Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №92/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

 

Марина ХОЛОДНАЯ,
доктор психологических наук, профессор

Сочини для себя задачу!

О том, как на уроке пропустить ученика вперед

Каждый ребенок способен стать компетентным, инициативным, творческим и самостоятельным.
Надо только создать ему соответствующие условия, как это делается в обогащающей модели обучения.
Защитить право каждого ребенка быть умным. Такую цель мы поставили при разработке новой модели обучения.

Ум и знание

Наша школа устроена так, что ум в ней отождествляется со знанием. И разными способами в ребенка пытаются “вложить” множество разнообразных знаний.
Допустим теперь, что ученик усвоил все школьные предметы на “хорошо” и “отлично”. Значит ли это, что, опираясь на полученные знания, он сможет простроить вполне успешный и благополучный жизненный путь? Как известно, это удается далеко не всем отличникам и хорошистам. Вот и получается, что быть знающим и быть умным совсем не одно и то же. Хрестоматийный вопрос: чем отличается знающий врач от лечащего? Знающий врач лечит, иногда очень долго, а компетентный – вылечивает.
Умный, интеллектуально воспитанный человек отличается тем, что не просто обладает широкими знаниями, но эффективно использует весь свой внутренний опыт: интуицию, фантазию, чувства, различные жизненные впечатления. Каждый ребенок наполнен индивидуальным ментальным (умственным) опытом, и следовательно, у него всегда есть потенциал для наращивания и обогащения этого опыта.
Может ли школа уже сейчас взять на себя задачу интеллектуального воспитания детей?

От ЗУНов к КИТСУ

Безусловно, да, но для этого педагогам надо посмотреть на образование не через привычную призму ЗУНов, а шире, обратив пристальное внимание на развитие в ребенке определенных интеллектуальных качеств: компетентности (такой организации знаний, которая обеспечивает принятие эффективных решений в конкретной области деятельности), инициативы (желания самостоятельно искать новую информацию и осваивать новые области деятельности), творческого мышления, способности к саморегуляции (умения управлять собственной интеллектуальной деятельностью и самообучением), уникальности склада ума.
Задача школы: помочь ребенку раскрыть эти интеллектуальные возможности, простраивать эти интеллектуальные ресурсы. Вопрос: как это сделать?
Оказывается, интеллект ребенка можно развить любым путем, потянув за любую ниточку. Этой волшебной нитью может быть семья: умные папа с мамой. Или умный учитель. У нас ключевым звеном в образовательном процессе стал учебник: на сегодняшний день создано 13 учебных пособий по математике, охватывающих учеников с 5 по 9 класс.
Кого-то, наверное, удивит такой подход. Почему учебник? В обычные учебники многие дети даже не заглядывают.
В том-то и дело, что наш учебник необычный.

