Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Успеть, пока длится песенка про Крошку Мэри

Умыться, одеться, собрать портфель. Ребенку проще – и интереснее! – принять правила игры, чем постараться быть расторопнее в угоду нам

И ведь каждое утро одно и то же: сначала будет долго искать носок, потом лить в ванной воду, ковырять холодную кашу, искать тетрадь, долго укладывать бантиком шнурки, прежде чем завязать их. Даже если встанет рано, все равно опоздает. Ну что с ней будешь делать? Как будто вообще не понимает, что есть режим дня, что нельзя опаздывать, что всему свой срок, что ровно в восемь мы должны выйти из дома во что бы то ни стало.
Что я только не делала: рисовала смешные картинки и развешивала их на стенах, на видное место ставила большие часы, укладывала ее пораньше спать – думала, что не высыпается. Но не тут-то было: просто она делает все только в том темпе, в каком ей хочется. Но ведь никаких же сил не хватит, чтобы вынести это. Вот я и срываюсь то и дело. Ей-богу, хочется накормить ее с ложки, как маленькую, одеть, обуть и выпроводить за дверь.
А сколько слов сказано впустую! И про самостоятельность, и про независимость, и про то, что давно бы ей пора все делать без напоминаний и подсказок. Конечно, моя дочь совсем не исключение, но всему есть свой предел. Ведь у нас что ни утро, то очередной стресс.

Кому не знакома эта проблема? Даже самые расторопные и понятливые дети по утрам становятся ужасными копушами. Тут без совета специалиста мы вряд ли обойдемся. Давайте послушаем, что нам советуют.
Причин такому якобы вызывающему поведению несколько. Дети нерасторопны, во-первых, потому, что у малышей в отличие от подростков совершенно иное представление о времени. Они пока еще не умеют быть собранными, рациональными, организованными; совсем не понимают, как это укладываться в режим дня. Чтобы немного облегчить вашу совместную жизнь по утрам, возьмите за правило вечером готовить с дочерью вместе всю одежду, которую она собирается надеть в школу. А можно, опять же перед сном, обговорить то, что ей хочется съесть на завтрак.
Но причины детской нерасторопности глубже, чем мы привыкли думать. К примеру, дети, чьи родители слишком авторитарны, используют ее в качестве пассивного сопротивления. Если же родители используют метод кнута и пряника, то дети чувствуют себя абсолютно бессильными, поэтому как бы замедляются, чтобы не потерять над собой контроль.
И даже при абсолютно доверительных отношениях ребенка с родителями может существовать какая-то скрытая проблема, которую он в силу своего возраста просто не может высказать вслух. К примеру, не хочет идти в сад, оставаться на продленке, сидеть по вечерам с бабушкой. А может, виной всему слишком строгая учительница или неразрешимый конфликт с одноклассниками. И неплохо бы в каждом конкретном случае не искать банальные объяснения поведению ребенка, а подумать над индивидуальными причинами. Ведь может же быть и такое, что он всего лишь хочет подольше побыть с вами, потому что вы слишком мало времени проводите вместе.
Предлагаю вам поговорить с дочерью о ваших утренних ссорах по поводу ее нерасторопности в спокойной обстановке. Вы можете ей сказать: “Ты знаешь, я практически каждый день опаздываю на работу, потому что приходится ждать тебя в дверях. Я больше не хочу на тебя ругаться – и не буду. Как ты думаешь, что нам нужно сделать, чтобы в хорошем настроении и вовремя выходить из дому?” Она вряд ли подскажет вам безотказный рецепт, и не это главное. Важно, чтобы она задумалась над этой проблемой и участвовала в процессе ее решения.
Если вы будете говорить с ней по-доброму, то поможете ей высказать скрытые причины ее медлительности, при условии, конечно, что они есть. Спросите ее напрямик: “Может, что-то в школе не так?” или “Хочешь, мы будем больше времени проводить вместе?”
...А еще попробуйте играть. Предложите вставать на счет “семь”, умываться не дольше, чем длится песенка про Крошку Мэри. Я, честно говоря, не знаю ни одного ребенка даже школьного возраста, которого бы не увлекла игра.

Алета Солтер
Из статьи “Моя дочь – копуша”
Перевод с английского
Марины Никоновой



Рейтинг@Mail.ru