У истоков Дона
О муниципальной образовательной
системе
города Новомосковска Тульской области
Мало кто из читателей знает, что
одна из крупнейших рек Европейской России – Дон
берет свое начало совсем недалеко от Москвы, в
городе Новомосковске Тульской области. Область в
силу известных мировоззренченских взглядов ее
приснопамятного губернатора – нищая,
дотационная, но имеет на своей территории
город-донор. Это и есть Новомосковск.
Мне назвали не менее пятидесяти крупных
(российского масштаба) предприятий города,
которые уже давно поднялись с колен и успешно
развиваются, отчисляя средства в бюджет и тем
самым обеспечивая систему образования. Это
прежде всего акционерные общества:
«Новомосковскбытхим» (Проктер энд Гембл),
которым руководят американские специалисты;
«Гипс-KNAUF», принадлежащий немецким бизнесменам;
завод керамических изделий (привлечены
итальянские инвесторы); Новомосковская ГРЭС;
комбинат «Азот»; кондитерская фабрика «Тихий
Дон» и др.
Новомосковск необычен и тем, что при его
сравнительно небольших размерах в нем немало
высших учебных заведений: филиалы Университета
Российской академии образования, Российского
химико-технологического университета имени
Д.И.Менделеева, московских
Социально-гуманитарного института и Института
коммунального хозяйства, Современного
гуманитарного института, а также технические,
строительные, химические и прочие факультеты
тульских вузов.
Образовательная система включает 92 учреждения,
среди которых 40 школ (14 из них находятся в
сельской местности). Здесь развиваются
практически все виды образовательных и
инновационных процессов для детей с продвинутым
и обычным интеллектом, а также для детей с
различными дефектами здоровья (нарушения
интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата,
зрения, туберкулезная интоксикация и т.д.).
«В начале жизни школу помню я...»
Известные
пушкинские строки, вынесенные в заголовок,
пожалуй, наиболее точно передают дух и букву, как
мы сказали бы теперь научным языком,
муниципальной образовательной системы г.
Новомосковска и Новомосковского района.
Новомосковский лицей (директор – кандидат
химических наук Борис Марков). В учреждении 270
детей, что позволяет каждому лицеисту иметь
своего наставника, научного руководителя.
Специфической особенностью лицея является не
только и не столько интеллектуальная
самореализация старшеклассников, сколько
создание особого лицейского духа дружбы,
товарищества, романтизма, духовной близости и
внутренней свободы – всего того, что когда-то
считалось высшими ценностями в Царскосельском
лицее, из стен которого вышли А.Пушкин, А.Дельвиг,
М.Салтыков-Щедрин.
Интересна еще и такая деталь. В рассказе о лицее
его директор назвал одного из своих заместителей
замом по... научно-методической работе. Я спросил,
не оговорился ли г-н Марков, ведь занятие научной
работой предполагает какие-то итоговые продукты
этой работы – новое научное знание: «Может быть,
корректнее назвать «заместитель директора по
научно-методическому обеспечению
образовательного или инновационного процесса?»
«Нет, – возразил директор лицея, – преподаватели
создают именно новое научное знание в виде
научных продуктов – статей, книг, программ,
пособий и т.п.». Стоит взять на заметку многим
руководителям школ, лицеев, гимназий. Я с таким
фактом столкнулся впервые, что говорит о
безусловно новом уровне работы этого
инновационного учреждения.
Новомосковской гимназией руководит заслуженный
учитель РФ Людмила Грибенюк. Если не придавать
юмористического смысла известной фразе из
рекламы, то новомосковскую гимназию можно было
бы охарактеризовать так: «У нас есть все!»
Имеются в виду концепции, парадигмы, схемы,
структуры, бесконечное число завоеванных
престижных дипломов, сертификатов, грамот и т.д. и
т.п. Пожалуй, наиболее поучительным, полезным и
нехарактерным для российской практики является
то обстоятельство, что учреждение для
интеллектуально продвинутых и мотивированных
детей создано с нуля: прежняя школа была закрыта,
ее ученики распределены в другие школы, учителя
трудоустроены в другие учреждения, и в прежнем
здании создавалось совершенно новое
экспериментальное образовательное учреждение –
гимназия. Это позволило руководству подобрать на
конкурсной основе специальный состав
преподавателей, отобрать высокомотивированных
детей со всего города и тем самым избежать
огорчительных пороков, свойственных многим
гимназиям, созданным на базе коллективов прежних
обычных школ.
