Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Золотое сито для выпускников

Да, во многих странах старшеклассники поступают в вузы без экзаменов. Но трудностей и препятствий у них, как правило, не меньше

Во Франции и Германии, Англии и Японии поступлению в вуз предшествует суровая довузовская подготовка, сопровождаемая системой жесточайшего отбора на разных ступенях школьного обучения, которую социологи называют золотым ситом. Например, в Германии дифференциация (или селекция?) детей осуществляется сразу по окончании начальной школы. Дети делятся по способностям на три потока. Известная часть идет в девятилетнюю школу, дающую общую и начальную профессиональную подготовку. Середняки отправляются в десятилетнюю реальную школу. Наиболее способные продолжают обучение в гимназии. Для получения аттестата нужно сдать четыре выпускных экзамена, допуск к которым получают только те, кто завершил изучение 28 учебных курсов.

В Японии более половины учащихся 7-9 классов занимаются дополнительно по двум-трем предметам, чтобы подготовиться к экзаменам в старшую школу. Для поступления в вуз японский абитуриент должен сдавать два тура экзаменов. Первый тур – тестирование по 2-5 предметам. Второй тур организуется самими университетами и является чрезвычайно сложным ввиду высоких конкурсов. Те, кто не поступил, готовятся год-два к новому заходу.

Во Франции и Англии абитуриенты имеют право выбрать на экзамене отдельные вопросы или вариант. При этом главной целью европейских экзаменов является не воспроизводство знаний, а их применение в новой ситуации, планирование и проведение научных экспериментов. На поставленные вопросы нужно дать краткие или развернутые письменные ответы. Иногда даже используются практические и экспериментальные задания.

И только в США переход с одной ступени обучения на другую осуществляется без особых препятствий – без экзаменов или других форм обязательной оценки уровня учебных достижений, хотя за время обучения в школе учащиеся выполняют бесчисленное множество стандартизованных тестов, проводимых различными организациями. Результаты выполнения этих тестов, как правило, не влияют на продвижение учащихся по этапам обучения. В США нет ни единых национальных экзаменов, ни единых программ обучения. Для поступления почти в треть вузов страны вообще не требуется сдачи вступительных экзаменов. Единственным измерителем содержания образования является количество изученных курсов (или кредитов) по 120 учебных часов каждый. Для поступления в вузы выпускник должен набрать не менее 14-16 кредитов.



Рейтинг@Mail.ru