Летят журавли,
Чарли с подружкой уходят к горизонту,
Джульетта Мазина играет на трубе...
Великая Иллюзия прощается со своим
первым веком
...“Черный квадрат” Казимира Малевича
стал печатью на переходных документах:
изобразительное искусство сдало вахту искусству
кино. Дело не в первенстве или престиже, ибо в
искусстве нет первых и последних. И вовсе не род
искусства определяет судьбу артиста. Вахту несут
не избранные, а призванные. Может быть, даже
правильнее говорить “назначенные”. Не царем или
большинством, а таинственной субстанцией,
которую все знают, но предпочитают укрывать под
псевдонимом “Время”. Так царь Ростом в “Витязе
в тигровой шкуре” Руставели уступает дочери
престол: не потому, что утратил свет, а потому, что
уже не способен рассеивать тьму.
Кинематограф изменил мир, он дал человеку новое
зрение. Мы смогли увидеть себя со стороны. Почти
беспристрастно. Почти – потому что камера
проецирует на изображаемый предмет чувства того,
кто крутит ее ручку или решает, когда
командовать: “Мотор!”. У человечества появилось
зеркало, в которое можно увидеть край земли,
морское дно, бег иноходца, движение души.
Кинематограф изменил историю, способ ее
закрепления; прощаясь со своим родным веком, мы
забираем с собой все его облики. Главного героя,
впервые в истории искусства поменявшегося ролью
с хором. Иосиф Бродский констатировал в своей
Нобелевской лекции этот факт: в нашем веке героем
стал хор. И сделал его героем кинематограф.
Массовые сцены были гвоздем любого фильма, пока
не воцарился крупный план – неправдоподобно
огромное, словно увиденное самим Гомером,
человеческое лицо.
Кинематограф сокрушил стены и преграды между
людьми, нациями и сословиями. В кинозале нет
лучших мест – все смотрят вперед и вверх. В театр
и оперу помимо всего прочего ходят люди
посмотреть и себя показать. Кинозритель анонимен
до тех пор, пока сам того желает. Этот воплощенный
на квадрате полотна сон – вещий или пустой –
личное достояние каждого.
Он выявил еще одно, до того неизвестное свойство
человека, которое Луи Деллюк назвал киногенией.
Ее объясняют по-разному. Но все знают, что никакие
силы и уговоры не могут заставить камеру
полюбить некиногеничного человека. Поэтому кино
остается по сей день территорией
кладоискательства, приключений, открытий и
счастливых совпадений. И хрустальная туфелька
киногении не признает предрассудков и деловых
соображений.
Кино стало наркотиком для миллионов и их же
лекарством от беспамятства, настоящим эсперанто,
общим языком для всех племен. И скоропортящимся
продуктом там, где претендовало на
идеологическое воздействие. Так кино
гитлеровской Германии стало главным свидетелем
обвинения нацизма.
Вслед за телефоном и азбукой Морзе кинематограф
связал весь мир. И все попытки сеять ненависть и
рознь с его помощью, даже если они удаются, в
конечном итоге – самый лучший способ высечь
самого себя. Кинематограф любит смешить и
утешать, изучать человеческую природу,
изобличать преступников и восстанавливать
гармонию. От безобразного и злого у него портится
характер, и он быстро теряет привлекательность.
Возможности компьютера и Интернета, несомненно,
были подготовлены существованием кинематографа
и той ролью, которую он сыграл в течение всего ХХ
столетия в жизни человека и человечества. Что
только обостряет для каждого поколения, каждой
личности выбор образа мира, образа жизни, образа
мышления. Уже не остается углов, в которые
человек сможет спрятаться от этого выбора,
ссылаясь на недостаточную свободу.
