Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Аграрный академический союз

В Тюмени создали региональную систему непрерывного сельскохозяйственного образования

Пять лет назад учебные заведения, работающие на аграрно-промышленный комплекс Тюменской области, пришли к выводу, что необходима консолидация их кадрового потенциала и технических возможностей в интересах развития сельскохозяйственного образования. Но перед участниками будущего соглашения стояла одна большая трудность: сельскохозяйственное образование, от начального профессионального до высшего, имеет различную ведомственную подчиненность. Однако руководители различных министерских структур смогли понять наши интересы.

ААС – что это такое?

Мы решили объединить в единую структуру не только образовательные, но и научные учреждения аграрного профиля: сельскохозяйственное образование должно соответствовать уровню современной науки. И вот при поддержке Департамента по социальному развитию села и Департамента образования и науки при администрации Тюменской области был создан Аграрный академический союз (ААС).
Несмотря на то, что наш регион является сложнопостроенным субъектом Российской Федерации и существуют определенные шероховатости в отношениях между входящими в ее состав Ямало-Ненецким, Ханты-Мансийским автономными округами и собственно югом Тюменской области, тем не менее в ААС участвует и юг, и округа. В объединение входят Тюменская государственная сельскохозяйственная академия, Тюменский институт повышения квалификации кадров агробизнеса, колледжи и техникумы в Ялуторовске, Ишиме, Тобольске, Салехарде, профессиональные лицеи в Ялуторовске, Заводоуковске, Ишиме, учебно-производственный комбинат в Ялуторовске, рыбопромышленный техникум в Тобольске, Институт ветеринарной энтомологии, СибрыбНИИпроект, НИС Северного Зауралья. Жизненность союза демонстрируется тем, что заявления о вступлении в него начали подавать учебные заведения, прямо не относящиеся к сельскохозяйственному профилю, но работающие на село: это расположенный в Тюмени 6-й колледж, готовящий специалистов по газооборудованию, электромонтажным работам, лесотехнический техникум, который целый год стучался в наши двери. Лежит заявление Тобольского филиала Московской заочной академии общественного питания.
Учредительные взносы очень невелики, и поэтому практически все сотрудники работают на общественных началах: своего штата у нас нет. Рабочие органы союза: учебно-методический центр, центр международных связей (работа по этим направлениям идет, но в штатном отношении они не оформлены). Одним из соучредителей ААС является консалтинговое агентство – достаточно новое явление на ниве аграрного образования и науки. Есть намерение создать свое издательство, договорились о приобретении полиграфической базы. Мы проводим четыре обязательных заседания в год (ежеквартально), рассматриваем текущие дела и, как правило, один актуальный научно-производственный вопрос (например, фитосанитарное состояние Тюменской области или проблему использования газа в качестве моторного топлива).

Подготовка кадров для села: новые подходы

Своим наибольшим успехом мы считаем сближение научных и образовательных учреждений, работающих на аграрный комплекс. Самое главное здесь – это подготовка кадров. У нас за эти годы детально отработаны программы и учебные планы, которые предполагают преемственность при многоуровневой образовательной подготовке специалистов. Это позволяет нам в академии обучать выпускников колледжей за три года – но не механически зачислять их на третий курс, а проделав большую работу со средними учебными заведениями. Причем в каждом колледже учебный процесс организуем по-своему, учитывая его специфику. Выпускники колледжей не сдают вступительных экзаменов – только тестовые собеседования; при этом они не поступают, а как бы переводятся: колледж рассматривается как второй курс академии. А учитывая некоторый дефицит их подготовки по ряду дисциплин, сгладить который в средних специальных учебных заведениях в полной мере все равно невозможно, мы проводим здесь еще небольшой внеурочный адаптационный курс в вечернее время.
Те выпускники профлицеев, которые не получили среднего, а только начальное профессиональное образование, идут к нам на первый курс, но с преимуществом. Либо они могут поступить в колледж, где также будут обучаться по сокращенной программе. То есть мы создали систему непрерывного сельскохозяйственного образования в рамках отдельно взятого региона!
За бортом союза остались бывшие сельские ГПТУ. Это не наша принципиальная позиция: мы просто не ведем никакую специальную пропаганду и агитацию, учреждения вправе обращаться к нам по желанию – если сами осознали необходимость этого. Как-то задействовать в едином образовательном процессе Ялуторовский УПК нам тоже пока не удалось: он получает от нас методическую помощь, но не более того. Пока не налажено взаимодействие и с Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования. Очевидно, решение этих вопросов – дело будущего.
В рамках союза нам удалось принять ряд нестандартных решений. В 17 районах организованы центры довузовской подготовки – в основном используется база учреждений –участников союза и ГПТУ. 11 представительств, на базе которых готовятся выпускники техникумов и колледжей. Наша задача на современном этапе – приблизить образовательные услуги к потенциальному заказчику. Мы уже открыли в Ханты-Мансийске филиал в ранге Института природопользования Севера, в начале марта аналогичное учебное заведение открылось в Салехарде (на базе зооветеринарного техникума). Сейчас создаем институт дистантного образования (в основном пока на кейсовой системе, когда пакет заданий и материалов передается на бумажных носителях).
Еще одно направление, связанное с деятельностью ААС, – это усиление практической подготовки. К сожалению, в последнее время она несколько западает. Главное для нас на сегодняшнем этапе – готовить практичного человека. Не только хорошо разбирающегося в технике, но и в бухгалтерской отчетности, в основах хозяйственного законодательства, в вопросах менеджмента. Рынок диктует: главное – не вырастить, а продать! А все хозяйства, даже крупные, стараются без крайней необходимости не раздувать штаты, и им невыгодно создавать специальный коммерческий отдел или отдел продаж. Поэтому сейчас повышается спрос на полифункционально подготовленные кадры.
Третий момент – открытие новых специальностей и специализаций. Этого тоже требует время. Конечно, традиционные специальности остаются: инженер, экономист, агроном. Но сейчас наиболее динамично развивается перерабатывающая отрасль, многие хозяйства строят свои перерабатывающие предприятия – значит, нужны технологи, инженеры по механизации переработки сельхозпродукции. Нужны землеустроители, специалисты по земельному кадастру, по ландшафтному дизайну: хватит нам так убого жить! Используя кадровый потенциал наших НИИ, мы сумели открыть два новых факультета: ветеринарной медицины и водных биоресурсов и аквакультуры. Последний – уникальный для отечественного высшего сельскохозяйственного образования: их в стране всего четыре, и все они за исключением нашего – не в сельскохозяйственных вузах.
Сейчас мы ведем работу по адресной подготовке специалистов. Уже не раз поднимали вопрос о том, что у нас плохая закрепляемость. Конечно, тут многое упирается в условия, инфраструктуру. И здесь необходима программа, в которой будут задействованы и местные производители – основные потребители наших образовательных услуг, и муниципальные власти: молодых специалистов надо обеспечивать жильем, выдавать подъемные, кредиты на приобретение живности и т.д. Мы думаем, что это нужно решать еще в процессе довузовской подготовки будущих абитуриентов: заключать на них контракт (академия, товаропроизводитель, муниципалитет и сам абитуриент).
Смотрим мы и на повышение квалификации преподавателей лицеев и колледжей. У нас работает аспирантура, ученый совет по трем специальностям, сейчас открываем еще две. Это, кстати, позволит и обучение на высшей ступени осуществлять на базе тех же колледжей, а не тащить ребят в Тюмень – по крайней мере в течение первого года. В тех территориях, где у нас есть представительства, мы берем на себя полностью и переподготовку кадров агробизнеса.
Кстати, мы не замыкаемся только на нашем регионе. Так, прорабатывается вопрос об открытии нашего филиала по ветеринарии, по бухучету, водным биоресурсам и аквакультуре в Курганской области. Есть намерение проникнуть и в Свердловскую область…

