Несовпадение тем
Все больше пунктов включается в
повестку дискуссий о модернизации образования.
И все больше школ отключается от отопления...
За последние недели в российском
образовании сложились две линии: регионы борются
с холодом за выживаемость школы, Москва пытается
сдвинуть с места модернизацию.
Успех примерно одинаков.
В ряде регионов дан приказ сливать воду из
школьных систем теплообеспечения. Это означает,
что нагреть школу нет никакой возможности, а
чтобы замерзшая вода не разорвала трубы системы,
из нее лучше воду слить, чтобы сохранить систему.
При этом каникулы в регионах детям продлили: в
Иркутской области, Бурятии. Но олимпиады по
предметам провели, несмотря ни на что. Только
слет развивающего обучения в Новосибирске
отменили из-за морозов.
Наглядная демонстрация соотношения
традиционного и инновационного образования:
олимпиады по традиционке – в любой мороз, знай
наших! А это деликатное, капризное развитие, то
есть развивающее обучение, не выдерживает
суровых условий российской действительности!
Шутка.
А если всерьез, то надо Богу молиться, чтобы
поскорее потеплело в Сибири и на Урале. Никто
никогда не обсуждал такую скучную материю, как
система отопления и канализация школ, но
ситуация там страшная. Дело в том, что химический
состав воды, которая течет по трубам
теплоцентралей, таков, что она разъедает металл,
поэтому трубы надо менять максимум каждые пять
лет, а их в некоторых школах вообще не меняли за
последние 30–35 лет.
Кстати, то, что мы видим по телевизору, когда
показывают аварии теплосетей, – это как раз по
этой причине.
Самое лучшее в этой ситуации – закрыть вход и не
допускать детей в школу.
Что и сделано уже во многих регионах – правда,
тут каникулы помогли.
Можно почти с уверенностью сказать, что в этом
году начнет уменьшаться количество российских
школ. Уже сейчас пожарники и врачи-санитары не
дают «добро» на лицензирование – но нередко они
откровенно требуют взятку и закрывают глаза на
мелочи.
У нас есть масса свидетельств, когда директор
школы звонит своему начальнику:
– Иван Иванович, у меня пожарники требуют
привести в порядок пожарную сигнализацию,
поставить ее на абонементное обслуживание,
установить две противопожарные перегородки в
коридорах свыше 60 метров.
А Иван Иванович говорит:
– У всех такая ситуация, договоритесь с
пожарниками, а у меня денег на это нет.
И договариваются или с родителей деньги
собирают. А куда деваться?
Но одно дело – перегородка, другое дело –
система отопления и канализация. Тут
родительских денег не хватит, а с морозом, как
показывает опыт, не договоришься, как с
пожарником.
Поэтому школы начнут закрываться.
Тут уж не до 12-летки будет, скажем еще спасибо
пресловутой демографической яме, что так резко
уменьшила число учеников в наших школах.
И как назло экономика образования никак не может
выбраться из болота советско-распределительной
системы централизованного обеспечения и
наладить элементарное функционирование школы –
юридического лица.
Разговоры о нормативном финансировании как-то
поутихли, про субвенции, которые должны были
заменить трансферты, уже и не вспоминают, долги
учителям по зарплате – не исчезли (а с чего это
им, скажите на милость, исчезать?), а состояние
школьных зданий мы с вами уже обсудили...
...У Владимира Высоцкого есть такая песня о том,
как в России жизнь шла своим чередом, люди
влюблялись, ссорились, мирились, «...а в это время
Бонапарт, а в это время Бонапарт переходил
границу...».
Никакой ассоциации, просто вспомнилось, потому
что сразу после праздников в Москве прошли
бурные мероприятия, посвященные эксперименту по
обновлению содержания образования, стратегии
модернизации, и снова собирались видные деятели
образования.
Май ведь близится, на этот месяц намечена полная
инвентаризация выполнения планов правительства,
с каждого ведомства потребуют полный отчет по
модернизации соответствующих сфер. Если морозы к
тому времени чуть утихнут, то, возможно, вопросы с
отоплением и канализацией отойдут на второй
план, а на первый снова выйдут проблемы
глобальных перестроек и стратегических
модернизаций.
Правда, при этом стремление показать
эффективность аппаратной работы, да еще при
помощи общественных помощников и академических
разработчиков, может настолько оторвать
стратегические планы от реальной школьной
ситуации, что реализовывать стратегию будет уже
негде – просто школы развалятся.
Но пока идет живая дискуссия о трех вариантах
базисного учебного плана, попытке провести
конкурс по единому экзамену и запустить
глобальный эксперимент по обновлению содержания
образования. Как показала коллегия Министерства
образования 10 января, экспериментировать пока не
с чем: по поводу нового качества образования у
РАО – одно видение, у министерства, судя по всему,
– другое, а педагогическое сообщество пока
вообще никто не спрашивает. И появление базисных
учебных планов вперед согласованных целей
системы образования или хотя бы образовательных
программ – не только по учебным предметам, а
программ нового поколения, основанных на разных
видах деятельности, – тоже весьма проблематично.
Но мероприятия проходят, бумаги пишутся,
отчитаться будет чем.
А на школу вместе с нищетой и разрухой накатывает
еще и вал безумных проверок.
На каникулах проверяли классные журналы. Давно,
уже лет 10, такого не было: проверяли совпадение
утвержденных программ и тем уроков, записанных в
журнале. Выговаривали завучу:
– Почему у вас темы не совпадают? Мы вашим детям
не дадим золотых медалей, когда время придет, у
вас несовпадение тем!
А таких выговоров вообще с семидесятых годов не
было. И, похоже, распространяются эти
бюрократические тенденции с самого верха, из
Москвы.
Как птица феникс советский инспектор восстал из
праха и пришел в российскую школу с проверкой.
Не ждали?
Модернизация!
...А в это время в далекой сибирской школе
директор вызывает к себе в кабинет сторожа и
отдает распоряжение:
– Сливай воду, Вася.
Такое настроение ...
Александр АДАМСКИЙ
|