Аграрный академический союз
В Тюмени создали региональную
систему непрерывного сельскохозяйственного
образования
Пять лет назад учебные заведения,
работающие на аграрно-промышленный комплекс
Тюменской области, пришли к выводу, что
необходима консолидация их кадрового потенциала
и технических возможностей в интересах развития
сельскохозяйственного образования. Но перед
участниками будущего соглашения стояла одна
большая трудность: сельскохозяйственное
образование, от начального профессионального до
высшего, имеет различную ведомственную
подчиненность. Однако руководители различных
министерских структур смогли понять наши
интересы.
ААС – что это такое?
Мы решили объединить в единую структуру не
только образовательные, но и научные учреждения
аграрного профиля: сельскохозяйственное
образование должно соответствовать уровню
современной науки. И вот при поддержке
Департамента по социальному развитию села и
Департамента образования и науки при
администрации Тюменской области был создан
Аграрный академический союз (ААС).
Несмотря на то, что наш регион является
сложнопостроенным субъектом Российской
Федерации и существуют определенные
шероховатости в отношениях между входящими в ее
состав Ямало-Ненецким, Ханты-Мансийским
автономными округами и собственно югом
Тюменской области, тем не менее в ААС участвует и
юг, и округа. В объединение входят Тюменская
государственная сельскохозяйственная академия,
Тюменский институт повышения квалификации
кадров агробизнеса, колледжи и техникумы в
Ялуторовске, Ишиме, Тобольске, Салехарде,
профессиональные лицеи в Ялуторовске,
Заводоуковске, Ишиме, учебно-производственный
комбинат в Ялуторовске, рыбопромышленный
техникум в Тобольске, Институт ветеринарной
энтомологии, СибрыбНИИпроект, НИС Северного
Зауралья. Жизненность союза демонстрируется тем,
что заявления о вступлении в него начали
подавать учебные заведения, прямо не относящиеся
к сельскохозяйственному профилю, но работающие
на село: это расположенный в Тюмени 6-й колледж,
готовящий специалистов по газооборудованию,
электромонтажным работам, лесотехнический
техникум, который целый год стучался в наши
двери. Лежит заявление Тобольского филиала
Московской заочной академии общественного
питания.
Учредительные взносы очень невелики, и поэтому
практически все сотрудники работают на
общественных началах: своего штата у нас нет.
Рабочие органы союза: учебно-методический центр,
центр международных связей (работа по этим
направлениям идет, но в штатном отношении они не
оформлены). Одним из соучредителей ААС является
консалтинговое агентство – достаточно новое
явление на ниве аграрного образования и науки.
Есть намерение создать свое издательство,
договорились о приобретении полиграфической
базы. Мы проводим четыре обязательных заседания
в год (ежеквартально), рассматриваем текущие дела
и, как правило, один актуальный
научно-производственный вопрос (например,
фитосанитарное состояние Тюменской области или
проблему использования газа в качестве
моторного топлива).
Подготовка кадров для села: новые подходы
Своим наибольшим успехом мы считаем сближение
научных и образовательных учреждений,
работающих на аграрный комплекс. Самое главное
здесь – это подготовка кадров. У нас за эти годы
детально отработаны программы и учебные планы,
которые предполагают преемственность при
многоуровневой образовательной подготовке
специалистов. Это позволяет нам в академии
обучать выпускников колледжей за три года – но
не механически зачислять их на третий курс, а
проделав большую работу со средними учебными
заведениями. Причем в каждом колледже учебный
процесс организуем по-своему, учитывая его
специфику. Выпускники колледжей не сдают
вступительных экзаменов – только тестовые
собеседования; при этом они не поступают, а как бы
переводятся: колледж рассматривается как второй
курс академии. А учитывая некоторый дефицит их
подготовки по ряду дисциплин, сгладить который в
средних специальных учебных заведениях в полной
мере все равно невозможно, мы проводим здесь еще
небольшой внеурочный адаптационный курс в
вечернее время.
Те выпускники профлицеев, которые не получили
среднего, а только начальное профессиональное
образование, идут к нам на первый курс, но с
преимуществом. Либо они могут поступить в
колледж, где также будут обучаться по
сокращенной программе. То есть мы создали
систему непрерывного сельскохозяйственного
образования в рамках отдельно взятого региона!
За бортом союза остались бывшие сельские ГПТУ.
Это не наша принципиальная позиция: мы просто не
ведем никакую специальную пропаганду и агитацию,
учреждения вправе обращаться к нам по желанию –
если сами осознали необходимость этого. Как-то
задействовать в едином образовательном процессе
Ялуторовский УПК нам тоже пока не удалось: он
получает от нас методическую помощь, но не более
того. Пока не налажено взаимодействие и с
Тюменским областным государственным институтом
развития регионального образования. Очевидно,
решение этих вопросов – дело будущего.
В рамках союза нам удалось принять ряд
нестандартных решений. В 17 районах организованы
центры довузовской подготовки – в основном
используется база учреждений –участников союза
и ГПТУ. 11 представительств, на базе которых
готовятся выпускники техникумов и колледжей.
Наша задача на современном этапе – приблизить
образовательные услуги к потенциальному
заказчику. Мы уже открыли в Ханты-Мансийске
филиал в ранге Института природопользования
Севера, в начале марта аналогичное учебное
заведение открылось в Салехарде (на базе
зооветеринарного техникума). Сейчас создаем
институт дистантного образования (в основном
пока на кейсовой системе, когда пакет заданий и
материалов передается на бумажных носителях).
