Время заканчивается, ускользает, летит,
течет. Мы нашли способ его остановить, спрятав
под толстую кожу фотоальбомов. Наверное, век
уходящий никто не назовет Веком Фотографии, это
скорее относилось к эпохе наших прабабушек.
Двадцатое столетие – Век Массовой Фотографии,
эпоха всеобщей фотографизации. Трехлетний
ребенок может делать снимки, нажав на кнопку
“мыльницы”.
И мы расслабились, утратив ощущение тайной
недоступности, и довольно скоро стали жертвами
невинной забавы – бесчисленное множество
портретов, наших и детских, почти ничего не
выражающих, накапливается дома. Мы неприятно
удивлены отсутствием интереса к ним, потому что
думали: ну уж детские-то фотографии всегда будут
очаровательны. Некоторые задумываются после
первого поражения и стараются изучить технику
фотографирования.
Другие продолжают в том же духе. А есть странные
третьи – люди, которые избрали фотографию в
качестве метода наблюдения за развитием ребенка
и даже средства его (а заодно и своего)
воспитания. Как раз об этом третьем пути –
материалы сегодняшней “Метафизики детства”.
Разные люди, совсем не обязательно педагоги,
размышляют о феномене детской фотографии.
Что можно прочитать в детском снимке, сделанном
неуверенной семилетней рукой? Что происходит с
человеком, когда он берет фотокамеру в руки и
становится на коленки, чтобы разглядывать мир с
высоты маленького ребенка? Может ли измениться
концепция воспитания, имеющаяся в голове и
сердце взрослого от частого подробного
рассматривания детских фотографических
портретов?
Мгновение неподдельных движений
Вдруг окажется , что ты единственный,
кто это видел?
(Монолог человека с фотоаппаратом)
Детей фотографировать очень сложно.
Люди сильно ошибаются, когда думают, что
достаточно найти ребенка с симпатичной
мордашкой – и дело сделано. Многие, наверно, как
я, играли в детстве с шариками ртути, не зная, что
она опасна. Шарики катались туда-сюда, и поймать
их было довольно сложно. Я думаю, ребятишки очень
похожи на эту самую ртуть, каждую секунду другие,
удержать их невозможно.
Что меня привлекает в съемке детей? Настоящая
эмоция, которую у взрослых редко встретишь. И
надо долго разговаривать с человеком, прежде чем
щелкнуть затвором. А ребенок почти не играет
специально никаких ролей для того, чтобы быть в
контексте окружающей среды. Наоборот, он
старается ее себе подчинить, преобразовать, а не
приспособиться. Может быть, поэтому учителям так
трудно с некоторыми детьми.
Как я снимаю? Долго общаюсь с ребятами, смотрю на
них и жду, когда же они будут настоящими. Жду
интереса, взгляда вовне или в глубь себя,
задумчивости, страха, покоя, а параллельно решаю
чисто технические задачи – думаю, как ляжет свет,
выбираю ракурс и прочее. Обязательно жду правды
движения, чтобы оно было естественным, а не
сыгранным. Это здорово видно по линиям тела, его
вписанности в рамку комнаты или пространство
улицы.
Если взрослый – человек вдумчивый и хоть
чуть-чуть владеющий фотографическим ремеслом, он
попытается быть растворенным в среде ребенка
Вот пример из недавних моих съемок –
картинка о том, как дети ждут учительницу. Все
знают, есть такая игра – нужно выскакивать в
коридор и сообщать одноклассникам о ее
приближении. А у тех замирает сердце – может
быть, совсем урока не будет? Смотрю – двое
мальчишек, один в темной рубашке, другой в сером
свитере, выглядывают на лестничную площадку, а
стены там – одна светлее, другая темнее. И так
живо и красиво по свету и линиям это было, что я не
мог не сфотографировать. А однажды в деревне
увидел девочку лет шести у окна утром. Она
откинула занавеску и смотрит на улицу. Я
проснулась, ура, новый день! Каким он будет? Я
поймал выражение ее глаз, блики солнца на
складках рубашки, распущенные волосы. Получился
хороший, поэтический снимок. Мне кажется,
качество фотографии сильно зависит от того,
какие картины смотрит фотограф, какие книги и
видеокассеты стоят у него на полке. И от вкуса к
жизни. Вкус к жизни означает для меня доверие к
простым, не нарочитым жестам, понимание детского
языка, уважение детского мира. Если ребенок
смотрит на помявшийся уголок тетрадки и что-то
при этом шепчет – это совсем не смешно. Это важно
для него, значит, можно и нужно снимать.