Десятичные дроби в Муми-доме

Начать с того, что дети прочитывают наш учебник до начала обучения.
У нас ребенок идет впереди учителя. На лето детям выдается книга, и они ее читают. И как не прочитать книги с такими сюжетами: про десятичные дроби в Муми-доме, про Ивана-царевича, Елену Прекрасную и рациональные числа, расследование дела о делимости.
Это вам не “справочник плюс задачник”, это своего рода текст в контексте, где развертываются целые истории с участием очень симпатичных героев, жителей Муми-дома, которые изучают природу числа и при этом вступают в диалоги друг с другом и с читателем.
Это не просто математическая сказка. В ней много житейских и, как выяснилось, очень значимых для ребенка ситуаций.
Совсем недавно одна мама из Екатеринбурга рассказала, как ее сын-пятиклассник вдруг пришел к ней и говорит: мама, а ты знаешь, в книжке 5 класса Муми-мама всех детей называет золотком. А еще через два дня мама услышала от него, что Муми-мама всем детям печет оладушки. И эта женщина ночью вытащила книжку из-под подушки ребенка и, как она сказала, “полночи ее читала”. После этого она по телефону попросила передать большую благодарность авторам за то, что они помогли найти контакт с ребенком.
Важная особенность учебника – это его многослойность, или многоуровневость: различные части текста обращены к разным компонентам умственного опыта ребенка.
Например, с целью развития индивидуального склада ума мы вводим героев с разными познавательными позициями. Ребенок наблюдает за ними и примеряет на себя их способы поведения. Так, в учебной книге “Положительные и отрицательные числа” (6 класс) главному персонажу – Буратино – отводится роль “возмутителя интеллектуального спокойствия”. Буратино отличает неуемная фантазия, он склонен задавать каверзные вопросы, оспаривать, казалось бы, очевидное и выдвигать неожиданные, рискованные идеи. Сверчок, напротив, все трезво и скрупулезно оценивает, определяет направление дальнейшей работы, помогает подводить итоги и находить ошибки. Тюбик – художник, он умеет изображать математическое знание. Если ребенок – визуал, то ему легко освоить материал, двигаясь вслед за Тюбиком.
В 7 классе появляется “весьма примечательная” личность – Фома. Он никому на слово не верит, все пытается делать по-своему. Любит, с одной стороны, находить новые решения старых проблем, а с другой – использовать старые знания для преодоления новых трудностей. Любит читать самые разные материалы, книги, разыскивать в них нестандартные ситуации и находить из них выход. А больше всего любит сам такие ситуации создавать. В частности, занимаясь вместе с Фомой расшифровкой телеграмм, дети освоили операцию над новыми объектами – подстановками, хотя, считается, что этот материал возможно изучать только студентам вузов с математической специализацией.

О невозможных событиях

Чтобы поддержать индивидуальную избирательность ребенка, его интуицию, мы даем детям полную свободу выбора.
У нас есть разные типы самоконтроля. Если ты логик – докажи свои постулаты. Если визуал, то изобрази это в виде схемы, нарисуй понятие в образе.
Дети сами выбирают варианты контрольных работ. Мы говорим: если хочешь, можешь дать теоретическое обоснование. А если у тебя поэтическое мировосприятие – напиши, например, оду на тему квадратного уравнения.
В наших контрольных есть задания разной сложности. Это для тебя трудная тема? Можешь выбрать вариант любой степени сложности – 1-й, 2-й или 3-й, на отметку это не влияет.
Ребенок все время видит разные варианты поведения.
Мы приучаем детей по собственному желанию задавать вопросы, выходить за пределы заданной темы.
Многие приемы направлены на развитие творческого мышления. В 5 классе мы просто говорим: сочини задачу. Предлагаем объяснить новую тему, составив ее предварительный план так, чтобы твой товарищ понял, о чем пойдет речь. В 7 классе предлагаем написать небольшой параграф. То есть со сложнейшим математическим вопросом – суммой и разностью кубов – дети разбираются самостоятельно. Для некоторых докторов физико-математических наук это потрясение: как это – дети сами пишут учебник! Да не может этого быть и не должно.
А между тем компетентность предполагает открытую познавательную позицию – умение на любую ситуацию смотреть с разных точек зрения.
Часто для человека противоречия и парадоксы – это сигнал для включения психологической защиты. А для интеллектуально воспитанного ребенка – это стимул к напряженной работе мысли.
Интеллектуально воспитанный человек понимает, что есть подход, который ему нравится, а есть другой, который кажется гораздо менее интересным, но тем не менее он тоже имеет право на существование.
К сожалению, установка: этого не может быть, потому что этого не может быть никогда – очень распространена. И люди пассивно смиряются с тем, что кажется недоступным, невероятным, невозможным.
А у нас в учебном пособии для 5 класса есть чудо-шляпа – источник невозможных событий. По этому поводу было возмущение со стороны представителей традиционной дидактики: какая такая чудо-шляпа, зачем она там?!
А затем, чтобы ребенок привыкал к тому, что в любой момент что-то может произойти вдруг, сразу, необычным образом. Вырастает дерево, на котором вместе с яблоками растут груши, апельсины и бананы. А ученик спокойно считает все фрукты на “невозможном” дереве.