Школа № 18 (директор – Тамара Боброва) – школа
неуглубленного, но раннего изучения
иностранного языка (со второго класса, но только
по 2 часа в неделю). Школа ориентирована на
подготовку ребят к обучению именно в
инженерно-технических вузах (раннее
преподавание черчения, элементов начертательной
геометрии и др.). Имеется хорошая компьютерная
база, выход в Интернет.
Своим неожиданным откровением меня поразила
директор 20-й школы Антонина Астапова: «Моя
главная задача – сделать школу... любимой. Мы
создаем в школе уют, обеспечиваем чистоту,
работаем над поддержанием психологического
единства коллектива. Доминирующая
образовательная практика – практика
самореализации личности, а потому создаем
условия, чтобы каждый искал и нашел себя в спорте,
в театральном искусстве и др. Этим вытаскиваем из
категории трудных самых запущенных детей,
которых уже не берут ни в одну школу. Большое
значение придаем символике: у нас есть свой гимн,
флаг, и отношение к ним серьезное. Мы – школа для
всех, адаптивного типа, если говорить научным
языком».
Доминирующей идеей школы № 1 (директор – Ирина
Руденко) является идея воспитания свободной и
законопослушной личности. Здесь действует
школьный парламент со своими четко
определенными обязанностями и решениями,
обязательными для исполнения всеми членами
школьного коллектива, профессионально
занимаются поднятием статуса детей с низким
уровнем самооценки. В СШ № 1 действует школьная
пресса (несколько газет), допустимы фельетоны,
карикатуры, шаржи на учителей, поскольку у всех
развито чувство юмора.
Средняя школа № 5 (директор – Тамара Бычкова)
находилась в очень тяжелом положении (потеря
авторитета у родителей, плохая репутация и т.п.).
Задачу возрождения решали через поиск и развитие
конкурентного преимущества. Понравилась идея
создания кадетских классов. Их пока два. Гордятся
первыми успехами воспитания мужчин-наставников
из числа офицеров: начищенная до блеска обувь,
наличие носовых платков, аккуратная стрижка,
форма, приветствие, вежливое обращение друг к
другу, обучение бальным танцам. Где-то нашли
понравившиеся всем слова: «Кадетское воспитание
и образование выковывает будущее России», взяли
их за основу духовного развития личности.
Разработали специальную процедуру посвящения в
кадеты. Бывшие «классные часы» назвали «Часы
общения с Д.С.Лихачевым» – читают и обсуждают на
них книгу выдающегося российского ученого и
интеллигента «Письма о добром и прекрасном».
Краснобогатырская школа (директор – Владимир
Лялин) находится в Новомосковском районе, в селе,
и развивается как школа-ферма, а точнее – как
аграрная школа. Давая хорошее общее образование,
тут учат на механизатора, моториста, водителя
(имеют 7 единиц техники), фермера, хозяйку усадьбы.
Взяли в аренду землю, все строят сами. Тридцать
процентов выпускников остаются работать в селе,
и это по нынешним условиям немало. У любого
выпускника, уехавшего в город и не нашедшего себя
там, есть возможность возвратиться в село и иметь
работу, ибо школьная ферма – это малое
сельскохозяйственное предприятие. Директор мне
прямо сказал: «Хочу возродить исчезнувшую с
нашей земли ментальность кулака – эффективного
производителя продовольствия, человека,
трудящегося от зари и до зари, зажиточного и
достойного».
Из десяти муниципальных учреждений
дополнительного образования хочу отметить два.