Когда дети по-настоящему увлечены чем-то, они не
обращают внимания на человека с фотоаппаратом,
хотя, конечно, знают, что их снимают. Поэтому и
кажется, что в такие моменты детей снимать
особенно легко. Еще одно распространенное
заблуждение, что дети на старых фотографиях –
ангелоподобные существа, по крайней мере они так
выглядят. Тут дело во многих вещах – в том, что
бумага была другая и технологический процесс
другой, выдержка дольше. Но еще, как я думаю, важно
вот что. Раньше фотографировались только в
особенных случаях и люди понимали
ответственность момента, соответственно и
собирались. Помню случай из собственного детства
в деревне. Я прибежал домой, а мама говорит:
“Фотограф приехал, часа через два будет у нас!” И
мы стали прибираться, повесили ковер на стену,
оделись в лучшее и ждали. Я отчетливо помню, как я
напрягся тогда. Выходит, с одной стороны, я,
шестилетний мальчик, был совсем неестественным
тогда, но, с другой стороны, в чем-то наоборот,
потому что я был по-настоящему серьезным, когда
смотрел в объектив. Это было что-то вроде
послания в будущее, хотя тогда я, конечно, не
говорил так. Мне кажется, раньше каждый человек
невольно думал – я фотографируюсь и оставляю
свой след потомкам.
А сейчас наконец-то наступило такое время, когда
почти в каждой семье есть простейший
фотоаппарат-”мыльница”. Отношение к съемке
стало другое, проще, люди уже не собирают себя
перед камерой, а либо ее просто боятся, либо не
обращают внимания. Домашние альбомы переполнены
детскими фотографиями. Но большая часть из них –
безжизненные, мертвые, потому что родители часто
считают правильным проинструктировать ребенка
перед съемкой, как ему следует встать, куда
смотреть и так далее. И выходят холодные снимки.
Хотя я тоже перед съемкой разговариваю с
ребятами (ведь не всегда удается подсмотреть
ситуацию, но многие дети могут эту ситуацию
создать, сыграв совершенно естественно). Так вот,
я всегда просто болтаю с ними о разном, чтобы они
чувствовали – я обычный человек, а не строгий
дяденька с камерой. А родители часто склонны
невольно стращать детей репликами типа “не
вертись”, “посмотри на маму”, “застегни
пуговицу”. И детская живость исчезает. Фотограф,
я думаю, должен ощущать ответственность за то,
что снимает. Вдруг окажется, что он единственный,
кто это видел, – и пропустил?! Поэтому он должен
чувствовать, когда Время пальчиком толкает его в
затылок – снимай!
Еще одна нынешняя привычка – показывать детские
фотографии гостям. Разглядывают, иногда даже
пытаются что-то расшифровать. Это очень
благодарный момент. Глаз взрослого находит вдруг
то, что он вообще-то в жизни не замечал. А если
взрослый – человек вдумчивый и хоть чуть-чуть
владеющий фотографическим ремеслом, он
попытается быть растворенным в среде ребенка. В
этот момент в нем происходит полезная работа, он
как бы даже начинает думать на детском языке.
Становится на коленки и смотрит на мир с высоты
роста ребенка хотя бы одну минуту, пока
фотографирует. Это бесследно не проходит.
Записала Елена ЛИТВЯК
|