Начало нового года, века и тысячелетия
сулит множество грандиозных открытий в науке и
перемен в общественной жизни. Сфера образования
не исключение. Летом 2001 года Министерство
образования РФ планирует провести эксперимент
по единым экзаменам в школах пилотных регионов
страны. На его осуществление потребуется не
менее двух лет. Только по истечении этого срока
можно будет принять решение о введении единого
экзамена на всей территории страны. Сегодня 90%
стран во всем мире проводят единые экзамены в той
или иной форме. По какому пути пойдет Россия? Этот
вопрос дискутировался на последней коллегии
Министерства образования в декабре минувшего
года. Известно, что школьники должны сдавать пять
экзаменов – два обязательных (по русскому языку
и математике) и три по выбору, результаты которых
будут оцениваться по стобалльной шкале. В вузах,
которые готовят специалистов для сферы культуры,
искусства и спорта, для абитуриентов будут
проводиться дополнительные туры испытаний. В
пилотных регионах в эксперименте по единым
экзаменам примут участие все выпускники школ и
все вузы данного региона. Единые государственные
экзамены (ЕГЭ) станут элементом независимой
системы оценки качества образования, а также
аттестации и аккредитации образовательных
учреждений всех уровней.
В дальнейшем в пилотных регионах планируется
создать центры по оценке качества образования.
Говорят, лиха беда начало. От того, как пройдет
эксперимент в пилотных регионах, зависит судьба
экзаменационной реформы в стране. Возможно ли
застраховаться от ошибок и просчетов, которые
могут стать роковыми? Как обеспечить успех
предстоящего эксперимента на самом первом,
подготовительном этапе?
Вопросы перед единым экзаменом
Прежде чем начинать эксперимент,
необходимо тщательно к нему подготовиться,
считает заместитель министра образования Виктор
БОЛОТОВ
Право на участие надо заслужить
– Виктор Александрович, когда будут
названы пилотные регионы?
– Первоначально интерес к эксперименту проявили
около двадцати территорий, официальные заявки о
намерении участвовать подали примерно десять
регионов. После проработки вопросов о том, каких
усилий требуют от регионов и от вузов
организация и проведение эксперимента, осталось
семь участников: республики Марий Эл, Мордовия,
Чувашия, Якутия (Саха), Магаданская, Омская,
Самарская области. В настоящее время в
министерстве анализируются их программы, в
которых отражены организационные и финансовые
аспекты проведения эксперимента. От того,
насколько продуманными и реальными будут ответы
на вопросы, поставленные министерством перед
потенциальными участниками эксперимента,
зависит окончательный выбор пилотных регионов.
Думаю, их список будет утвержден в постановлении
правительства после обсуждения на совете по
единым экзаменам в середине января.
– Какие критерии отбора для министерства
являются наиболее приоритетными?
– Прежде всего это обеспечение секретности на
всех этапах проведения эксперимента.
Афишировать заранее пути решения этой проблемы
не хотелось бы. Отмечу только, что поступает
немало разных предложений, вплоть до того, чтобы
транслировать ход экзаменов через теле– и
видеокамеры.
Предполагается также, что сами экзамены будут
проходить в школах (но только не для выпускников
данной школы), вузах и даже в кинотеатрах.
Главное, чтобы то или иное помещение можно было
назвать нейтральной территорией.
Пока мы договорились о том, что на единых
экзаменах будут использованы закрытые тесты, то
есть задания, содержание которых будет строго
засекречено. Но, надеюсь, очень скоро мы перейдем
на открытые тесты: например, опубликуем 10 тысяч
вопросов и заданий, и пусть дети вместе с
учителями готовятся к ним на здоровье. А на
экзамене будет дана так называемая случайная
выборка из этого огромного списка.
Вторая актуальная организационная проблема –
подвоз детей из отдаленных сельских районов к
месту экзаменов. Здесь одинаковых для всех
рецептов нет и быть не может. Понятно, что в
Самарской области реальнее и проще всего
организовать доставку школьников на автобусах.
