Кто отвечает за свет?
...Потешал публику? Нет, утешал ее. Вот
уж правда, отвечал за свет, хотя никто его на это
не уполномочивал. Просто он нес его в себе
Два человека беспощадно мутузили друг
друга в воскресном прямом эфире
государственного канала – не кулаками, правда, а
короткими и длинными очередями из
слов-обвинений. Порой эти очереди сливались в
канонаду, и было уже не разобрать, кто по кому
палит, тем более что и ведущий пытался вставить
свое словечко. Унять дуэлянтов ему так и не
удалось, моментами они увлеченно и взахлеб
тараторили втроем – никто не хотел уступать
сопернику поле брани без контрольного выстрела в
упор. Ни один аргумент или контраргумент не был
принят в расчет, ни один довод противоположной
стороны не убедил собеседника. Спорили меж тем
два значительных государственных мужа, слывущие
либералами и рыночниками в экономике,
прагматиками в жизни и гибкими политиками, а
смысл их жаркой дискуссии о состоянии энергетики
в стране свелся в итоге к выяснению следующего
обстоятельства: кого поддерживают правительство
и президент – того или другого. Каждый утверждал,
что именно его, – с тем и расстались с нами, когда
их вырубили из эфира.
Когда-то Чапаев из одноименного фильма на вопрос
своего комиссара, за какой он Интернационал, не
зная, что выбрать, и хитро прищурившись, вопрошал
в свою очередь: а Ленин за какой? Проявлял, так
сказать, командирскую сметку. Сегодня вовсе не
обязательно стоять именно за выбор вождя – вон
как разделились голоса по поводу музыкальных
тезок того же Интернационала – гимнов
Александрова и Глинки. Хотя в одной из
телевизионных дискуссий известный режиссер
сказала: я против музыки старого гимна, но считаю
своим долгом выступить на стороне президента.
Почти что по классическому вольтеровскому
постулату, но с российской душевной
раздвоенностью. Вообще-то – тоже по российской
традиции – высшее государственное лицо у нас
ответчик по всем вопросам.
Если еще вспомнить пример из мира искусства, то
был такой случай в “Современнике”, когда в одном
из спектаклей – “Декабристы” исполнитель роли
Николая Олег Ефремов, вместо того чтобы сказать:
“Я отвечаю за все”, оговорившись, произнес: “Я
отвечаю за свет”. И тут же получил в ответ от
Евгения Евстигнеева, исполнявшего роль
царедворца графа Чернышова, блистательную
реплику-импровизацию: “И за газ, Ваше
Величество”. Это из области театральных
курьезов. Но как же близко к жизненным реалиям
сегодняшнего дня.
Зрителю не привыкать к телевизионным словесным
баталиям – на ТВ обожают стравливать
собеседников, хотя и ежу понятно, что в наших
условиях и при нашей культуре дискуссии в споре
рождается не истина, а новая свара. В последние
недели по поводу чего только мы не вступали на
телеэкране в непримиримый спор с самими собой,
взыскуя к первому лицу государства. “Знал – не
знал”, “хотел – не хотел”, “велел – не велел”.
Знать его мнение по важным вопросам – и не
уклончивое, а определенное, – конечно, хотелось
бы. Однако не заслоняются ли, как щитом, этой
знаковой фигурой менее значительные фигуранты?
Вот опять попал в тюрьму, на этот раз не в
Бутырскую, а в мадридскую, медиамагнат Гусинский.
Из Бутырской он был выпущен, как сообщили в свое
время правоохранительные органы, из-за
отсутствия состава преступления. Теперь они же
требуют вернуть его обратно – отсутствие снова
превратилось в присутствие. Когда нас водили за
нос – тогда или теперь? Неужели так трудно с
фактами на руках доказать, мошенник человек или
нет?! И почему все общество, отбросив остальные
заботы, по сути, без всякой реальной информации
должно мусолить разные версии? Долгие месяцы нас
пичкали сведениями о злоупотреблениях при
реставрации кремлевских покоев. Назывались
громкие имена. Выдвигались тягчайшие обвинения.
Пшик – дело закрыли. И кому, скажите, верить?
Редчайший случай: в выходные, без стрельбы,
разборок, криминала два часа были отданы
документальной ленте о клоуне и актере Юрии
Никулине. Кажется, все мы о нем знаем. Еще совсем
недавно он был нашим частым телевизионным
собеседником, ведущим популярных программ, не
сходят с телеэкранов фильмы с его участием. И
вдруг собранные вместе старые документальные
съемки, интервью, клоунские репризы, кинороли
заново высветили не только актерскую, но и
человеческую сущность всеобщего любимца.
Потешал публику? Нет, утешал ее. Вот уж правда, он
отвечал за свет, хотя никто его на это не
уполномочивал. Просто он нес его в себе.
|