Возможна ли в России общественная
школа?
Вот один из главных вопросов, на
который нам предстоит ответить в ближайшие годы
Роль истории в развитии личности
Я очень не люблю, когда нашу школу
сравнивают с западной. Вообще любое сравнение
чего-то российского с чем-то западным (или
восточным) требует огромного количества
оговорок и условий.
Люди часто как к последнему аргументу прибегают
к формуле «Во всем цивилизованном мире...» – а
дальше следует иногда такое, что просто диву
даешься: где же это он видел такой мир, да еще
цивилизованный.
– Во всем цивилизованном мире дети учатся 12 лет!
Правильно, только начинают с четырех или пяти, и
не в школе с уроками и партами, а в играющих
группах, и младшая школа всегда размещается в
отдельном здании.
– Во всем цивилизованном мире ценится наше
образование.
Но ценится не образование, а та часть эмигрантов
– выпускников школы, которая и в России не
числилась среди двоечников, а оказавшись за
рубежом еще больше активизировала свои
способности, чтобы выжить и пробиться. А
подавляющее число выпускников этой же школы
живут в России, и полученное лучшее в мире
образование ну никак не влияет ни на рост их
благосостояния, ни вообще на жизнь.
Так что все эти сравнения-различия для меня не
аргумент.
Но есть одна историческая особенность
российской школы, которая, с моей точки зрения, не
только сильно влияет на образовательную
политику, но и будет еще десятилетия определять
линию поведения руководителей образования. Эта
родовая особенность российской школы – ее
государственность. Я бы даже сказал сильнее: ее
антиобщественность, антигражданственность.
Исторически сложилось так, что книжная школа в
России возникла как институт государственной
воли. Точнее даже – предгосударственной. Для
объединения Руси было выбрано христианство, а
для распространения его было необходимо
распространить массовую грамотность. Так и
возникли в конце Х века книжные школы на Руси. И
когда стражники отбирали у матерей мальчиков для
учебы, то по ним плакали «аки по мертвеци».
И с самого своего рождения книжная школа на Руси
прочно связана в сознании народа с
государственностью, с насилием, с сакральным
правом власти повелевать и подчинять себе
человека.
И ни у кого, кроме государства, государя в лице
царя, генсека, президента или в крайнем случае
министра образования, нет права на то, чтобы
вмешиваться в образование. Поэтому любая попытка
оторвать образование (как систему и как
деятельность – все равно) от материальной платы
государства воспринимается как преступление.
Психологически, на уровне, как теперь модно
говорить, подсознания. В сознании россиянина
образование перестает быть образованием, если
теряет свою государственную принадлежность.
– Да какое же это образование, если программа не
утверждена министерством?
Законный вопрос!
– Что это за школа, без государственного
стандарта?
И правда, что это за школа?..
Это не только образовательная политика
– это еще и педагогика
Российский ребенок столетиями получал
опыт крепостного образования. И это давало
эффект гораздо более сильный, чем навыки счета
или правописания.
Быть хорошо образованным – значит сдать
государственные экзамены в школе и вузе на «4» и
«5». И получить от государства диплом или
аттестат.
Абсолютная, тотальная принадлежность школьника
государству и есть главное достижение
российского образования. И большевики – то ли по
гениальному предвидению своих вождей (вспомним
знаменитое: хочешь взять власть – бери школу), то
ли по хозяйственному расчету (содержать единую и
унифицированную очень дешево и просто) –
укрепили государственную принадлежность власти
так, что для ребенка не осталось никакого шанса,
никакой возможности получить какое-либо иное
образование, кроме государственного.
И, конечно, самым главным образовательным
результатом стало ощущение блаженного комфорта,
когда государство о тебе помнит и заботится, и
полная потеря способности что-либо понимать,
если ты оказываешься один на один с жизнью.
Напомню, мы доживаем последнее десятилетие,
когда сто процентов дееспособного населения
России – выпускники советской школы.
Даже тем, кому сейчас 18–20 лет, пошли в первый
класс абсолютно необщественной, негражданской,
единообразной и жестко управляемой сверху
чиновниками школы.
И все родители наших учеников – тоже
стопроцентные выпускники этой школы.
Поэтому слишком мала надежда на то, что у граждан
появится стремление сделать школу более
общественной.
Но значит ли это, что общественная школа в России
невозможна?
Это и есть главный вопрос, на который нам
предстоит ответить в ближайшие годы.
Потому что на самом деле это вопрос не столько об
образовании, сколько о том, возможно ли в России
гражданское общество. И не в ближайшие годы, а
вообще.