Очевидно, что в Якутии с ее особыми
климатическими условиями и большими
расстояниями будут использоваться
дополнительные транспортные средства, например,
вертолеты.
Решение этих и других вопросов потребует немалых
материальных затрат, часть которых обязуются
взять на себя пилотные регионы, часть –
Министерство образования. В бюджете 2001 года
запланированы средства на развитие сети
федеральных экспериментальных площадок в
размере 250 млн рублей. Определенная доля этих
денег будет израсходована на поддержку
эксперимента, а пилотным регионам будет присвоен
статус ФЭП.
Обеспечить надежность и объективность
– Кроме организационной части
эксперимента, не менее важна содержательная.
Уровень экзаменационных заданий во многом
установит планку общего образования.
– Конкурс на лучшие контрольно-измерительные
материалы (КИМы) объявлен в декабре минувшего
года. Мы допускаем к конкурсу организации,
имеющие не менее чем двухлетний опыт составления
тестов, других экзаменационных заданий, которые
апробировались на практике образовательными
учреждениями.
Всех остальных, не отвечающих этим требованиям,
мы отсеиваем. В России существует всего около
пяти-шести организаций, способных преодолеть
установленные нами барьеры. Это “Телетестинг”
при МГУ, Центр тестирования при Министерстве
образовании, МИПКРО, Центр оценки качества
образования РАО, а также коллективы из Вологды,
Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга.
– Расскажите, пожалуйста, о критериях отбора
самих контрольно-измерительных материалов и
методике перевода стобалльной шкалы оценок за
единые экзамены в традиционную, пятибалльную?
– В отборе материалов будут участвовать
тестологи, школьные методисты, а методика
шкалирования зависит от содержания и формы
конкретных экзаменационных заданий. В январе мы
намерены окончательно утвердить требования к
КИМам, но уже сейчас совершенно ясно, что самое
главное из них – это соответствие школьным
программам. Правда, это не означает, что не будет
задач повышенной сложности для поступающих в
вузы.
Например, ученик получает перечень
экзаменационных заданий разных уровней
сложности, за выполнение каждого из которых он
набирает соответствующее количество баллов.
Предположим, на 100 баллов надо выполнить 20
заданий. Чем больше задач, тем больше баллов.
Школьная оценка “5” – это 50–60% выполненных
задач. Свыше этого – информация для вузов. Вуз
сам определяет, сколько баллов надо набрать до
проходного.
Другой вариант состоит в том, чтобы разделить
школьный и вузовский тесты. По собственному
желанию ученик, выполнивший школьный тест, берет
вузовский или, наоборот, отказывается от него.
– Наверное, успех эксперимента в
значительной мере будет зависеть от самой
последней и ответственной его стадии – проверки
результатов экзаменационных работ.
Как обеспечить надежность и объективность этой
процедуры?
– Мы обсуждаем два предложения. Первое: все
ответы сканируются и по электронной почте
отправляются в Москву в специальный центр по
оценке результатов, то есть в ту организацию,
которая победит в конкурсе КИМов. Проверка будет
производиться с помощью специальных
компьютерных программ. Такой опыт у нас уже
имеется благодаря деятельности Центра
тестирования при Министерстве образования и
“Телетестинга”.
Предложение второе: работы проверяются в регионе
трехсторонней комиссией – школьными и
вузовскими педагогами обязательно под контролем
родителей, которых я бы сравнил с независимыми
наблюдателями на политических выборах. Вполне
возможно, что половина регионов будет работать
по одной схеме, половина – по другой.
Аттестация должна быть гуманной, а
тесты – умными
– На коллегии говорилось о том, что в
школьный аттестат выставляется отметка по
принципу “Все сомнения в пользу
провинившегося”, то есть в пользу школьника.
– Да, действительно, если разница между оценкой
за текущую успеваемость и за единый экзамен
составляет один балл, то в аттестат выставляется
наивысшая оценка из двух имеющихся. Или
выводится среднее арифметическое, если разница
составляет два балла. Если выпускник провалил
единый экзамен, а за текущую успеваемость имеет
“3”, выставляется “3”. Что изменится в этом
плане через два года эксперимента, еще
неизвестно.
