Круг знаний или точка зрения?
Информация или диалог?
Конфликт двух подходов к содержанию
образования
Многие педагогические дискуссии, в том
числе споры о стандартах образования, которые с
такой остротой ведутся сегодня, обнаруживают
несовпадение двух педагогических мировоззрений,
двух стратегических представлений о том, что
является содержанием образования и каковы
перспективы современной школы.
Попробуем описать эти две парадигмы, которые
выступают в качестве неявных оснований
сегодняшнего педагогического мышления.
Учебно-трансляционная парадигма
образования
В ее рамках выстраивается содержание
всей традиционной школы. Суть этой парадигмы
заключается в том, что школа есть не что иное, как
инструмент трансляции. Трансляции чего – это уже
следующий вопрос.
Содержание образования при этом понимается как
то учебное содержание, которое можно
транслировать от учителя к ученику с помощью тех
или иных технологий.
Следовательно, это то, что можно “придумать
заранее” (в программах, учебниках, голове
учителя). И далее предъявить ученику, который
должен это содержание “усвоить” или “освоить”
(то есть сделать своим, внутренним). И все, что
требуется тогда от учителя, – найти наиболее
эффективные способы, с помощью которых заранее
придуманное (выделенное, смоделированное)
учебное содержание можно было бы сделать
достоянием ученика.
Учебные технологии могут быть “традиционными”
или “новаторскими”, однако это не меняет
главного: их смысл принципиально традиционен. И с
этим связано понимание перспективы развития
школы в границах описываемой парадигмы: с одной
стороны, с определением так называемого оптимума
учебного содержания, а с другой – с повышением
так называемой эффективности
учебно-трансляционного процесса.
Мерой эффективности оказывается успешность
трансляции заранее определенного учебного
содержания. Иначе говоря, даже идея детской
субъективности (и, следовательно, идея учебных
технологий, ориентированных на детскую
субъективность в границах данной парадигмы) есть
не более чем средство решения трансляционных
задач. В этом случае субъективность ученика не
самозначима, а носит всецело подчиненный задачам
учебной трансляции характер либо служит своего
рода бесплатным приложением к собственно
учебному процессу: мол, неплохо не только
учиться, но и личную субъективность развивать...
Естественно, что и критерием образованности в
данной парадигме оказывается тот самый объем
осваиваемых учеником знаний, умений и навыков, о
котором так много ведется сегодня споров. Важно
решить, какие именно знания, умения и навыки
должен осваивать ученик и каков должен быть так
называемый минимум знаний, умений и навыков.
Разумеется, если видеть “сутевую” задачу школы
в трансляции культурной информации или в
приобщении учащихся к миру культуры, разговор об
учебном минимуме транслируемых ЗУНов неизбежен.
Ведь понятно, что вся человеческая культура
необозримо велика по сравнению с учебными
возможностями усвоения знаний, которыми
обладает всякий отдельно взятый (и даже
гениальный) ребенок. А это значит (единственно
возможная логика мысли в границах описываемой
парадигмы!), что из необозримо большой культуры
нужно выбрать самые замечательные (и доступные
возрасту, разумеется!) ее кусочки и представить
их в виде специально оформленного (то есть особым
образом систематизированного и методически
поданного) “учебного содержания”... Надо только
урегулировать споры между представителями
разных учебных предметов – сколько какого
предмета можно предъявить
среднестатистическому ребенку, чтобы и
предметам обидно не было, и физиология не
пострадала.
Тупиковая стратегия
И все бы хорошо в этой
учебно-трансляционной парадигме, да вот беда:
развитие культуры и теории культуры на
протяжении ХХ века заставляет все более
усомниться в одном из главных ее постулатов. А
именно в том, что сама идея “научного отбора
наиболее ценного содержания культуры” является
научно состоятельной.
Чем дальше развивается человеческая культура и
чем более глубоко исследуется ее природа, тем
более очевидным становится то обстоятельство,
что “наиболее ценное” содержание культуры
принципиально невычленимо. А также: что ни
внутреннее содержание той или иной культуры, ни
всю совокупность культур нельзя выстроить по
иерархическому принципу.
Кроме того, обнаружился существенный парадокс. В
сокращенном, обрезанном, адаптированном формате
учебника исчезает самое главное, что делает
любую культуру культурой, – ее реальная жизнь.
Иначе говоря, выяснилось, что
учебно-трансляционная образовательная
парадигма находится в жестком конфликте с самой
сутью культурного развития. И чем мощнее
реальный культурный рост, тем наивнее и нелепее
попытки переведения этого культурного роста в
“легко усвояемый” формат учебника. И чем дальше
будет происходить развитие культуры, тем более
жестким будет становиться учебный отбор и тем в
большей степени “утрамбованное” учебное
содержание будет отличаться от содержания
реальной культуры.
Это противоречие становится все более
напряженным.
Что в этой ситуации делать школе?
В рамках описываемой парадигмы возможна только
одна – экстенсивная по сути своей – стратегия
развития школы. Она может осуществляться тремя
способами:
1) маниакально-упорной утрамбовки реальной
культуры в формате учебника, 2) поиска и
разработки более совершенных методик усвоения
этого утрамбованного содержания и, наконец, 3)
неизбежного в рамках этой стратегии увеличения
продолжительности школьного обучения (от
десятилетки к двенадцатилетке и далее со всеми
остановками).
Понятно, что по мере расширения “взрывного
пространства культуры” эта стратегия все больше
и больше заходит в тупик. Уже сейчас существующие
механизмы учебной систематизации и упорядочения
развивающейся культуры дают явный сбой:
реальное, живое пространство культуры
отказывается “сворачиваться” в учебник.