Пушкинская школа (директор – Наталья Бородина) –
таких школ всего в России две, одна из них в
Новомосковске. Эта школа объединяет в свободное
от учебы в основной общеобразовательной школе
время на абсолютно добровольной основе более
четырехсот детей в возрасте от 9 до 17 лет. Изучают
здесь только Пушкина на уровне деталей,
тонкостей, подробностей. В основу подхода к
такому изучению положена мысль академика
Д.С.Лихачева о том, что «знание деталей жизни
писателя удесятеряет силу воздействия его
произведений». Анализ документов этой школы
говорит о том, что это учреждение
дополнительного образования имеет более сильную
воспитательную доминанту, чем просто
когнитивную, что само по себе очень ценно.
Есть в Новомосковске учреждение дополнительного
образования «Детский
оздоровительно-экологический центр» (директор –
Игорь Кузнецов). Здесь заняты экологическим
воспитанием, прививают любовь к животным, а через
них – к людям и природе в целом: воспитанники
центра занимаются в конно-спортивной школе,
работают в мини-зоопарке. Детей с церебральным
параличом эффективно лечат иппотерапией,
лечебной верховой ездой, зоотерапией. Ребятишки
из малообеспеченных и неблагополучных семей
именно здесь (а не в общеобразовательной школе)
находят приют, ласку, предмет заботы и занятий,
оттаивают душой в общении с животными, за
которыми они ухаживают, которых с любовью растят,
развиваются физически, морально и духовно. Здесь
они чувствуют себя нужными и не ощущают изгоями.
Жаль, что через центр нельзя пропустить учащихся
всех школ города…
Информация к размышлению
Комитет образования по моей просьбе организовал
встречу с руководителями лучших образовательных
учреждений. Встреча для меня была очень
интересной, и я искренне благодарен ее
участникам и организаторам. Самые позитивные
оценки вызывают оптимизм, одержимость в работе,
увлеченность, искренняя любовь к своим
учреждениям, к своему труду, преданность
профессии, развитое чувство гордости за
сделанное. Все эти люди – патриоты своего города.
И все бы хорошо, если бы не одно ощущение, которое
не давало покоя все время, пока я готовил этот
материал. Речь идет о том, что все названные
руководителями учреждений достижения касались
только одной – когнитивной области
образовательных практик, ну и, конечно, развития
творческих начал в ребенке. От всего этого веяло
идеологемами прошлой школы: люди самозабвенно
рассказывали о том, что уже невозможно стало
слушать на учительских конференциях: о
количестве поступивших в вузы, о медалистах, о
победителях интеллектуальных соревнований
(олимпиады, конкурсы и т.п.), хотя все эти дети
составляют не большую, а меньшую часть их
подопечных, не более нескольких процентов.
Эти в высшей степени добросовестные и увлеченные
руководители сами не заметили, что мыслят и
работают в свете пресловутой парадигмы
советских времен, на практике утвердившей
уважение к людям только умственного, творческого
труда и пренебрежение к людям нетворческого
физического труда, которых, заметим, большинство.
При всей, как показало время, недорого стоящей
болтовне о диктатуре пролетариата в сознании
большинства педагогов укоренилась догма,
которую десятилетиями повторяли они вместе с
родителями: «Будешь плохо учиться – станешь
простым рабочим», хотя качество жизни общества в
не меньшей степени зависит не только от людей
умственного труда.
Я не услышал от лучших руководителей
образовательных учреждений города какие бы то ни
было показатели качества воспитания учащихся,
которые были бы отслежены в режиме мониторинга.
Мы имеем в виду такие ценностные качества, как
ответственность, исполнительность,
профессионализм, достоинство. Очевиден уклон в
сторону знаниевой практики внеличностного
характера. Так что здесь есть проблема для
новомосковских педагогов, решение которой
потребует смещения акцентов в работе в сторону
эмоционально-ценностной практики воспитания и
развития значительной части детей, не склонных к
умственной деятельности.
С увлечением рассказывая о выдающихся
интеллектуальных победах учащихся, никто из
руководителей даже не упомянул о
квалиметрическом определении воспитательных
параметров развитости личности тех, кто попал
или не попал в число призеров интеллектуальных
соревнований. А ведь знания и умения – это не
цели современной школы, а всего лишь средства для
реализации тех или иных целей и ценностей, и
высокоразвитые интеллектуалы вполне могут
вырасти эгоистами, циниками, негодяями, если все
образование сводить только к обучению.
