Золотое сито для выпускников
Да, во многих странах старшеклассники
поступают в вузы без экзаменов. Но трудностей и
препятствий у них, как правило, не меньше
Во Франции и Германии, Англии и
Японии поступлению в вуз предшествует
суровая довузовская подготовка, сопровождаемая
системой жесточайшего отбора на разных ступенях
школьного обучения, которую социологи называют
золотым ситом. Например, в Германии
дифференциация (или селекция?) детей
осуществляется сразу по окончании начальной
школы. Дети делятся по способностям на три
потока. Известная часть идет в девятилетнюю
школу, дающую общую и начальную профессиональную
подготовку. Середняки отправляются в
десятилетнюю реальную школу. Наиболее способные
продолжают обучение в гимназии. Для получения
аттестата нужно сдать четыре выпускных экзамена,
допуск к которым получают только те, кто завершил
изучение 28 учебных курсов.
В Японии более половины учащихся 7-9
классов занимаются дополнительно по двум-трем
предметам, чтобы подготовиться к экзаменам в
старшую школу. Для поступления в вуз японский
абитуриент должен сдавать два тура экзаменов.
Первый тур – тестирование по 2-5 предметам. Второй
тур организуется самими университетами и
является чрезвычайно сложным ввиду высоких
конкурсов. Те, кто не поступил, готовятся год-два
к новому заходу.
Во Франции и Англии абитуриенты имеют
право выбрать на экзамене отдельные вопросы или
вариант. При этом главной целью европейских
экзаменов является не воспроизводство знаний, а
их применение в новой ситуации, планирование и
проведение научных экспериментов. На
поставленные вопросы нужно дать краткие или
развернутые письменные ответы. Иногда даже
используются практические и экспериментальные
задания.
И только в США переход с одной ступени
обучения на другую осуществляется без особых
препятствий – без экзаменов или других форм
обязательной оценки уровня учебных достижений,
хотя за время обучения в школе учащиеся
выполняют бесчисленное множество
стандартизованных тестов, проводимых различными
организациями. Результаты выполнения этих
тестов, как правило, не влияют на продвижение
учащихся по этапам обучения. В США нет ни единых
национальных экзаменов, ни единых программ
обучения. Для поступления почти в треть вузов
страны вообще не требуется сдачи вступительных
экзаменов. Единственным измерителем содержания
образования является количество изученных
курсов (или кредитов) по 120 учебных часов каждый.
Для поступления в вузы выпускник должен набрать
не менее 14-16 кредитов.
|