Все стояли и ждали чуда...
История, рассказанная на месте
происшествия
Почти столетие в стране, в которой мы
жили, чудеса, чувства сострадания и милосердия к
ближнему, восхищение чем-либо духовным были
запрещены, ибо приравнивались к религиозной
пропаганде. Может быть, поэтому так крепки были
дружеские связи, у которых всегда был привкус
заговора.
В политике царило оживление, в «железном
занавесе» появились прорехи, самый читающий
народ в мире прочитал наконец Фолкнера и
Хемингуэя, «враги народа» стали героями фильмов,
«Новый мир» опубликовал Александра Солженицына,
журнал «Юность» оброс молодой литературой, самые
смелые учителя заговорили о Блоке и Есенине,
вышел микроскопический томик Саши Черного, а
главное – дышали воздухом свободы бывшие
«политические».
Именно тогда произошло событие, свидетелем
которого стали сотни граждан и гостей города
Ярославля.
...Юноша выбрал место, устроился поудобнее за
мольбертом. Вид был хорош: белый монастырь
упирался в синее небо остриями своих шатровых
куполов с давно снятыми крестами, которые
экскурсоводам предписывалось называть
навершиями. Жилые дома плотно обступали
монастырь, белые стены которого утопали в
веселой зелени сорняков. Туристы стайками и
большими группами подходили к нему близко,
трогали яркий камень и торопились к следующему
«памятнику старины», вслух восхищаясь работой –
хоть и напрасной, как им показало время.
Монастырь и вправду выглядел несерьезно. Не
очень высокие и к тому же ушедшие в мягкую землю
его стены были скорее скромными, чем
величественными. Он ведь был рассчитан на
монахов, не на туристов.
Углубившись в работу, юноша не сразу заметил
движение вдоль стены и под сводами галереи.
Одинаково одетые люди что-то делали, производя
одинаковые движения. Будничные, лишенные
зловещей многозначительности, только
одинаковые, будто работали на конвейере.
Этот механический ритм заставил юношу
насторожиться. Он встал, осторожно обошел
мольберт и пошел к этим людям, как был: с палитрой
в одной руке и кистью – в другой. Привычные
инструменты сдерживали сильнейшее возмущение,
возрастающее по мере того, что рассказали юноше
взрывники.
Это были его ровесники. С увлечением, поясняя и
перебивая друг друга, они развернули перед ним
свой замысел – идеальный, безопасный для
близлежащих домов, хорошо продуманный взрыв,
который должен был расчистить место для
полезного строения. Они даже радовались, что
художник будет наблюдать их работу и кто знает,
может, запечатлеет на холсте их мгновенный
шедевр.
Юноша задал несколько вопросов. Ему ответили с
готовностью и показали причину. «Причина»
виновато зияла в стене, действительно лишая все
здание пригодности. Пару веков назад появилась
трещина в фундаменте, которая разошлась острием
вниз. Все попытки заделать ее только расширяли
трещину. А сейчас в городе появился молодой
энергичный председатель горисполкома, и он
поручил им привести наконец в порядок этот
запущенный уголок.
Юноша понимающе кивал, и лицо его постепенно
прояснялось. Он вернулся на свое место. Новые
знакомцы двинулись за ним. Он поднял мольберт,
придерживая большим пальцем начатую картину,
другие подхватили остальные вещи, желая помочь
перенести их в безопасное место.
Но парень пошел прямо на галерею, поставил там
мольберт и, взяв табурет из рук оторопевших
взрывников, уселся работать. Он перевернул
картон и стал быстрыми движениями набрасывать
новый пейзаж. Кто-то рассмеялся, другой выдохнул
сердито: «Ты что, сдурел?!» Юноша ответил
неторопливо:
– Я отсюда никуда не уйду.
– Не уйдешь, так вынесем, – начал было сердитый,
но осекся. Их окружали неизвестно откуда
взявшиеся старухи и дети.
– Давай вынеси!– с вызовом заявила самая хрупкая
из старушек.
– Но у нас же приказ, – перешел в оборону
сердитый.
– Давай его сюда, пусть он нам прикажет! –
примирительно сказал художник. – А то взорвете, а
он, может, и передумал.
Не прошло и часа, как к монастырю подъехали все
важные чины города. Председатель горисполкома
действительно оказался молодым и энергичным.
Монастырь портил вид для туристов «Золотого
кольца», и только поэтому он решился на такое
«варварство». В этом месте юноша встрепенулся и
сказал спокойно и авторитетно:
– Ну, трещину можно заделать.
– Как?!
– Есть способ. Только время нужно.
Взрыв был отсрочен на два месяца. Стороны
разошлись, взволнованные приключением, а
художник остался в галерее в окружении самых
воинственных и любопытных. Та хрупкая старушка,
дождавшись, когда остались только самые
надежные, азартно спросила у художника:
– А что за способ-то?
– Не знаю, – просто ответил Саша.
– Я знаю! – Тихий голос принадлежал крупной
крепкой старухе с палкой. – Мне одна богомолка
рассказала. У них в Сибири бригада по селам ходит,
каменные храмы лечит. У меня и адрес есть, –
ответила она на вопросительные взгляды.
Она действительно списалась с сибирской
знакомой. Та разыскала молодого инженера,
когда-то в детстве слышавшего о том, что можно
залечить трещину в каменном фундаменте клеем из
трех разных смол. Инженер все свое свободное
время отдавал поискам правильного состава клея,
пока не нашел его. И тогда, собрав бригаду таких
же, как он, энтузиастов, пошел по селам, приводя в
порядок заброшенные храмы, спрятанные в
малодоступных местах монастыри.
Жители окрестных домов собрали художнику деньги
на дорогу. Он отправился по указанному адресу в
Сибирь. Там целый месяц ушел на то, чтобы сварить
несколько больших кубов чудесного клея. Потом
они везли это на плотах и по железной дороге,
перестав удивляться, что везде находились люди,
бескорыстно помогающие им в транспортировке
странного груза. И вот настал день, когда сотни
людей – и власти, и пожертвовавшие своим
триумфом взрывники, местные и туристы – стояли и
смотрели, как разогревают в больших железных
бочках смолу, а потом подобием берестяного
шприца сразу в трех местах загоняют ее под
фундамент.
Чуда ждут долго. А происходит оно очень быстро.
Вдруг так, что никто не заметил начала, стали
сходиться края двухсотлетней трещины. Несколько
минут – и они сомкнулись.
...Эту историю спустя четверть века рассказал нам
объездивший полмира известинский корреспондент
Саша Тер-Григорян, когда мы стояли небольшой
группой у стен монастыря. Шрам, оставшийся от
трещины, был уже закрашен известкой. Мы ждали
друга юности Тера, художника Сашу Новикова, так и
оставшегося на земле, где с ним произошло чудо. Он
ведь не знал, какая сила заставила застенчивого
студента решительно встать на защиту обреченной
святыни.
|