Кинематограф создал виртуальный мир и приучил
нас к нему, к миру на экране, как бы ни
видоизменялся он в течение времен. Конечно,
сочиненный, списанный, сканированный образ может
быть привлекательным и отвратительным,
достоверным, органичным или насквозь фальшивым,
грубо сработанным, может способствовать
упорядочению вашего внутреннего мира или лязгом
негармоничных образов вызывать на вашем лице
искажающие его гримасы. И совершенно все равно,
как вы при этом называетесь: зрителем или
пользователем.
Мы все равно упираемся в древнюю проблему, и
древние силы добра и зла оказываются на поле
брани. Следует укрепить, обучить свои войска на
этом поле. И вместо того, чтобы запрещать, надо
выбирать то, что полезно для твоих детей и твоего
народа, и главное – принять вызов. Установка на
запрет всего, что не нравится, ослабляет
иммунитет. Этому учит нас история. Россия так
боролась с иноверцами, что получила – почти на
век – безбожие в качестве государственной
религии, чиновничий волапюк – вместо родного
языка.
И в борьбе за детское внимание на первом месте
оказался кинематограф. Особенно самая
таинственная и искусственная его отрасль –
мультипликация, или, как ее называют дети,
“мультик”. Проверенные столетием экранного
существования звери и птицы, стихи и чудеса,
персонажи и среда мультипликационных фильмов –
самые надежные партнеры родителя и воспитателя.
Кто измерит, какой воспитательной силой обладают
нарисованные и сшитые зайчики и кузнечики,
слоники и удавы, дружелюбные крокодилы и ежики,
говорящие и поющие голосами великих артистов? И
какова их доля в том, что поколения, выросшие в
давящей атмосфере тоталитаризма, оказались
готовы к свободе и частной жизни.
В силу того, что анимация требует колоссальных
усилий, безусловного мастерства и оригинального
таланта, по-настоящему больше нигде не нужного,
анимация оказалась во всех странах уделом очень
небольшого круга избранников, и это
квази-катакомбное существование дало
возможность духу творчества сохранить свое
божественное первоначальное происхождение. И
это касается не только облика персонажей, но и
всего остального – пространства, времени, среды,
гармонии.
Впрочем, гармония есть цель всей этой игры по
имени кино, в которой участвует зритель любого
фильма. Не победа, не первенство, а гармония.
Именно в этом, а не в чем-то другом, состоит
разница между кинематографом и спортом или
компьютерной игрой. И странное определение: “Это
не кино!” – относится к фильмам, которые,
имитируя все иные признаки произведения
киноискусства, не способны привести в гармонию
его составные, создать, по определению Льва
Кулешова, кинематографическое впечатление.
Кино – секретный способ общения, когда чье-то
одиночество, любовь или безумие обращены к
погруженному в темноту единственному
собеседнику, сколько бы сотен ни сидело в
кинозале. Но секрет этот обеспечен
разнообразными талантами, трудом и щедростью
такой большой группы людей, что зазнайками в кино
бывают только очень мелкие или случайные люди.
В XX веке кинематограф много раз переживал кризис,
видоизменялся, был Немым, но Великим, болтливым,
зато цветным. Был нищим, богатым, разорялся и
вновь находил заветное слово “Сезам, отворись!”.
Был жестоким к лучшим из лучших, и благодарным, и
нежным, как блудный сын, припадающий к ногам отца.
Время от времени с ним прощаются и даже хоронят.
Но кино возвращается, и глядишь – в том
похоронном бюро уже снимают комедию.
Летят журавли, прямо на нас мчится поезд, Чарли с
подружкой уходят к горизонту, Джульетта Мазина
играет на трубе, герой Марчелло Мастроянни
убегает от самого себя, Смерть влюбляется в
Поэта, молча смотрит на безумие мира Андрей
Рублев, проносятся тени забытых предков,
серенький волчок баюкает младенца, падает, как
нож гильотины, луч света сквозь приоткрытую
дверь, огромная обезьяна плачет от любви и горя, а
Фред Астер танцует на небесах. Великая Иллюзия
прощается со своим первым веком и вступает в свое
первое тысячелетие.
|