– Как вы относитесь к идее начальника
Департамента образовательных программ и
стандартов общего образования министерства
Маргариты Леонтьевой о том, чтобы выпускникам, не
планирующим поступать в вузы, выдавать аттестат
по итогам текущей успеваемости, а не единых
экзаменов?
– Это реальное предложение, и в ряде стран такой
опыт имеется. В этой ситуации оценка в аттестате
(за текущую успеваемость) вообще ничего не
значит, интереса и доверия ни у кого не вызывает.
По сути, аттестат приравнивается к справке о том,
что определенное количество лет человек ходил в
школу. Если принять это предложение, то рано или
поздно аттестат с оценками уступит место
удостоверению об окончании школы. Законом “Об
образовании” установлено, что выпускник обязан
пройти государственную итоговую аттестацию, то
есть сдать экзамены, результаты которых
оценивают не только педагоги данной школы, но
также представители государства. А если оценки
выставляются по итогам текущей успеваемости, то
при чем же здесь государство?
– Вы ведете такую серьезную работу над
содержанием контрольно-измерительных
материалов, продумываете шкалу оценок, стараясь
максимально соблюсти интересы детей и
гарантировать чистоту эксперимента. Но не
боитесь ли вы, организаторы, подвергнуться
катастрофической критике из-за того, что
экзаменационные испытания будут проходить в
форме тестов? Не секрет, что в общепринятом
представлении тест выглядит примерно так:
“Выбери правильный ответ из трех вариантов:
“Волга впадает в маразм, в истерику, в Каспийское
море”.
– В переводе с английского testing – это проверка
качества в разных формах. Пока планируется
использовать две разновидности КИМов – первая,
предполагающая выбор одного правильного
варианта из нескольких предложенных, и вторая,
требующая развернутого ответа на поставленный
вопрос.
Но даже в первом, столь часто критикуемом случае
можно избежать перекосов в сторону чрезмерного
упрощения и примитивизма. Например, придумать
нетривиальные вопросы по гуманитарным
предметам.
Вообще интерес к контрольно-измерительным
материалам, представленным на конкурс, трудно
переоценить. Каждый день в министерство звонят
ректоры из регионов, не принимающих участия в
эксперименте. Они интересуются, можно ли
использовать контрольно-измерительные
материалы, которые будут признаны лучшими по
итогам конкурса, на вступительных экзаменах в их
вузы. (Ответ на этот вопрос мы дадим позже.) Это
свидетельствует о том, насколько востребованы
качественные, неординарные экзаменационные
задания и насколько велика ответственность за
отбор самых лучших.
Завоевать доверие вузов
– Признайтесь честно: тяжелее всего
было добиться согласия на участие в эксперименте
со стороны вузов?
– На первом этапе некоторые вузы согласны были
засчитывать результаты единых экзаменов только
при наборе на факультеты, не пользующиеся особой
популярностью, а юридические и экономические
специальности “отдавать” не хотели ни в какую.
Но постепенно мы сумели их убедить, что только
при условии стопроцентного участия вузов
пилотного региона (все остальные вправе сами
решать, засчитывать или нет результаты единых
экзаменов) возможно успешное проведение
эксперимента, в противном случае он теряет
всякий смысл.
Среди высших учебных заведений есть рьяные
сторонники единых экзаменов. Например,
Красноярский государственный технический
университет, Донской государственный
технический университет на протяжении последних
лет активно сотрудничают с Центром тестирования
при Министерства образования под руководством
В.Хлебникова.
– Чем вы объясняете такой энтузиазм? Ведь
многие утверждают, что причина неприятия вузами
единых экзаменов якобы состоит в том, что, слагая
с себя полномочия, связанные с проведением
вступительных испытаний, они лишаются рычагов
власти, а заодно теневых источников обогащения?
