О соблюдении законодательства
Российской Федерации в области образования при
предоставлении платных дополнительных
образовательных услуг в общеобразовательных
учреждениях
Многочисленные обращения родителей в
Минобразования России о правомерности взимания
денежных средств за оказание платных
дополнительных образовательных услуг, сбора
денег на нужды общеобразовательных учреждений
свидетельствуют о большом количестве
неправомерных действий в деятельности
руководителей учреждений.
В нарушение п. 3 ст. 45 Закона Российской Федерации
«Об образовании» общеобразовательными
учреждениями противозаконно привлекаются
денежные средства с родителей обучающихся на
дополнительные услуги, оказываемые в рамках
основных образовательных программ.
В ходе инспекционных проверок
общеобразовательных учреждений отмечено
отсутствие лицензий на право предоставления
платных дополнительных образовательных услуг.
Неквалифицированное оформление документации,
необходимой для организации платных услуг,
приводит к финансовым и иным нарушениям, в том
числе к принудительному сбору наличных денежных
средств родительскими комитетами,
попечительскими советами и др.
Отмечены нарушения при оформлении договоров на
оказание платных образовательных услуг и
включении в договоры условий, ущемляющих права
обучающихся и их родителей, а также отсутствие
достоверной информации об исполнителях услуг и
образовательных услугах, предоставляемых при
заключении договора общеобразовательным
учреждением.
При проверках общеобразовательных учреждений
подтверждаются факты сбора денег на
дополнительные занятия с неуспевающими
обучающимися, доплату учителям и обслуживающему
персоналу, содержание охраны, проведение
ремонтных работ, покупку школьного оборудования
и другие нужды общеобразовательного учреждения.
При организации и предоставлении платных
дополнительных образовательных услуг
общеобразовательными учреждениями органам
управления образованием необходимо учитывать,
что:
платные дополнительные услуги осуществляются в
соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании», письмом Минобразования России от 21
июля 1995 года № 52-М «Об организации платных
дополнительных услуг», письмом Министерства
общего и профессионального образования
Российской Федерации от 16 декабря 1998 года №
01-50-205/32-03 «О недопустимости установления платы за
образовательные услуги, оказываемые
государственными и муниципальными
образовательными учреждениями в рамках основных
образовательных программ»; нормативными актами
органов управления образованием;
наличие и порядок предоставления платных
дополнительных образовательных услуг
указывается в уставе образовательного
учреждения;
изучается потребность в них, определяется
предполагаемый контингент обучающихся и
стоимость предоставляемых услуг;
создаются условия с учетом требований по охране
и безопасности здоровья обучающихся;
право на ведение образовательной деятельности
возникает у образовательного учреждения с
момента выдачи ему лицензии, в том числе и на
вновь вводимые виды данных услуг.
В связи с изложенным Министерство образования
Российской Федерации предлагает
государственным органам управления
образованием субъектов Российской Федерации и
местному самоуправлению:
1. Разработать:
план мероприятий по предупреждению и устранению
нарушений и недостатков;
рекомендации по оформлению договорных
отношений, заключаемых общеобразовательным
учреждением и родителями обучающихся;
форму примерного договора на предоставление
образовательных услуг между школой и родителями,
не ущемляющего их прав на получение качественных
образовательных услуг.
2. В учреждениях дополнительного
профессионального образования провести
практико-направленные семинары по вопросам
организации и предоставления платных
дополнительных образовательных услуг в
общеобразовательных учреждениях.
3. Урегулировать размеры отчислений от доходов за
предоставленные платные дополнительные
образовательные услуги учредителю (учредителям).
4. Обеспечить:
обоснованность стоимости платных
дополнительных образовательных услуг, исходя из
расходов, связанных с их предоставлением;
общественный контроль за обоснованностью
расходов финансовых средств, полученных от
предоставленных платных дополнительных
образовательных услуг;
эффективный контроль за исполнением
законодательства Российской Федерации в области
образования при предоставлении платных
дополнительных образовательных услуг и при
необходимости принять дисциплинарные меры
воздействия к должностным лицам, допустившим
нарушения.
5. Исключить случаи взимания денежных средств с
родителей обучающихся без соответствующих
кассовых операций, установленных финансовыми и
контрольными органами.
Первый заместитель министра
общего и профессионального образования
Российской Федерации
А.КИСЕЛЕВ
|