Названная информация к размышлению не является
неким специфическим явлением образовательной
системы Новомосковска, это проблема абсолютного
большинства школ России. Но когда-то же нужно
начать говорить о проблеме, которая не так
безобидна, как кажется на первый взгляд, особенно
для школ, где культ знаний заслонил собой все и
вся.
Драма ребенка – драма страны
В муниципальной образовательной системе любого
города или района России обязательно есть
учреждение, при упоминании о котором становится
горько и стыдно и хочется что-то сделать, но
ощущаешь свою беспомощность и с каждым годом все
большую безысходность оттого, что ничего нельзя
изменить. Речь пойдет о домах для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, – так
на официальном языке называются эти учреждения.
Есть они и в Новомосковске, и, право же, власти
города, Комитет по образованию делают все, чтобы
дети были там сыты, обуты, одеты и, насколько
можно, согреты человеческим теплом.
Так сложилось, что у меня было несколько бесед с
директором местного дома ребенка Инной
Смирновой. У нее два высших образования, и
полагаю, ее наблюдения будут интересны
читателям.
Она отметила, что дети в любом возрасте ждут, что
либо отыщутся родители, либо их кто-то возьмет в
семью, и живут этой надеждой. Как только эта
надежда умирает, ребенок, взрослея, фактически
повторяет судьбу своих родителей. Мало кому
удается вырастить себя самому. «В детских домах
России, – рассказала И.Смирнова, – появилось
новое явление – «династии» сирот». Имеется в
виду, что девочка из детдома, повзрослев и став
матерью, бросает своего ребенка на попечение
государства так же, как ее когда-то бросила мать.
И в домах ребенка уже появляются представители
третьего и четвертого поколений таких
воспитанников. Явление это нуждается в
исследовании психологов: о биологическом
наследовании таких привычек (бросать своего
ребенка) мы не говорим, но специалистам по
социальному наследованию тут есть поле для
срочной работы.
Наиболее тяжелая ситуация с детьми-инвалидами и
детьми, ущербными с точки зрения психического
здоровья. Когда умирают (погибают) родители
ребенка из хорошей семьи, его тут же забирают
родственники – такие дети почти не попадают в
детдом. Если в дом ребенка поступает здоровый
ребенок, то его, как правило, усыновляют. А вот
больные, ущербные никому не нужны, они и
пополняют школы-интернаты для детей-сирот.
И, наконец, острая проблема усыновления. В 4-м
номере журнала «Школьное обозрение» за 2000 год,
посвященном проблемам детства в России,
Е.Шестернина рассказывает о том, что многие семьи
из-за рубежа готовы взять к себе на воспитание (и
берут!) наших сирот из домов ребенка и интернатов.
Причем речь идет не о семьях миллионеров, а о
семьях со средним достатком. Есть и практика
приглашения детдомовцев в гости. Возникает
вопрос: ради чего семьи из других государств,
зачастую не слишком обеспеченные, имеющие
собственных детей и свои проблемы, приглашают
детей из России провести месяц-два в их доме?
Трудно представить себе ситуацию, чтобы обычная
российская семья, скажем, из Воронежа или Курска,
пригласила погостить детей из Анголы или
Мозамбика, при этом полностью взяв на себя
расходы. Можно, конечно, все объяснить
финансовыми причинами. Но дело скорее не в уровне
доходов, а в способности сопереживать чужому
горю.
Все разговоры о широкой русской душе не более чем
разговоры, и в этом убеждаешься, когда видишь, как
принимают детей в незнакомой семье за несколько
тысяч километров от их родного дома люди, до
этого ни разу их не видевшие... Когда речь идет о
миллионах, то это статистика, когда об одном
ребенке – трагедия.
Обо всех этих проблемах нашего отечества мы
много говорили с Инной Леонидовной Смирновой и
ее сотрудницей Евгенией Лавриновной Слепцовой.