Еще одно направление, связанное с деятельностью
ААС, – это усиление практической подготовки. К
сожалению, в последнее время она несколько
западает. Главное для нас на сегодняшнем этапе –
готовить практичного человека. Не только хорошо
разбирающегося в технике, но и в бухгалтерской
отчетности, в основах хозяйственного
законодательства, в вопросах менеджмента. Рынок
диктует: главное – не вырастить, а продать! А все
хозяйства, даже крупные, стараются без крайней
необходимости не раздувать штаты, и им невыгодно
создавать специальный коммерческий отдел или
отдел продаж. Поэтому сейчас повышается спрос на
полифункционально подготовленные кадры.
Третий момент – открытие новых специальностей и
специализаций. Этого тоже требует время. Конечно,
традиционные специальности остаются: инженер,
экономист, агроном. Но сейчас наиболее динамично
развивается перерабатывающая отрасль, многие
хозяйства строят свои перерабатывающие
предприятия – значит, нужны технологи, инженеры
по механизации переработки сельхозпродукции.
Нужны землеустроители, специалисты по
земельному кадастру, по ландшафтному дизайну:
хватит нам так убого жить! Используя кадровый
потенциал наших НИИ, мы сумели открыть два новых
факультета: ветеринарной медицины и водных
биоресурсов и аквакультуры. Последний –
уникальный для отечественного высшего
сельскохозяйственного образования: их в стране
всего четыре, и все они за исключением нашего –
не в сельскохозяйственных вузах.
Сейчас мы ведем работу по адресной подготовке
специалистов. Уже не раз поднимали вопрос о том,
что у нас плохая закрепляемость. Конечно, тут
многое упирается в условия, инфраструктуру. И
здесь необходима программа, в которой будут
задействованы и местные производители –
основные потребители наших образовательных
услуг, и муниципальные власти: молодых
специалистов надо обеспечивать жильем, выдавать
подъемные, кредиты на приобретение живности и
т.д. Мы думаем, что это нужно решать еще в процессе
довузовской подготовки будущих абитуриентов:
заключать на них контракт (академия,
товаропроизводитель, муниципалитет и сам
абитуриент).
Смотрим мы и на повышение квалификации
преподавателей лицеев и колледжей. У нас
работает аспирантура, ученый совет по трем
специальностям, сейчас открываем еще две. Это,
кстати, позволит и обучение на высшей ступени
осуществлять на базе тех же колледжей, а не
тащить ребят в Тюмень – по крайней мере в течение
первого года. В тех территориях, где у нас есть
представительства, мы берем на себя полностью и
переподготовку кадров агробизнеса.
Кстати, мы не замыкаемся только на нашем регионе.
Так, прорабатывается вопрос об открытии нашего
филиала по ветеринарии, по бухучету, водным
биоресурсам и аквакультуре в Курганской области.
Есть намерение проникнуть и в Свердловскую
область…
В поисках работодателя, или Нужно ли
готовить фермеров?
С региональной службой занятости у нас отношения
налажены (мы ежегодно принимаем участие в
ярмарках учебных мест), а вот с работодателями, по
сути дела, пока никаких контактов нет – и это,
пожалуй, на сегодня основная проблема. Проблема,
общая для всей страны: пока промежуточных
структур между работодателями и рабочей силой на
рынке труда практически нет. Мы обсуждаем
возможность использовать для этих целей
консалтинговое агентство, создав в нем
рекрутинговое направление. Но пока все это – на
уровне идеи.
Сегодня сельское хозяйство страны находится в
глубокой депрессии: мы потеряли примерно 50
процентов производства. И добиться повышения
производства за счет фермерства не удалось: пока
оно дает не больше 5 процентов от всей продукции.
Больше дают даже личные подсобные хозяйства, но
их успешное развитие тесно связано с развитием
крупных хозяйств, которые поддерживают своих
работников кормами, удобрениями и т.д. То есть
здесь речь идет не о противопоставлении, а об
определенном симбиозе личного хозяйства и
крупного производства. И перспективный путь для
нашей страны при наших масштабах – это именно
крупное производство. Поэтому ориентировка на
подготовку фермера по крайней мере для вуза себя
не оправдывает – это просто нерентабельно, да и
спрос на эту профессию, даже применительно к
профлицеям и колледжам, весьма невелик...
Кстати, нынешнее увлечение консалтинговыми
службами возникло на волне подражательства США,
где в условиях господства фермерского типа
хозяйства потребность в таких агентствах очень
велика – в условиях крупного производства
консалтинговые услуги значительно менее
востребованы. Фермер работает рецептурно: ему
выдали технологию, его задача – очень
скрупулезно и добросовестно ее выполнить. У нас
же все было по-другому: в крупном хозяйстве своя
агрономическая служба, которая может быть даже
выше уровнем любой консалтинговой конторы.
Поэтому, на наш взгляд, традиционная российская
система подготовки кадров для сельского
хозяйства не требует радикальных изменений.
А контакты с зарубежными коллегами у нас были,
есть и, надеюсь, будут. Они знают, чего мы стоим, а
мы – чего стоят они. Когда их эксперты пытаются
объяснить нам прописные истины, мы говорим им:
«Внимательно посмотрите и сделайте выводы. У нас
кризис сельского хозяйства не из-за недостатка
знаний, тут совсем иные причины!» Мы три года
работали по программе Tacis, у нас было семь
проектов на три миллиона экю. И мы сказали
открытым текстом их главному менеджеру: «Давайте
сразу договоримся – вы делаете вид, что нам
помогаете, а мы делаем вид, что принимаем вашу
помощь. Самое главное, чтобы из Европейского
союза по этой программе шли деньги. Они и нам
очень полезны, и вам не помешают» (кстати говоря,
все эти эксперты обычно и съедают большую часть
выделяемых средств).
Николай АБРАМОВ,
ректор Тюменской государственной
сельскохозяйственной академии
Игорь КОМИССАРОВ,
президент Тюменского аграрного академического
союза
|