Смех на поражение
В.Бахнов. “Опасные связи”
Cвоеобразное это и далеко не простое
сочетание – дар фантаста и дар сатирика. Для
Владлена Бахнова оно тем более сложно – начинал
он преуспевающим юмористом, то есть писателем,
который сочувствует, симпатизирует объекту
осмеяния. Сатирику чужды подобные симпатии,
подобная снисходительность. Его смех, если
прибегать к терминологии артиллеристов, – смех
на поражение. Категорически отвергая предмет, он
обнажает истинную его суть.
В советскую эпоху отказ писателя от сатиры,
переход к юмору облегчал его жизнь; переход от
юмора к сатире действовал в противоположном
направлении.
В.Бахнов не сомневался в последствиях своего
приобщения к сатирической традиции, в сложностях
и трудностях, какие подкарауливают его. Он прибег
к фантастике, перенес события и героев в
запредельные дали, в условный мир. Но все эти
Огогонии, Потрясалии, Аномалии, Сонливии и т.д.
вплоть до Зимфирополя, древней столицы
Полуголии, почему-то упрямо напоминали наши
родные места, нравы и порядочки, царившие у нас.
Но если узнавали читатели, то узнавали и
редакторы с цензорами. Публиковать удавалось
далеко не все, время и силы зачастую уходили на
“маскировку”. Но и она не всегда выручала.
Его не оставляло чувство: далеко не все мечты
сбываются. Хотя именно так еще недавно казалось
юмористу-оптимисту.
В “Отрывке из автобиографии” В.Бахнов
признается: “Иногда ко мне приходят Лень и
Осторожность, которые часто ходят вместе. И
случается, я не в силах избавиться от них. Но я
заставляю себя вспомнить, каким я мог стать
человеком, если бы не ленился и не осторожничал
тогда, когда еще был выбор... И, вспомнив это, я
становлюсь таким свирепым, что Лень и
Осторожность пугливо раскланиваются и
исчезают...”
Эти знаменательные слова нуждаются в уточнении.
Лень и осторожность не играли столь существенной
роли в судьбе вчерашнего юмориста. Решала, думаю,
неудовлетворенность собой. В.Бахнов принадлежал
к тем, на кого такая неудовлетворенность
воздействует с силой безоговорочного веления. Не
она ли содействовала решительному повороту,
совершенному В.Некрасовым, А.Галичем,
В.Максимовым, В.Войновичем, В.Аксеновым,
Г.Владимовым, начинавшими в литературе, еще веря:
“все мечты сбываются”?
В.Бахнов обрек себя на трудные дни и бессонные
ночи. Но, долгие годы зная его, осмелюсь
утверждать: не жалел о своем шаге.
Какое-то время писал сценарии, а режиссер
Л.Гайдай снимал по ним отличные комедии. Не
поставил крест на фельетонах и пародиях. Но уже
не сочинял тексты для эстрадников, для
композиторов, создававших популярные песни,
полные веры в лучезарное завтра.
Владлен Бахнов умер в 1994 году после семидесяти
лет достаточно напряженной жизни. В посмертно
изданный сборник “Опасные связи” вошла малая
часть его многосложного, многослойного наследия.
По ней, этой части, можно составить лишь
отдаленное представление о целом. Чтобы оно было
полнее, желательно следить не только за
увлекательным сюжетом, остроумным комментарием,
диалогами, зачастую имеющими не совсем тот смысл,
какой вкладывают говорящие, но и не упускать из
виду метаморфозы, случившейся с писателем.
Преодолевая мироощущение советского юмориста,
он становится сатириком без какого-либо
определения. Сатириком – и все тут.
В фантастической прозе В.Бахнова выступают
диктаторы и царедворцы, демагоги и пустобрехи,
интриганы и лжецы, карьеристы и казнокрады. Если
сегодня их затеи, проделки, позы выглядят
достаточно злободневно и далеко не всегда
воспринимаются как вчерашний день, то в том
особая заслуга автора. Она не меньше и в циклах
“Совсем маленькие трагедии”, “Легенды и мифы
нашего микрорайона”, где мелькают обычные люди,
рядовые, как их называли, труженики. Но их земные
помыслы и свершения настолько абсурдны, что
хочешь не хочешь вспоминаешь сановных героев
фантастики. Угадывается какая-то связь между
теми и другими.
В коротком рассказе “Бег в мешках” тренер Иван
Сергеевич Прямых надумал готовить подопечных к
побитию рекорда. Но выяснилось, что без мешков
спортсмены вовсе разучились преодолевать
какую-либо дистанцию. А идею соревнований по бегу
в мешках никто, увы, не поддержал.
Или столь лаконичный (лаконизм и емкость –
особенности повествовательного стиля Бахнова)
рассказ “За три дня до получки”. Дядя Коля угнал
из депо паровоз, загнал в тупичок и стал ждать
покупателя. Ждал безуспешно. Один парень готов
был купить уголь. Но без паровоза...
Запредельный идиотизм выдает себя за норму жизни
и упрямо входит в нее, лишая надежды на быстрое
высвобождение.
Оптимизм не относится к чертам, характерным для
сатирического творчества вообще и Бахнова в
частности.
...Он шел по любимому Переделкину, тяжело опираясь
на палку. Оглянулся по сторонам. Искусство
экспромта никогда не покидало его, и он печально
продекламировал:
То холодно, то жарко,
А жизнь проходит. Жалко.
|