...Как может возникнуть то, чего никогда не было?
Как «из ничего» появляется «нечто»? Как это
происходит? Это что – чудо? Если у нас никогда не
было гражданского общества, возможно ли оно?
Мой главный и чуть ли не единственный тезис в
современной образовательной политике
заключается в следующем: гражданское общество
родится в образовании.
Школа, образование – это место, где
что-то образуется
Обидно, когда школе приписывают
примитивную функцию передачи опыта. Конечно,
школе присуща миссия трансляции культуры. Но как
часто эту миссию сводят к банальной задаче
освоения опыта предыдущего поколения в виде
набора сведений.
С моей точки зрения, школа в состоянии
воспроизводить культуру, обогащать ее, порождать
– образовывать культуру. Именно в этом миссия
образования.
В той новой культурной ситуации, в которой
оказалась Россия, уже не «поэт в России больше
чем поэт!», а «учитель – больше чем учитель!».
Дело не только в новой реальности, связанной с
постиндустриальностью и даже с
постинформационным, как считает философ
Ф.Михайлов, этапом общественного развития. Дело,
на мой взгляд, прежде всего в том, что школа
способна порождать новый тип человеческих
отношений, новую предметность обращения
человека к человеку, новый способ понимания
людей. Новый – не имеющийся в прежнем опыте. И я
на самом деле видел это в нескольких школах.
Видел в Ижевске в школах Валентины Харитоновой и
Михаила Черемных, видел на Сахалине у Ларисы
Полуниной, в Находке у Татьяны Пешковой, в
Красноярске у Ольги Гуриной, в Красном Уренгое у
Елены Недзвецкой, когда-то в Мирном, когда-то в
Казани у Павла Шмакова, когда-то в Верхней Салде у
Ольги Савельевой. Конечно, в Москве у
Тубельского, у Ямбурга, у Пинского. Я считаю, что
эта гипотеза подтверждена экспериментально.
И если есть какие-то возможности проникновения
этого нового содержания человеческих отношений
в мир, то в этом и есть смысл формулы «учитель –
больше чем учитель».
Давление света
При этом, конечно, я бы не хотел, чтобы
меня поняли так, будто школа и учитель вообще не
озабочены теми знаниями, которые выработало
человечество. Напротив, это очень важная часть
школы, только она уже не имеет такой приоритетной
общественной значимости. Она уже перешла в
разряд само собой разумеющихся. Мы же, например,
не считаем трагедией то обстоятельство, что
телефон, телевизор или даже автомобиль стали для
нас привычными и уже не вызывают такого прилива
чувств, как прежде. Однако они от этого не стали
менее важной частью нашей жизни.
...Известно, что Максвелл еще в прошлом веке
предсказал, что свет оказывает давление. Точнее
сказать, Максвелл предсказал, что свет должен
оказывать давление. А так это или нет, физической
науке, по крайней мере экспериментальной, было
доподлинно в то время не известно. Потому что
физическая наука считает доказанным лишь то
утверждение, которое доказано экспериментально.
А поставить эксперимент для доказательства
существования давления света слишком трудно.
Теперь каждый школьник понимает почему. Потому
что это очень маленькое давление. Но оно есть, и
это блестяще доказал великий русский физик
П.Н.Лебедев в своем классическом эксперименте.
Так что можно сказать, что именно П.Лебедев
открыл давление света. А потом это ничтожно малое
давление было использовано, в частности
А.Сахаровым, сыном ученика Лебедева, в разработке
ядерной бомбы. Ничтожно малое давление приводит,
оказывается, в действие заряд огромной силы.
Кстати, физик Лебедев знаменит еще и тем, что,
когда в начале века один российский министр
просвещения допустил в Московский университет
жандармов, он в знак протеста ушел из
университета. Факт довольно известный в истории
науки и просвещения.
Это тоже, знаете ли, давление света, точнее,
давление светом, против тьмы и мракобесия.
Правда, тоже не очень сильное.
Да и Сахаров в свое время тоже ведь встал на этот
путь – давления светом. Он ведь пошел против
мощнейшей и безжалостной машины и в каком-то
смысле победил!
Так что давление света очень часто оказывается
вовсе не ничтожно малой величиной, а очень даже
сильным. Но не сразу и не так заметно.
Свет, просвещение...
Основы гражданского общества формируются в
школе, я в этом уверен. Но не сразу и не так
очевидно. Давление школьным светом слишком мало
и незаметно.
Но будем помнить, что это давление может привести
в действие заряд огромной мощности.
По крайней мере в физике это так.
А может, и не только в физике...
|