К счастью, и пророки ошибаются
Зрителям нет дела до чьих-то прогнозов,
они по-прежнему хотят оказаться в магическом
пространстве игры
Кончается век. Кончается тысячелетие.
Каждая область человеческой деятельности с
особым пристрастием вглядывается в себя, пытаясь
высмотреть дорожки-тропинки, которые приведут в
будущее. Театр, оказавшийся на изломе времен, не
исключение. Он тоже подводит итоги (что утрачено,
что приобретено), тоже стремится обнаружить в
себе запас жизненных сил, которые позволят ему
войти в мир нового тысячелетия не дряхлой, всем
надоевшей развалиной, а искусством, как прежде,
востребованным, неизымаемым из будущего
какого-то совершенно иного, чем нынешний,
человеческого обихода.
Для театра все не так просто. Нужен ли будет живой
человек на сцене, если так ярки, динамичны,
непредсказуемы всяческие экранные картинки и
образы? Минувший век был щедрым на мрачные
пророчества: театру не раз предвещали самую
близкую гибель. Но вопреки всему вместо гибели
театр в послевоенные десятилетия испытал
невероятный художественный подъем. Его
опустевшие было залы вдруг заполнились
зрителями, которым нет дела до чьих-то прогнозов,
они идут туда, куда их «влечет неведомая сила»...
Сегодня к театру опять подбираются сильнейшие
конкуренты. Телевидение, компьютеры в каждом
доме, Интернет – все эти новые возможности
потребления зрелищ, открываемые современными
технологиями. Однако – парадокс! – и сегодня
театры полны. И с каждым годом в зрительных залах
все больше лиц молодых. И все чаще, настойчивее
среди них попадаются лица мужские. А ведь еще так
недавно самыми активными посетителями
спектаклей были представительницы прекрасного
слабого пола.
Можно как угодно относиться к уровню
современного сценического искусства, но, даже
впадая в эстетическое отчаяние, нельзя не
признать: театр сегодня востребован, как в самые
лучшие его времена. И что самое неожиданное и
важное – он востребован не только в столице.
Российский провинциальный театр, которому в
начале 90-х годов предвещали неизбежный
финансовый, а значит, и творческий крах, резкое
сокращение мест дислоцирования, крайнюю нищету и
отсюда – убогость предлагаемых зрелищ, не только
выжил, но, быть может, впервые за столетия своего
существования стал серьезным художественным
партнером столичных сцен. Больше того, их
конкурентом. Для России с ее немереными
пространствами, с традиционным неограниченным
централизмом – это явление поистине новое. Оно
могло возникнуть только в нынешней ситуации,
когда отношения провинции с центром решительно
изменились. Взамен былой унификации,
субординации появилась некая самостоятельность
территорий, а вместе с ней и «местные амбиции», то
есть осознание своих потребностей и своих
ресурсов. Как интеллектуально-творческих, так и
финансовых.
Никогда в городах и городочках не возникало
столько новых театров. Никогда провинциальная
сцена так смело, профессионально не выходила на
международный уровень. Никогда не мыслила так
художественно самостоятельно, без угодливой
оглядки на то, что модно и позволено в центре. И
никогда в провинциальных театрах не работало
столько лучших столичных режиссеров, художников,
привлеченных туда не только достойными –
столичными – гонорарами, но и действительными
творческими возможностями, уровнем
провинциального сценического профессионализма.
Уж если для кого-то нынешняя бесцензурность и
региональная относительная независимость стали
реальным благом, то это прежде всего наши
провинциальные театры. Даже отключение от
«большой трубы» питавшего их Министерства
культуры (ибо его финансовое могущество иссякло
давно и решительно) оказалось совсем не тем
бедствием, о котором пророчили. Напротив, сегодня
муниципальные театры живут, как правило, лучше,
чем те, что остались в федеральном подчинении. И
это, если вдуматься, замечательно. Значит, не
сверху навязывается, а с самых низов прорастает
театральная культура нашего будущего. Значит, у
театра есть (все еще есть, несмотря на его
архаичность в сравнении с крикливыми детищами
новоявленной музы Техне) живые корни в самой
лучшей, самой плодоносящей «земле» – в душе
человеческой, для которой пространство игры и
общения – не забава от сытости, но в любые самые
трудные, вроде бы не театральные времена –
изначальная необходимость...
Не знаю лучшего антидепрессанта, лучшего
средства борьбы с голодом, холодом, горем, чем
ощущение себя частью сообщества людей в
зрительном зале; чем счастье оказаться в
магическом пространстве игры, которая свяжет
тебя с чем-то сверхличным, даст прикоснуться
твоим слабым духовным силам к древней, вечной,
неиссякаемой уже тысячелетия особенной
художественной энергии театра...
Как хорошо, что нынешний провинциальный театр (в
провинции живет большинство населения России)
уверенно вступает в новое тысячелетие. Дай ему
Бог достойно выдержать все испытания. Они – не
надо иллюзий – обязательно будут.
|