Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №94/2000

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Ольга ЛЕБЕДУШКИНА

Нежный закон бытия

Вывел однажды инспектор народных школ Адальберт Штифтер

Простим друг другу случайную сентиментальность. Мы украшаем елку! Самую лучшую на свете – нашу домашнюю. Дети осторожно достают из пыльной коробки стеклянные шарики с блестками и, забравшись на стул, пытаются дотянуться до верхних колючих веточек. Уходит суета, и все таинственным образом сосредотачивается около этой елки.
Мы не игрушки вешаем, а старинные истории нашей собственной биографии. Мы вспоминаем эти истории и неспешно рассказываем детям. Они слушают нас, удивляются, переспрашивают, и вдруг выходит, что такие незамысловатые романтические сюжеты объединяют нас.
Кто знает, может, эти минуты дети запомнят на всю жизнь и будут считать самой главной своей ценностью. А нам, взрослым, покажется, что именно эта елка получилась лучшей в нашей жизни.Так случилось, что эта книжка и ее автор вспомнились в самых прозаических обстоятельствах, при очередной безуспешной попытке навести порядок, избавиться от всяческого мусора и начать новую жизнь, в которой по крайней мере знаешь, где что лежит и зачем. Поэтому начинаю так издалека, хотя о жизни и ее вещественных доказательствах начинаешь задумываться преимущественно во время уборки, когда волей-неволей приходишь в отчаяние от скорости захламления ящиков стола, шкафов, полок, антресолей и прочих укромных мест, где бытие норовит спрятаться от времени. Только после очередного планового уничтожения вещдоков выясняется, что индивидуальность жилища создается именно хламом, а убранная квартира становится похожей на гостиничный номер, который ничем не отличается от соседнего.
Недавно мы с друзьями в ужасе обнаружили, что даже книги на полках в наших домах стоят примерно одинаковые…
Нас отличают друг от друга мусор, ерунда, мелочи – словом, ненужные вещи, которые мы не выбрасываем, а храним…
В их «невыброшенности» стыдно признаваться не только другим, но и себе. Вот, к примеру, на моем столе в глиняной плошке со всевозможными ручками и карандашами уже пять лет лежит большой каштан, и рука не поднимается его выбросить. Потому что, подняв руку, придется прикоснуться к полированной кожуре, и тогда пальцы совершат еще одно движение, стирая несуществующую пыль, из которой (сквозь которую!) каштан блестел атласным боком, был жаркий октябрьский день и пахло горячими деревьями и теплой опавшей листвой, как пахнет только в южных городах в это время; и казалось, стоит пройти еще полквартала, и вот оно – море, но полквартала и еще квартал были пройдены, и вот он – вокзал, а моря в этом городе никакого не было, и до настоящего Юга нужно было ехать и ехать, но все равно… Стоп! Все это давно известно, давно написано, и как написано!.. «Прошлое находится вне пределов его досягаемости, в какой-нибудь вещи (в том ощущении, какое мы от нее получаем), там, где мы меньше всего ожидаем его обнаружить. Найдем ли мы эту вещь при жизни или так и не найдем – это чистая случайность». Нужно ли цитировать дальше – о крошках пирожного, прилипших к нёбу, о вкусе первого глотка чая, о том, как из чашки с этим чаем выплывает целый городок с домиками, церковью, почтенными жителями, цветами?..
Итак, вещи и бессмертие… Вещи и души…
Страсть к бесполезным вещам особенно сильно проявляется в детстве и в старости. То есть когда территория бессмертия опасно и обыденно близка и все окружающее одушевлено…
Случайно ли современная словесность буквально зачарована всякими коллекциями ненужных мелочей – содержимым чемоданов, ящиков для письменных принадлежностей, полок в лавке старьевщика…

