ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НА РАЗВИЛКЕ: ПУСТЬ КАЖДЫЙ
СКАЖЕТ ЧТО-НИБУДЬ НА ДОРОГУ!
Первые новогодние дни, притихшие
школьные коридоры, ни звонков, ни беготни –
зимние каникулы... У педагогов тоже маленький
отдых. Но мы все-таки решили поговорить с
известными учителями, постоянными авторами
газеты, вашими знакомыми по Соловейчиковским
чтениям и по горячей приверженности к педагогике
сотрудничества.
Мы спросили их об ожиданиях на будущий год (а
может, и на будущее тысячелетие) и о том, что
представляется им самым важным, ценным, верным
для развития российской школы.
В уходящем веке очень четко
обозначились два пути развития образования.
Один ведет к догматичной,
инспекторско-назидательной, жестко
регламентированной педагогике. Другой – это
живой поиск новых способов ненасильственной
педагогики, которая дает ребенку возможность
свободного осмысления мира и жития в мире.
Такое же ощущение от общей атмосферы. Страна
стоит перед выбором: жесткий авторитаризм или
свобода. И я мечтаю собраться на съезде учителей,
куда бы попали не чинуши или выбранные ими люди, а
наши звезды, настоящие творцы, чтобы поговорить
об этом главном выборе.
Следующая важная тема для общего разговора: нам
надо по-новому посмотреть на отношения учителей
и родителей. К сожалению, институт родителей пока
остается в стороне от наших педагогических
раздумий.
И, наконец, хочется, чтобы мы вышли на разработку
законодательства, которое защитило бы ребенка и
физически, и психологически. Насилие в форме
всевозможных стандартов, тестирования может
привести к искажению человеческой природы.
Жизненная энергия ребенка может быть подавлена
искусственно насаждаемым уставным техногенным
мышлением. Вот от этого хотелось бы уберечь
детей. Пусть в новом веке наша школа сохраняет
живое свободное начало в человеке.
Виталий РЕМИЗОВ,
научный руководитель
Школы Толстого
Тула
Чего я хотел бы в новом году? Идти к
ребенку. Дай Бог нам поумнеть, побольше узнать о
ребенке, возвращаться и возвращаться к нему.
Бывает, начинаю что-то объяснять, а дети говорят
мне: это не так.
Наступило такое время, когда ребенок может быть
умнее, осведомленнее нас во многих вещах. И если
ребенок иногда не слушает меня, то это, возможно,
потому, что он знает о том, что мы обсуждаем,
гораздо больше. Поэтому задачей ближайшего
будущего мне видится соединение чисто учебного
знания с тем, что сегодня ребенок знает из жизни.
В детях живет потребность в хорошем. Она потом
умирает во взрослом состоянии, когда мы начинаем
хитрить, приспосабливаться.
А в детях оно есть. Поэтому взрослый должен
приласкать, поддержать ребенка. Как ты учишься?
Плохо? Вижу, что плохо. Но ты постарайся, ты же
такой хороший, милый, добрый.
Пусть каждый скажет ребенку что-нибудь доброе.
Например: ты наша надежда. Или так: тебе сегодня
трудно, но ты постарайся немного.
Добрые слова помогут ему расти человеком.
Евгений ИЛЬИН
Санкт-Петербург
Я не люблю гадать о будущем. Мне
интересно то, что происходит внутри – внутри
меня, моих учеников, нашего эксперимента. А поток
времени, события – это внешние вещи. На них я,
конечно, тоже реагирую, но не придаю слишком
большого значения. Максимум, что мне в этом
смысле интересно, – наблюдать и предполагать, во
что превратится та или иная затея.
Никаких особо радужных ощущений от будущего года
у меня нет. Потому что нынешняя политика не
очень-то предполагает существование
вероятностной модели образования. Главная
забота будущего года – экзамен моих
девятиклассников – изложение с элементами
сочинения. Им придется заниматься работой,
которой они в принципе никогда не занимались, и
ее результаты будут засчитываться как
контрольные. Экзамен этого типа предполагает
воспроизведение текста по заранее известной
модели с незначительными отступлениями. А мои
дети привыкли работать по-другому – не
воспроизводить, а выстраивать с текстом
собственные, авторские отношения. Конечно, они
все напишут, но то будут оригинальные работы
личного почерка, а не искомые изложения. Что
соответственно может означать – экзамен они
провалили. В этом точка моего беспокойства – что
делать? Цель эксперимента достигнута:
девятиклассники делятся только своими мыслями.
Но позволить писать как всегда, заранее зная, что
они провалятся, – имею ли я на это право? Вопрос
открыт.
Александр ЛОБОК
Екатеринбург
|