На старом содержании образования
хотят поставить знак качества
Что же даст этот смелый эксперимент?
Иллюзия того, что содержание
образования в сегодняшней школе можно изменить
новым Базисным учебным планом или структурой
учебных предметов, еще раз показала свою
живучесть на только что прошедшей коллегии
Министерства образования.
Не будем подробно описывать это событие, отчет
нашего корреспондента вы сможете прочитать,
уважаемый читатель, в сегодняшнем номере.
Остановимся на другом.
Как же действительно эффективные механизмы
развития системы образования сегодня могут
изменить школу?
...Великий русский ученый, физиолог с мировым
именем Алексей Алексеевич Ухтомский однажды
записал в своем дневнике: «Нам надо участие в
истине. Это должно быть не просто участие в
учении о бытии, но участие в самом бытии, что
несравненно труднее». Между прочим, написано в
могильном 1938 году, когда об участии в бытии мало
кто помышлял. Все старались быть верными
доминирующему тогда учению, что тоже было не так
легко, но это трудности разного вида.
Однако действительные изменения жизни
происходят именно тогда, когда человек
становится частью меняющегося бытия, а не
послушным учеником правильных рекомендаций к
бытию.
В этом и заключается труднейшая задача
современной образовательной политики.
Задача не в том, чтобы построить правильный путь,
а чтобы дать возможность гражданам стать частью
образовательных перемен.
Большая проблема современной российской
образовательной политики заключается сегодня в
том, будет ли с большой трибуны заявлена цель
разработки нового качества образования или
сохранится традиционно-бессмысленная
формулировка повышения прежнего качества
образования.
Фактически в этом почти формальном обороте
кроется вся сегодняшняя проблематика
образовательной политики.
Обратите внимание, уважаемый читатель, как часто
в последнее время звучит напоминание о том, что
классно-урочную систему еще рано списывать со
счетов, что она еще свое покажет...
А откуда у чиновников эта тревога?
Ни на одном официальном мероприятии не было и
намека на отмену классно-урочной системы.
Все варианты базисных учебных планов или
концепции структуры и содержания образования
строго придерживались священного курса ЗУНов,
кроме концепции А.Тубельского, которой, кроме
читателей «Первого сентября» и ограниченного
круга экспертов, никто и в глаза не видел.
Почему, не обжегшись на молоке, так активно дуют
на воду?
Потому что приучают общественный слух к
следующему заявлению: никакое новое качество
образования нам не нужно – требуется только
повышение прежнего качества.
Отсюда принципиальный отказ от других, более
эффективных технологий обучения, принципиальный
отказ от системных содержательных
экспериментов, критика, на местах переходящая в
травлю, наиболее радикальных образовательных
инноваций.
Если сохраняется главная цель образования –
большой объем знаний за счет освоения программ
учебных предметов, – значит, сам собой
вырисовывается и способ решения этой задачи:
перераспределить учебный материал,
скомбинировать сведения, что-то убрать, что-то
добавить, состыковать программы школ так, чтобы
они были подогнаны под программы вузов. И все –
эксперимент по обновлению содержания
образования завершен.
Не нужно быть оракулом, чтобы предвидеть
побочные эффекты такого решения: перегрузка как
была, так и останется, введение единого экзамена,
фиксирующего зуновский перескок из школы в вуз,
породит еще большую потребность в репетиторстве
и взяточничество в вузах, общество будет
разочаровано своими вложениями в так называемую
модернизацию, и в глазах общества профессия
учителя окончательно превратится в предмет
насмешек и негативного отношения.
Мы видим другой путь реформирования системы
образования.
Он никак не связан с натуральным изменением
содержания школьного образования сверху. С нашей
точки зрения, школьное содержание образования не
может диктоваться школе ни ведомством, ни
Академией образования. Содержание, уклад
школьной жизни, система управления школой и
система оплаты труда учителя – это результат
общественно-образовательного договора между
профессиональным сообществом и гражданами.
И это единственно возможный путь развития
общественного образовательного сознания. Нам
надо привлечь к школе внимание граждан, чтобы
школа стала заботой людей, а не чиновников.
И люди уже хотят заботиться о школе, они понимают,
что слепая вера в мудрость бюрократа, который
якобы знает, как надо устроить школу, может
повлечь за собой печальные последствия; уже
сегодня ясно, что искусственная,
формально-оценочная система перехода из школы в
вуз никакого отношения к интересам ребенка не
имеет.
Многие родители это понимают, но нет никаких
общественных, гражданских институтов, которые
могли бы их образовательные интересы
реализовать.
Демократия сегодня не может действовать, как в
Древней Греции, – натурально. Чтобы собирались
все граждане, обсуждали какой-то вопрос и
принимали решение коллективно.
Демократия сегодня – это многообразные
гражданские институты, общественные
организации, ассоциации, союзы, объединения,
советы, комитеты, официально зарегистрированные
и имеющие полномочия от граждан.
Современная образовательная политика – это не
суета вокруг того, каким быть содержанию
образования, это создание общественных
институтов образования, в которых граждане
смогут проявить свое видение: каким может или
должно быть современное содержание образования.
Какая наивность! Какой романтизм! Это что же,
дворник дядя Петя будет диктовать нам,
профессионалам, академикам и докторам
педагогических наук, каким должно быть школьное
образование?! Какая чушь!
Да, граждане, отдающие в школу своих детей, как
правило, не профессионалы и, за редким
исключением, не доктора наук.
Тем не менее по закону они первые воспитатели
своих детей.
Но главное – вот вам и задача, господа академики,
– не коллегию Министерства образования
убеждать, а родителей. Потому что реально
образовательный результат возникает только
тогда, когда содержание образования является
функцией общественного образовательного
сознания. Тогда и общественное сознание
развивается, а это означает, что жизнь становится
качественно другой.
Чтобы жизнь становилась лучше, необходимо, чтобы
любая политика была функцией общественного
сознания – любая, в том числе и образовательная.
А если содержание образования в шестидесяти
тысячах российских школ определяется решением
коллегии в Москве...
А повышать качество зуновского образования
дальше просто некуда.
И эксперименты по этому поводу проводить не надо.
Их результаты известны заранее.
Продолжение темы – в материале Ольги Дашковской
на 2-й странице
|