С каждым годом будет усиливаться ситуация
двойного отчуждения: учебника от реальной
культуры и ученика от учебника.
Любые методические ухищрения – это лишь
временная мера. Поэтому требуется поиск
радикально иного пути образования.
Очертания новой парадигмы
Сама суть рождающейся на наших глазах
новой образовательной парадигмы заключается в
принципиальном переносе акцента с идеи освоения
культуры на идею самореализации (или
самоактуализации) личности в культуре.
В этом случае меняется представление о смысле
процесса образования: он видится теперь не
столько в учебно-порционной трансляции
культурных ценностей или знаний, сколько в
становлении личностной субъективности
“ученика” и его способности к диалогу с
культурой.
Закавыченность слова “ученик” в данном случае
означает то, что, по сути дела, речь идет о выходе
за границы собственной учебной деятельности и о
переходе в диалоговое пространство.
Образование – это процесс, который не сводится к
сюжетам, в которых ребенка чему-то учат.
Образование – это непрерывный процесс
образовывания, становления, формирования
личности человека, происходящий там и тогда, где
и когда происходит субъектная встреча ребенка с
теми или иными людьми, с теми или иными
феноменами культуры.
Суть образовательной проблематики с этой точки
зрения состоит не в том, сколько и какой
культурной информации, сколько и каких
выделенных учебным образом знаний, умений и
навыков удалось транслировать ученику, а в том,
насколько у “ученика” оказалась сформированной
потребность и способность к диалогу с культурой.
Диалог – это не учебная процедура. В диалоге
человек не становится учеником другого,
усваивающим чью-то позицию, чьи-то взгляды или
воспринимающим какую-то информацию. В диалоге
человек вырабатывает свою собственную позицию,
свое собственное “я”, удерживая на дистанции
позицию и “я” другого. В диалоге человек – сам
инициатор своего образовательного движения и
сам автор той траектории, которую он
простраивает внутри той или иной культурной
реальности (скажем, в реальности читаемого
“Гамлета” или в реальности живого культурного
собеседника).
В традиционном процессе учения мне навязывают
учебные предметы, предметность которых вовсе не
обязательно становится предметом моего
субъективного интереса, поскольку она выделена
кем-то, а не мной. Но у меня есть возможность
обнаружить себя (свою субъективность) в этом
чужом предмете – обнаружить свой собственный
предмет – вступить в диалоговый режим
образования. И именно в этом – точка, начало
моего подлинного образования, которое всегда
существенно не совпадает с тем внешним процессом
учения, в который я формально погружен. И с этой
точки зрения вся моя жизнь есть процесс
образования (об-раз-ования, где “раз” – единица
целостности) как процесс моих встреч с миром
культуры (или с мирами культуры, коль скоро
каждый человек, по сути, носитель
самостоятельной культурной вселенной; или с
произведениями – производными культуры), в
которых я нахожу все новые и новые основания
своего “я”.
Результат образования – это не то, что ученик
приобрел за время освоения того или иного
“количества” культуры, а сама субъективность
ставшей (и продолжающей становиться) личности, то
есть сама способность и потребность человека во
внутрикультурном диалоге.
Глубинная проблема современной российской (и не
только российской) школы заключается в том, что
ни дети, ни учителя, ни управленцы не являются в
ней по большому счету субъектами своей
деятельности. Все они осуществляют чужую
деятельность, действительным автором которой
являются не они, а кто-то другой. Поэтому в
дальнейшем я буду брать слово “деятельность” в
кавычки всякий раз, когда оно будет обозначать
псевдодеятельность – деятельность отчужденную,
деятельность со смещенным авторством.
Так, подлинным субъектом и автором учебной
“деятельности” ученика является учебник или
учитель (ведь именно он дает учебные задания и
инструкции по их выполнению и он же осуществляет
контроль за их исполнением). Субъектом
деятельности самого учителя являются: все те же
учебники, учебные программы и административные
инструкции, а субъектом и подлинным автором
“деятельности” составителей школьных программ
и учебников часто является обыкновенная
традиция.
Получается, что собственно деятельность в школе
вообще невозможна? К счастью, это не так.
Неотчужденная деятельность, неотчужденное
авторство, неотчужденная субъективность в школе
не только возможны, но и регулярно проявляются.
Но происходит это только там и тогда, где
возникает феномен собственной инициативы –
учителя, управленца или ученика. Точка
собственной инициативы – точка потенциального
риска и непредсказуемости – есть точка рождения
собственной деятельности. Потому-то
субъектности нельзя научиться, но субъектность
может родиться.
Итак, проблема школьной реформы – это путь
преодоления школы трансляционного типа и
создания школы, главной ценностью которой
становится субъектный диалог.
Образовательные области – это пространства, в
которых субъекты образовательной деятельности
(и ребенок, и учитель) совершают совместное
образовательное путешествие. Причем критерием
эффективности оказывается не объектная сторона,
не количество приобретенной в течение этого
путешествия информации или знаний, но, если
угодно, качество субъектности – глубина
субъектной вовлеченности участников в это
путешествие и степень продуктивности, степень
субъектной самоактуализации участников в
процессе этого путешествия. Важно не “сколько я
освоил”, а насколько моя личность оказалась
субъектно вовлеченной в диалог с культурой.
Разумеется, чтобы подобные образовательные
путешествия оказались возможными, необходимо
освоить их языки – языки диалога с различными
областями культуры и создания средовых условий
для актуализации личностных мотиваций
“учеников” и “учителей” к субъектной
самоактуализации в культуре. Именно эти языки и
эта субъектная самоактуализация и являются
предметом образовательной деятельности в новой
парадигме.
Александр ЛОБОК,
доктор психологических наук,
руководитель проекта “Вероятностное
образование”
|