Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2001

Первая тетрадь. Политика образования

В поисках задачи для школы XXI века

В российском обществе все явственнее ощущается потребность в обновлении образования. Уже давно никто не спорит с тем, что традиционная педагогика не отвечает современным требованиям и надо строить новую школу.
Но как строить? Исходя из каких ценностей и целей?
Описать парадигму образования будущего столетия – предельно сложная задача.
Вероятно, ее основания надо искать в культурных и социальных тенденциях, которые наметились в веке уходящем.
Попробуем обозначить хотя бы некоторые из них.
На наш взгляд, усилия многих современных педагогов нацелены на то, чтобы сделать образование более человечным. Они пытаются создать школы, в которых главное содержание образования определяется не требованиями программ, а тем, что необходимо ребенку, чтобы расти и развиваться в соответствии со своими собственными задатками.
При этом меняется роль учителя, которому приходится постоянно осмысливать свою профессиональную деятельность, самостоятельно перестраивать ее, следуя за теми изменениями, которые происходят с детьми.
В современном образовании наряду с традиционными ценностями знаний и информации важнейшее значение обретает способность ребенка к творческому мышлению и саморазвитию.
Меняются и привычные представления педагогов о ребенке.
Традиционная школа строилась на основе представления об ученике как о чистой доске.
Но сегодня стала очевидной невозможность создать универсальный образ человека, который мог бы лечь в основу содержания образования. И в педагогическом сообществе все большее распространение получает взгляд на природу ребенка – как на человека, имеющего определенные качества и наклонности, который сам может решить: какие знания для него важны, а какие нет. Отсюда задача школы – помочь ученику раскрыть способности к самоопределению и саморазвитию.
Однако при этом ученик зачастую уподобляется таинственному существу, которое имеет свои особенности и предпочтения, но еще не имеет собственного содержания.
По существу, процесс образования видится так, словно ребенок начинает “наполнять себя” только с момента обращения к образовательной деятельности.
Но уже появилась пока еще, пожалуй, самая малочисленная группа педагогов, которые пытаются построить образовательный процесс, исходя из древнего представления о ребенке как о микрокосме, сопоставимом по своей сложности и глубине с самой богатой культурой. Подразумевается, что в ребенке до всякого образования уже присутствует глубокое знание о сущности человеческого бытия в мире. Декарт называл его врожденными идеями, Юнг – архетипами, Голосовкер – мифами.
Миссия школы в том, чтобы помочь ученику проявить эти скрытые в нем знания и увидеть их связь с общечеловеческой культурой. Когда это происходит, внешние культурные смыслы становятся личностно-значимыми для ребенка. Чувства непосредственной связи с культурными знаками, символами, текстами как бы оживляют их для ученика, который осознает, что он может взаимодействовать с миром культуры, влиять на него, изменять, обогащать его и обогащаться сам. Тому, что происходит в этот момент, трудно дать определение: это и исходная точка, и главный импульс для продолжения образования, самореализации, личностного роста, будущих встреч мира ребенка с миром культуры.
По всей видимости, где-то здесь, на этой почве, и “взрастает” педагогика завтрашнего дня. В чем ее суть, если не в восхождении ребенка к образу взрослого образованного человека? Возможно, в раскрытии, преображении внутреннего мира ребенка, что ведет к качественным изменениям во всех его взаимоотношениях: с самим собой, с другими людьми, со своей и чужими культурами...
Сейчас еще очень трудно рассмотреть четкие контуры новой школы. Это только первые шаги к ней – начало разговора, к которому мы вас приглашаем.
А сегодня предлагаем два материала: Александра Лобка о конфликте парадигм и Ирины Вахнянской о том, как может быть выстроен образовательный процесс в рамках новой парадигмы образования.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ



Рейтинг@Mail.ru