* * *

«Еще мальчиком, кроме веток, сучьев и цветов, казавшихся мне привлекательными и странными, я приносил домой и другие находки, которые радовали меня еще больше, потому что не теряли свой облик и цвет, как растения, – это были камешки и другие вещицы, найденные на земле… Когда у меня было время, я раскладывал свои сокровища в один ряд, рассматривал их и наслаждался…» Эти рядком разложенные цветные камешки с неожиданными блестками и слюдяными прожилками, одни с привычными именами – гранит, известняк, турмалин, горный хрусталь, другие – названные по-местному: кошачье серебро, горное молоко, – эти камешки, наверное, одна из первых литературных коллекций такого рода. «Разноцветные камни» – название книги рассказов, изданной в середине уже позапрошлого века. Ее автор, Адальберт Штифтер, на первой же странице признавшийся в детской страсти к собирательству, которая не прошла с годами, рассказывал простые и странные, иногда скучноватые истории человеческих судеб, и эти истории соединялись с названиями камней. Всякий раз как будто происходило «расколдовывание» вещи и освобождение души, сказали бы мы сейчас, еще раз вспомнив Пруста…
Штифтер – писатель у нас не слишком известный. Для русского читателя это скорее некий литературный казус – эпизод из истории литературы, и не более того. Это не Пруст и не Милорад Павич, то есть не классик и не читаемый автор.
Биографическая справка рисует довольно скучную – не для писателя, не для художественной натуры – жизнь: событий так обыденно мало, что ими становятся повышения по службе и болезни. Домашний учитель (правда, среди его воспитанников был сын Меттерниха, так что Штифтеру была уготована строчка во всемирной истории, даже если бы он не стал писателем), инспектор народных школ, «шульрат» – чиновник по делам образования в чине советника, кавалер ордена Франца-Иосифа, одного из самых скромных австрийских орденов, дававшихся, как мы бы сейчас сказали, «за выслугу лет»… Угроза слепоты, издерганные нервы, больная печень… И все это на фоне большой жизни, проходящей мимо, – блеска художественной и литературной Вены, революций, стремительно меняющегося мира середины девятнадцатого века. Наоборот, от этой большой жизни Штифтер спасается бегством в провинциальном Линце. Бежит от большого к малому, от грандиозного – к убогому. Этими «малостями» и «убожествами» его будет попрекать знаменитый драматург и политический журналист Фридрих Геббель: «Знаете ли, почему вас так радуют жучки и лютики?
Потому что вы не знаете людей, потому что не видите звезд!
Если бы вы могли заглянуть в глубины сердец, разве грезили бы ожучках?»
Сегодня нам легко снисходительно улыбаться этой романтической гигантомании, патетической и старомодной (старомодной именно потому, что патетической). Но каково было бедному «шульрату», которого высмеивал блестящий столичный журналист, «передовой человек»!.. Чего стоил заголовок хотя бы одного из литературных памфлетов – «Запятая во фраке». Почти «Человек в футляре»…
Но, что удивительно, в этой и многих других изящно-злых критических статьях нет ничего, что было бы неправдой. «Штифтер как будто пишет для двух читателей – Адама и Евы, потому что только им могут быть неизвестны вещи, которые он описывает подробно и пространно»; «он занят тем, что следит за ростом каждой травинки, благословляет каждое дерево и каждую гору в отдельности»; «стоять, идти, видеть – все это для его героев будто впервые...» Просто со временем мнимые недостатки окажутся достоинствами, отличительными свойствами (спасибо проницательному критику!). Зрение Адама и Евы станет спасительным для искусства, потому что несет в себе «детски-мудрое, до боли сладкое ощущение собственного незнания». И уже по наличию или отсутствию этого ощущения будет проверять качество поэзии Николай Гумилев, которому вряд ли была известна литературная история почти семидесятилетней давности…

