Педагогические путешествия
с Анатолием Цирульниковым
Шофер
Саша из Пряжинского района Карелии рассказывал,
что за медвежью берлогу финны дают джип, а наши
крутые – две-три тысячи в условных единицах.
Берлога, естественно, не пустая. У Саши есть пара
таких (от медвежьего дыхания снег подтаивает), и
он за ними присматривает. Технология такова:
находишь берлогу, приводишь покупателей, те
постучат лопатой, разбудят хозяина, он вылезет,
его из ружья «бух!» – и вот тебе джип. Джип дают!
Так у них вся деревня, говорит Саша, в лесу –
народ ищет. В местной газете печатают объявления:
«Куплю берлогу».
С другой стороны, в той же Пряже есть
предприниматели Зайцевы. Один, говорят, еще
молодо-зелено. Другой живет в Петрозаводске, а
третий в Пряже. Мне показывали его довольно
скромный домик, вовсе не за железобетонной
стеной. Работает у Зайцевых в лесном
производстве человек четыреста. Относятся
местные к братьям-предпринимателям нормально. На
их средства в районе ремонтируются школы,
проводятся праздники и строится (почти уже
готова) замечательная деревянная церковь в
Пряже, напротив избы с резным балкончиком,
сохранившейся со столыпинских времен.
Глядя на Пряжу, думаешь: все же жизнь поднимается
потихоньку. Подняться быстро, в один момент, она
не может, но все же, чувствуется, поднимается, а не
опускается. Еще бы с пяток лет устраивали
разборки между ветвями власти, бабахали друг в
друга, переделывали гимны, лишь бы не очень лезли
на Святозеро, глядишь, жизнь бы и наладилась. Не
по макроэкономической схеме. Не по Марксу и не по
Грефу, а каким-то своим, жизни присущим способом.
Собственными извилинами.
Матросы – лесной поселок, если по трассе едешь –
мимо проедешь, ничего особенного. Народ работает
в основном в психиатрической больнице (местное
«градообразующее предприятие», с которым
связывают будущее). Школа маленькая, девятилетка,
заехали сюда с молодой заведующей роно Татьяной
Сеппянен, детсад встретил с песней. В Матросы
съехались руководители маленьких школ, их у
Татьяны Павловны немного, и учителя собираются
попеременно то в одной школе, то в другой, чтобы
сложился круг общения. Так, без лишнего шума,
внедряется одна из идей программы развития
карельского образования – «магнитная школа»,
притягивающая к себе малокомплектные и
малочисленные. Что это такое в точности, сказать
пока трудно. Есть что-то от старой опорной школы.
И от нового образовательного центра волости,
учебно-методической лаборатории, сельского
фонда взаимопомощи. К сельским «магнитным
школам», которых, по словам министра образования
Карелии Г.А.Разбивной, планируется создать более
шестидесяти, подберут в пару столько же
городских (продвинутых) из малых городов
Кондопога, Костомукша, Сортавала, Сегежа, Кемь,
Питкяранта – школы в них станут открытыми
институтами, народными университетами для села.
Венец всему – находящийся под патронажем главы
местного самоуправления межволостной
образовательный центр («центральная школа») – с
районной библиотекой, разного рода службами,
районным попечительским советом и фондом
развития образования. Все это вместе с народными
чтениями, народным домом, восстанавливаемым в
Карелии бытом, съездом крепких крестьянских
хозяйств может стать, по мысли министра, системой
«дополнительного питания» сельской школы.
Что же, страна большая: тут думают, как дать школе
дополнительное питание, а там – как перекрыть
кислород. Вырубить свет... Это я по поводу
вынашиваемого очередными кремлевскими
мечтателями нового плана ГОЭЛРО –
реструктуризации и оптимизации сети школ страны
за счет закрытия сельских. Отношение к этому
плану у заведующей Пряжинским роно Татьяны
Сеппянен таково: «Надо оптимизировать не сеть, –
говорит она, – как можно ее оптимизировать через
леса, озера, болота, а надо оптимизировать
управление».
Говоря по-другому, то, что помещается в головах
некоторых стратегов, политиков и управленцев.
Иначе вместе со школой в Матросах пропадет этот
сказочный заснеженный лес и некому будет
любоваться бурными порогами Шуи, где водится
лосось, сиг и хариус.
Нет, если жизнь и поднимется, то каким-то другим
манером. Может быть, за счет деревни Киндасово,
которая наподобие болгарского Габрово является
местным центром юмора и сатиры. Издавна тут живут
бабки и деды – хранители анекдотов. В советское
время деды находились в андеграунде, а теперь
ежегодно летом в деревне Киндасово устраивается
фольклорный праздник. Предприниматели Зайцевы
выделяют премии самому веселому человеку края:
среди них – баня и машина навоза. Устраивают
«тропу неожиданностей»: например, едущих на
праздник по дороге в Киндасово бесплатно поят
пивом, а потом из леса выходит инспектор ГАИ и
просит подуть в трубку.
Понятное дело, это не гимн Советского Союза. И
здесь не испытываешь законного чувства гордости
за страну. Но и чувства стыда тоже не испытываешь.
Жизнь складывается из деревни анекдотов,
поднимающейся церкви Зайцевых и школы Сеппянен,
бегущей, вьющейся вдоль озера нитки –
разматываемой пряжи...
|