Можно ли поднять учительскую
зарплату, если ее накрыли тарифной сеткой?
ЕТС давно пора отменить, а ее
собираются улучшать
Раз в три года в Министерстве
образования России происходит ритуальная
встреча руководителей ведомства и профсоюза.
...В торжественной обстановке под вспышки
фотокамер лидеры этих структур подписывают
очередное соглашение друг с другом о том, как (и
на что) будет существовать в ближайшие три года
руководимая первыми и защищаемая вторыми
система образования.
Сколько будут платить педагогам в месяц и на
сколько рублей в день кормить сирот в интернатах
и ПТУ. На сколько вырастут стипендии и вырастут
ли вообще. Сколько часов в неделю будут считаться
ставкой и сколько лет жизни – пенсионным стажем.
Нормы и условия труда и учебы, занятости, найма и
увольнения – все эти и остальные вопросы
социальной защищенности детально обсуждаются и
утверждаются в Отраслевом тарифном соглашении,
чтобы стать планкой, ниже которой нельзя
опустить зарплату и выше которой – поднять
нагрузку. Чтобы власти на местах, устанавливая
условия труда, социальные льготы и гарантии, не
могли ухудшить положение тех, кто учит, и тех,
кого учат.
Так, во всяком случае, задумано. Такие соглашения
на всех уровнях власти должны заключать между
собой работодатели, с одной стороны, и
представители работников – с другой. Ведь
понятно: работодатель, если ему не
сопротивляться, всегда будет платить как можно
меньше, а требовать как можно больше. Всем
известно, что власть никогда не делала и не
делает уступок добровольно, что нарушения в
сфере организации труда ежегодно разрушают
здоровье тысяч людей, что дискриминация отнимает
у людей множество разнообразных возможностей, а
совершенно неадекватные пособия угрожают
благополучию их семей. Работодатель объективно
находится в таком положении, что его кто-то
должен придерживать за руку, и профсоюзы по
объективным причинам становятся оппозицией. И
если они действительно защищают интересы
работников, отношения с работодателем неизбежно
портятся.
...Но в умиротворенной атмосфере, в которой
подписывали очередное Отраслевое тарифное
соглашение на 2001–2003 годы (Министерство
образования – от имени работодателей, ЦК
профсоюза работников образования и науки – от
имени педагогов и обучающихся), душа таяла.
Любо-дорого было посмотреть и послушать, как
министр образования благодарил наши доблестные
профсоюзы за сотрудничество и понимание и вручал
памятные нагрудные знаки отдельным особо
самоотверженным защитникам и спрашивал, нет ли у
кого каких предложений и дополнений и не
упустили ли каких возможностей помочь системе
образования...
Нет ни у кого никаких предложений!
И никто, конечно, слова не проронил о самом
существенном предмете обсуждения – пресловутой
Единой тарифной сетке, об усовершенствовании
которой так много говорится в тарифном
соглашении. О том, что сама тарифная сетка была
введена совершенно незаконно в нарушение
существующего законодательства и резко, в 5 – 6
раз ухудшила оплату труда педагогов. Подумать
только, что со времени принятия Закона “Об
образовании” – с 1992 года – каждый работник
образования каждый месяц должен был получать,
например, не 300 рублей, а 1800... Не тысячу, а
пять-шесть. Разве накопилась бы тогда за эти годы
их сегодняшняя унизительная, неописуемая нищета?
Разве случались бы голодные учительские
обмороки и смерти?
Где были тогда наши доблестные профсоюзы?
Сегодня они гордятся тем, что регулярно выводили
людей на улицы, и тем, как они будут
совершенствовать Единую тарифную сетку, и спорят
о том, нужно расширить или сузить диапазон
дифференциации оплаты и насколько увеличить
тарифные коэффициенты и число разрядов ЕТС...
Но число разрядов и размер коэффициентов не
должны иметь отношения к преподавателю вуза и
учителю школы. Потому что по Конституции,
принятой в 1993 году, оплата труда должна быть “не
ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда” (статья 37), а
этими федеральными законами для педагогов
являются Законы “Об образовании” и “О высшем и
послевузовском образовании”, где
устанавливается совсем иная система оплаты.
Зависеть зарплата педагога должна не от ЕТС, а
только от данных Госкомстата – от того, какую
среднюю зарплату в промышленности вычислят
статистики.
Все эти годы, несмотря на все спады производства
и “лежание” заводов и фабрик, эта средняя по
промышленности была многократно выше, чем то, что
выдавали в кассе учителям по грабительской ЕТС.
И все посвященные знают, что это правда. И молчат.
Более того, в этом соглашении говорится, что все
делалось правильно: “Стороны пришли к согласию,
что вопросы исчисления заработной платы
регулируются Рекомендациями о порядке
исчисления, разработанными на основе Инструкций
о порядке исчисления (от 1984 года! Давно де-юре
утратившими силу) с изменениями и дополнениями
(от 1990 года), тоже нелегитимными с тех пор, как
вступили в силу федеральные законы об
образовании – ведь все инструкции и
рекомендации имеют смехотворную юридическую
силу по сравнению с федеральными законами.
P.S. Наверное, в утешение журналистам министр
образования сообщил, что создается рабочая
группа по радикальной переработке Единой
тарифной сетки.
Это, конечно, хорошо. Если забыть о том, что самой
правильной радикальной переработкой может стать
только ее отмена.
|