* * *

Словами об этом законе Штифтер и пытался ответить своему критику. Все малое – такой же Божий знак, как и все великое. В основе мироздания – хрупкая тишина. Если бы он попытался описать Творение, то мир проявлялся бы у него постепенно, как в фотолаборатории, – контур за контуром, блик за бликом, свет отделялся бы от тьмы бесконечными переходами оттенков серого… Нечто подобное происходит в рассказе «Гранит», где все события сводятся к неторопливой прогулке дедушки и внука по окрестностям. Эта прогулка – сплошное называние мира бесконечным числом его имен. Имена есть не только у гор, озер, источников, но и у лесов и рощ. Каждое дерево обладает собственным предназначением и своей историей, и уже поэтому никто не имеет права его срубить. Вот сосна по имени Тройня, и она неприкосновенна, потому что из одного ствола растут три дерева. Вот Мощный бук – «самое главное дерево в округе, он вырос на самой каменистой почве, поэтому и ствол его похож на камень», кроме того, только по этому дереву люди могут узнать о сроках наступления зимы – его листья всегда опадают за несколько дней до того, как снег покроет землю. Знакомством с деревьями герои Штифтера гордятся, как знакомством с уважаемыми людьми. «Запомни это дерево, – говорит дедушка внуку, – и когда меня уже не будет, не забудь, что это твой дед первым показал тебе его».
У Штифтера герои замкнуты в себе и очень мало о себе рассказывают, зато все, что принято считать неодушевленным и бессловесным, говорит. Вещи в покинутой квартире рассказывают историю своего хозяина, девушка ждет возлюбленного, высматривая далеко на горной дороге его белый плащ. Даже история восхождения человеческой души к святости – житие бедного пастора – превращается в историю постепенного изменения цвета: человек ведет однообразную жизнь, часами просиживает в пустынном известковом карьере, спит на лавке, подложив под голову Библию, ест черный хлеб с молоком, а тем временем все в нем высветляется, выцветает – черное облачение от старости порыжело, бывшие черные чулки стали почти серыми, каштановые волосы поседели. Собственно, это и есть сюжет рассказа «Известняк» – неспешное движение всех цветов, всех вещей, связанных с героем, в сторону белого, по направлению к райскому воспоминанию – ослепительной свежести белья, которое сушится на веревке в соседском саду.
Нас волнуют бесполезные и бессловесные предметы именно потому, что способны быть этими самыми Божьими метками и зарубками. Именно заключенная в них сила памяти и судьбы превращает камешек, каштан, веточку и прочие обломки и осколки в сокровища. Сокровище – одно из самых главных слов в этике, которую придумал Штифтер. Поэтому очень важно помнить, что сокровища у него – бесполезные вещи.

* * *

Современникам Адальберт Штифтер казался писателем старомодным и провинциальным. Достаточно вспомнить, что «Разноцветные камни» появились почти одновременно с «Цветами зла» Бодлера, чтобы представить себе, насколько он «отстал» от времени. Европейская культура обращалась к пугающим безднам души, Штифтер намеренно отказывался от всякой психологии во имя поверхностности своих «знаков» и «зарубок». Он не любил современную литературу и считал, что она «лежит во зле» исключительно из-за все более и более утверждающегося за писателями права заглядывать в человеческую душу и объяснять ее. Для него человеческая душа была непознаваема и необъяснима. За это образованные читатели, зачарованные богатством страстей и бесстрашием нового искусства, просто посчитали его нудным моралистом, заскучали и отвернулись от него. Действительно, в середине пятидесятых годов девятнадцатого века утверждение о том, что «зло в себе самом бесцельно и в плане мировом воздействия не оказывает, а вот добро приносит свои плоды», звучало как по меньшей мере досадный анахронизм, если это было утверждение писателя.
Настоящий шанс у Штифтера, возможно, появляется только сейчас или скоро появится. Во-первых, потому, что настоящий читатель сегодня больше не боится медленного чтения, поскольку чтение и так превратилось в одно из самых медленных занятий на земле, и именно в этом его нынешняя и завтрашняя прелесть. Толстые романы и длинные новеллы с бесконечными подробностями и минимумом событийности просто обречены вернуться к такому читателю – внимательному и терпеливому, гадателю и собирателю… Во-вторых, все мы, осознанно или нет, сильно подустали от психологии. И в-третьих, для современного человека зло перестало быть соблазнительным и влекущим. Это не значит, что его стало меньше. Смешно даже предполагать нечто подобное. Просто зло переместилось в сферу обыденности, к нему настолько привыкли, что не обращают на него внимания. Оно наскучило. И теперь, как загадка, читаются слова старомодного моралиста Штифтера из предисловия к книжке «Разноцветные камни»: «Мы попытаемся сделать видимым нежный закон, которым ведом род человеческий. Закон, который требует, чтобы каждый существовал рядом с другими уважаемый, почитаемый и неприкосновенный, чтобы он мог пройти свою главную человеческую дорогу, окруженный любовью и восхищением ближних, чтобы он был храним, как сокровище, ибо каждый человек – сокровище для другого человека…»



Рейтинг@Mail.ru