Дорога в глубь вещей

Непосредственным истоком интеллектуального творчества, по всей видимости, является индивидуальный интенциональный опыт человека: особые субъективные состояния направленности ума, которые проявляются в предпочтениях, убеждениях, умонастроениях. Они обычно возникают в раннем детстве под влиянием, казалось бы, случайного впечатления. Например, маленького Эйнштейна потрясло первое столкновение с компасом. “То, что стрелка вела себя так определенно, никак не подходило к тому роду явлений, которые могли найти место в моем неосознанном мире понятий. За вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое”, – писал он впоследствии.
Наша обогащающая модель предполагает содействие проявлению детских предпочтений, убеждений, догадок.
Еще один наш ориентир: способность ребенка управлять собственной интеллектуальной деятельностью. То есть способность планировать, оценивать, останавливать свою деятельность, предвосхищать последствия, находить ошибки.
Для этого ребенок должен иметь представление о своих индивидуальных интеллектуальных качествах и знать, как он может регулировать свою работу. В 5–6 классах мы ввели в учебники психологические практикумы, где на самых простых примерах даем представление об устройстве человеческого ума. Как запоминает человек, какие мыслительные операции он осуществляет, чем отличаются разные познавательные стили.
Как утверждал Выготский, ключом к пониманию процессов психического развития является образование понятий. Простое заучивание понятий, которое обычно практикуется в школах, ведет к бездумному усвоению слов, имитации знания. А в нашей модели освоение понятия проходит через несколько последовательных этапов: мотивировку (создание условий для осознания необходимости нового способа описания своего предыдущего опыта), категоризацию (введение знаково-символического и визуального обозначения понятия), обогащение (накопление и дифференциация опыта оперирования вводимым понятием), перенос (применение усваиваемого понятие в новых ситуациях), свертывание (экстренная реорганизация всех имеющихся у ребенка сведений о понятии и превращение их в обобщенное знание). Скажем, вот пример мотивировки образования понятия “рациональные числа”. Ребенок вместе с Иваном-царевичем попадает в необычное царство Елены Прекрасной, где жители используют лишь такие числа, как одна четвертая, три пятых, двадцать три тридцать седьмых... Герою, оказавшемуся в новой, непривычной ситуации, надо разобраться, что это за числа такие и как они соотносятся с известными ему натуральными числами 1, 2, 3... и десятичными дробями?...

Уроки для всех и каждого

Наши пособия уже прошли апробацию в разных регионах России, в том числе в школах города Томска. Проведенные исследования показали, что в экспериментальных классах в сравнении с обычными ученики отличаются по характеристикам своего интеллектуального поведения. Они более самостоятельны, не боятся задавать вопросы, чаще демонстрируют рефлексивный стиль при принятии решений...
А какова роль учителя в этом образовательном процессе? Когда учебный текст непосредственно отвечает за усвоение учебного материала и интеллектуальное развитие ребенка, учитель перестает быть транслятором опыта. Он становится режиссером, который может внести любые новые сюжетные линии в ход урока. В конце концов, он может придумать новых героев или интересную дискуссионную ситуацию для детей, которые склонны работать в группе. А тот из учеников, кому ближе индивидуальный стиль, будет заниматься отдельно.
Отпустив ребенка вперед, учитель с изумлением убеждается, что пятиклассники могут быть активными организаторами урока, выдвигать идеи и составлять задания, которые являются новыми и неожиданными даже для авторов учебников. Как писал один из наших учителей, ребята вполне способны рассуждать так, как в свое время рассуждал великий Эйлер.
У освободившегося от значительной части нагрузки учителя наконец-то появятся силы и время, чтобы сконцентрироваться на тех аспектах обучения, которые требуют индивидуального подхода к конкретному ученику. И тогда урок для всех станет уроком для каждого.



Рейтинг@Mail.ru