– Я убежден, что хорошим вузам нужна не власть, не
дубина в руках, не теневые деньги, а сильные
абитуриенты. Единые экзамены позволят облегчить
ректорам процедуру приема абитуриентов,
требующую, кстати, больших организационных
усилий. Им не надо будет ломать голову над тем,
откуда пригласить специалистов для проверки
экзаменационных работ по непрофилирующим
дисциплинам и т.д. По итогам единых экзаменов
вузы получат пять сертификатов, благодаря
которым можно будет судить и об уровне общего
развития абитуриента, и о его знаниях по
профильным дисциплинам.
Проявить заботу об абитуриентах
– Не кажется ли вам странным и даже
предосудительным то, что выпускники XXI века будут
выполнять задания не на компьютерах, а на
листочках, как их мамы, бабушки и даже прабабушки
и прадедушки?
– Я глубоко убежден, что через 5–10 лет мы
перейдем только на компьютерные тесты. Это
станет реальным после осуществления федеральной
Программы “Развитие единой образовательной
информационной среды на 2001–2005 годы”, проект
которой в скором времени будет представлен на
рассмотрение правительства и президента.
Пока же у нас нет ни одного региона из 89, школы
которого были бы оснащены настолько, чтобы быть
готовыми к проведению компьютерного
тестирования.
– Когда и как будут сдавать вступительные
экзамены выпускники ПТУ и те, кто не поступил в
вузы в предыдущие годы, демобилизованные воины?
– Для этой весьма многочисленной категории
абитуриентов экзамены будут проводиться не в
конце мая – начале июня, как для школьников, а 15
июля, и сдавать они обязаны только вузовскую
часть тестов. Кстати, вместе с ними вправе
попытать счастья и ребята из других краев,
областей и республик. Правда, как показывает
опыт, в вузы пилотных регионов поступает очень
мало ребят со стороны.
– Как известно, льготы для инвалидов с
детства сохраняются и при введении единых
экзаменов: они по-прежнему будут пользоваться
правом внеконкурсного приема в вузы. Известно
также, насколько сложно этим правом
воспользоваться на практике.
– Есть такое понятие, как профнепригодность по
состоянию здоровья. У нас действует перечень
противопоказаний к тем или иным профессиям,
регламентированный на федеральном уровне. Вуз
дает не просто образование для души, а
специальность, востребованную обществом.
И здесь каждый должен реально и трезво оценить
собственные силы и способности.
Другая сторона проблемы состоит в том, что пока
мы не умеем учить больных людей в общих условиях.
Вспоминаю, как в бытность мою студентом
Красноярского университета со мной на курс
поступил слепой парень. Он проучился полгода и
бросил, потому что не сама программа оказалась
ему не по силам, а условия обучения.
Сегодня у нас открываются специальные вузы для
инвалидов, страдающих разными недугами. Есть
опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана, где обучают глухих и
слабослышащих студентов по особым методикам.
Надеюсь, таких примеров с каждым годом будет все
больше и больше.
Ответственность поделить по-братски
– Эксперимент, как бы тщательно он
ни был подготовлен, – это всегда непроторенный
путь, двигаться по которому приходится методом
проб и ошибок. На кого в конечном счете будет
возложена ответственность за чистоту
эксперимента, за его успехи и провалы?
– За все организационные процедуры отвечают
органы управления образованием пилотного
региона, за прием в каждый конкретный вуз –
ректор. Со своей стороны Министерство
образования намерено не только принять участие в
софинансировании эксперимента, но и полностью
обеспечить, а значит, взять на себя
ответственность за его содержательную часть:
разработку контрольно-измерительных материалов
(КИМов), нормативной базы, а также проверку
экзаменационных работ.
В каждом пилотном регионе будет создан совет по
проведению единых экзаменов, в состав которого
войдут представители трех заинтересованных
сторон – школ, вузов и родительской
общественности. Все основные решения,
обеспечивающие ход эксперимента и его
результаты, будут приниматься этим
консультативным и координирующим органом, а
утверждаться органами управления образованием,
советом ректоров и главой местной администрации.
Беседовала Ольга Дашковская
|