 млн рублей с 2001 по 2006 год включительно).
Особую тревогу вызывают учебники: хорошо обеспечена ими только начальная школа. По большинству предметов основного звена учебники имеются, но они должны быть доработаны авторскими коллективами в свете задач обновления содержания образования. Для старшей ступени в течение двух лет Национальным фондом подготовки кадров проводится конкурс на разработку учебников для общеобразовательного, естественно-научного и гуманитарного профилей. А вообще, по свидетельству министра образования Владимира Филиппова, процесс обновления учебно-методической литературы будет перманентным.

Эксперимент или авантюра?

Несмотря на эти и другие заверения о полной боевой готовности, некоторые участники дискуссии все же сочли предстоящий эксперимент авантюрой, затеянной в интересах только двух ведомств – Министерства образования и РАО. К обсуждению и подготовке не были привлечены представители огромного научно-педагогического сообщества: вузы, институты РАН.
Заместитель директора Института общего среднего образования РАО Михаил Рыжаков обвинил организаторов в революционном угаре, а директор Московского института развития образовательных систем, член-корреспондент РАО Александр Абрамов вообще проголосовал против эксперимента, который, по его мнению, не подготовлен ни содержательно, ни финансово, ни организационно.
Однако президент РАО Николай Никандров заявил: “...лучше действовать, чем ждать, потому что полностью готовы мы никогда не будем”.
Все же не хочется верить, что реформаторы намерены руководствоваться принципом “Ввяжемся в бой, а там разберемся” или: “На охоту идти – собак кормить”.

Три БУПа

Неотъемлемой частью эксперимента по структуре и содержанию общего образования является внедрение нового Базисного учебного плана. На суд участников коллегии было представлено три варианта БУПов для всех трех ступеней обучения полной средней школы. Первый, утвержденный Федеральным координационным советом осенью минувшего года, представляет собой компромиссный вариант, слепленный из пяти проектов планов, победивших в конкурсе на лучший БУП для 12-летней школы. Он был опубликован и широко обсуждался педагогической общественностью. Второй вариант создан специалистами РАО с учетом многочисленных замечаний, поступивших в адрес первого, сводного БУПа. И, наконец, третий появился на свет благодаря усилиям экспертно-аналитического центра Министерства образования и сразу же был назван необычным и нетрадиционным. Кстати, незаурядность последнего проявилась даже в том, что один из его вариантов предполагает 11-летний срок обучения, в то время как другие рассчитаны на 12 лет по схеме: 4+6+2.
Несмотря на шквал критики, поступившей в адрес первого БУПа, некоторые его бесспорные находки – создание условий для развития вариативности, индивидуализации обучения, раннее изучение иностранных языков – были охотно позаимствованы авторами двух последующих документов. Так, в каждом из них наряду с федеральным, национально-региональным, школьным компонентами присутствует ноу-хау конкурсного БУПа – ученический компонент, предусматривающий часы на индивидуальные занятия сверх обязательной нагрузки.
Работа над ошибками

Однако создатели второго и третьего вариантов должны были исправить две грандиозные ошибки своих предшественников – такие, как неравномерное распределение часов между различными дисциплинами, а также между федеральным и национально-региональным компонентами. Расширение последнего за счет отнесения в полное его ведение образовательных областей – искусства, физической культуры, технологии, выведение литературы из федеральной части БУПа, а также резкое сокращение количества часов на химию, географию, биологию, отсутствие в БУПе экономики, экологии, права ОБЖ как отдельных дисциплин – все это спровоцировало бурю негодования со стороны заинтересованных ведомств и организаций. По сути, все научно-педагогическое сообщество, включая деятелей культуры, искусства и литературы, разделилось на непримиримые предметные лобби. За ОБЖ вступился МЧС, за биологию – Министерство атомной энергетики, за химию – профильные институты РАН, за литературу – писатели. Представители вузов резко осудили введение интегрированных курсов (“Естествознание” и “Обществознание”), окрестив их братской могилой, мешаниной знаний в противовес фундаментальным наукам.
Тем не менее курс на интеграцию, заданный министерством, был успешно продолжен авторами второго и третьего БУПов, которые учли ошибки своих коллег, значительно увеличив часы на освоение естественно-научного цикла. В начальной школе в двух последних вариантах наряду с 45-минутной продолжительностью уроков предлагаются 35-минутные.
Для старшей ступени авторы первого варианта предлагают четыре профиля, второго – пять (традиционный спектр расширяется за счет введения информационно-технологического и социального профилей). Третий вариант предполагает выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов: базовых, профильных и углубленных. Данный учебный план не задает жесткого перечня профильных курсов, каждый старшеклассник вправе самостоятельно указать интересующий его набор предметов и уровни его изучения – базовый, профильный, углубленный – из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Включение в образовательный процесс учебных модулей расценивается как один из механизмов постепенной модернизации традиционного содержания образования и разгрузки детей, которые в старшей школе фактически переходят на индивидуальную программу обучения.
Именно этот план получил высокую оценку начальника Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Маргариты Леонтьевой и присутствовавших на заседании директоров московских школ – Анатолия Пинского, Анатолия Каспржака, признавшихся, что они готовы использовать его хоть с завтрашнего дня.

Еще не все завершено

Тем не менее сомнений и вопросов по каждому из планов накопилось достаточно для того, чтобы принять решение об их доработке и дальнейшем рассмотрении в феврале 2001 года на заседании ФКС. В связи с этим был принят ряд рекомендаций, которые обязаны учесть авторы каждого варианта. Среди них – необходимость отражения в учебном плане русской литературы как обязательного федерального компонента и ОБЖ как отдельной образовательной области.
Экономику и право предлагается изучать в основной школе в рамках курса “Обществознание”, а в старшей школе – как отдельные предметы независимо от профиля.
В феврале нынешнего года завершится подготовка концепций содержания образовательных областей и учебных предметов, которые до этого широко обсуждались педагогической общественностью, дорабатывались и проходили экспертизу. На основании утвержденных БУПов и концепций будут подготовлены обязательные минимумы содержания общего образования, требования к уровню подготовки выпускников школ, примерные программы по всем ступеням обучения.



Рейтинг@Mail.ru