В поисках работодателя, или Нужно ли готовить фермеров?

С региональной службой занятости у нас отношения налажены (мы ежегодно принимаем участие в ярмарках учебных мест), а вот с работодателями, по сути дела, пока никаких контактов нет – и это, пожалуй, на сегодня основная проблема. Проблема, общая для всей страны: пока промежуточных структур между работодателями и рабочей силой на рынке труда практически нет. Мы обсуждаем возможность использовать для этих целей консалтинговое агентство, создав в нем рекрутинговое направление. Но пока все это – на уровне идеи.
Сегодня сельское хозяйство страны находится в глубокой депрессии: мы потеряли примерно 50 процентов производства. И добиться повышения производства за счет фермерства не удалось: пока оно дает не больше 5 процентов от всей продукции. Больше дают даже личные подсобные хозяйства, но их успешное развитие тесно связано с развитием крупных хозяйств, которые поддерживают своих работников кормами, удобрениями и т.д. То есть здесь речь идет не о противопоставлении, а об определенном симбиозе личного хозяйства и крупного производства. И перспективный путь для нашей страны при наших масштабах – это именно крупное производство. Поэтому ориентировка на подготовку фермера по крайней мере для вуза себя не оправдывает – это просто нерентабельно, да и спрос на эту профессию, даже применительно к профлицеям и колледжам, весьма невелик...
Кстати, нынешнее увлечение консалтинговыми службами возникло на волне подражательства США, где в условиях господства фермерского типа хозяйства потребность в таких агентствах очень велика – в условиях крупного производства консалтинговые услуги значительно менее востребованы. Фермер работает рецептурно: ему выдали технологию, его задача – очень скрупулезно и добросовестно ее выполнить. У нас же все было по-другому: в крупном хозяйстве своя агрономическая служба, которая может быть даже выше уровнем любой консалтинговой конторы. Поэтому, на наш взгляд, традиционная российская система подготовки кадров для сельского хозяйства не требует радикальных изменений.
А контакты с зарубежными коллегами у нас были, есть и, надеюсь, будут. Они знают, чего мы стоим, а мы – чего стоят они. Когда их эксперты пытаются объяснить нам прописные истины, мы говорим им: «Внимательно посмотрите и сделайте выводы. У нас кризис сельского хозяйства не из-за недостатка знаний, тут совсем иные причины!» Мы три года работали по программе Tacis, у нас было семь проектов на три миллиона экю. И мы сказали открытым текстом их главному менеджеру: «Давайте сразу договоримся – вы делаете вид, что нам помогаете, а мы делаем вид, что принимаем вашу помощь. Самое главное, чтобы из Европейского союза по этой программе шли деньги. Они и нам очень полезны, и вам не помешают» (кстати говоря, все эти эксперты обычно и съедают большую часть выделяемых средств).

Николай АБРАМОВ,
ректор Тюменской государственной сельскохозяйственной академии
Игорь КОМИССАРОВ,
президент Тюменского аграрного академического союза



Рейтинг@Mail.ru