Они убеждены: если бы государство хоть что-то
делало для решения проблемы сирот, кроме
простейшего (накормить, одеть и т.п.), то детей бы
разбирали в семьи. И это проблема не только самих
детей, но и духовного оздоровления россиян.
Согласитесь, уважаемый читатель, есть над чем
задуматься.
Комитет восьми
Вся достаточно развитая муниципальная
образовательная система Новомосковска и
Новомосковского района управляется Комитетом по
образованию, состоящим только из восьми человек.
Думаю, что это недопустимое сокращение
управленческого аппарата, если в комитете даже
нет специалиста, который бы курировал
воспитательную работу в учреждениях. Такие
изъяны рано или поздно неизбежно отрицательно
скажутся на качестве работы школ, садов,
комплексов, лицеев, гимназий, а значит, и на жизни
города.
Председатель комитета – Анатолий Пророков,
кандидат технических наук, квалифицированный
специалист по менеджменту. «Когда два года назад
глава города пригласил меня на руководство
комитетом, я полагал, что моих знаний по
менеджменту будет достаточно. Первое время
испытывал трудности из-за недостаточного знания
объекта управления – школ, детских садов и т.д.,
ведь я вузовский работник, а управление всегда
объектно ориентировано», – искренне признал
свои проблемы Анатолий Евгеньевич. Я привел эти
его слова потому, что увидел человека,
осознающего, как говорят в науке, свои проблемы, и
подумал: «Вот бы нашим федеральным министрам
образования за последние десять лет и их
заместителям задуматься над аналогичными
проблемами. Ведь все они – вузовские работники,
проблем средней школы не знали, не знают и не
чувствуют!»
Ирина Бурцева – заместитель председателя
комитета, курирует содержание работы
образовательных учреждений, развитие
муниципальной образовательной системы, работу
по повышению квалификации и переподготовке
кадров. Она из директоров школ, безупречно знает
все объекты своего управления, и у нее
обостренное чутье на новое. Управленец она
эрудированный, человек с развитым чувством
юмора, коммуникабельна, и потому руководители
учреждений быстро и легко решают с ней вопросы,
относящиеся к ее компетенции.
Остальные шесть специалистов курируют работу
всех учреждений образования города и по видам, и
по типам, и по направлениям работы. Совершенно
очевидно, что при таком штатном расписании
невозможно обеспечить полноценный контроль не
только качества образования, но и любого менее
важного направления работы, а ведь именно
контроль делает управление учреждениями
образования «зрячим», поскольку обеспечивает
совершенно необходимую для полноценного
управления обратную связь. Над структурой,
соответствием масштаба задач и реальных
возможностей комитета из восьми человек нужно
думать и самому комитету, и администрации города,
если они не хотят, чтобы муниципальная
образовательная система потеряла управляемость.
При всех названных проблемах комитет в срочном
порядке готовит весьма прогрессивное положение
о доплатах и надбавках к должностным окладам –
правда, пока только руководителям муниципальных
образовательных учреждений. Надеемся, очередь
дойдет и до разработки аналогичного положения
для всех работников муниципальной
образовательной системы, как это уже давно
сделано в ряде российских регионов. Я видел
только проект этого документа, и меня в нем
смутило явное обилие показателей, связанных
опять же со знаниями и умениями учащихся. Ну как
можно увеличивать руководителю оклад за каждую
золотую или серебряную медаль, если
опубликованные официальные данные в этом году по
стране показывают, что половина медалистов не
подтвердили свой статус при поступлении в вузы?
Последние впечатления перед отъездом
Курс лекций «Управление качеством образования»
в течение пяти дней я читал в конференц-зале
администрации города и района. Так распорядился
мэр Николай Минаков. Я всегда пишу о главах
администраций, поскольку от их отношения к
системе образования зависит судьба этой системы:
будет ли она медленно стагнировать или же
динамично развиваться. И дело тут не только в
выделенных средствах, хотя и этот факт имеет
очень важное значение. Интересна, если можно так
выразиться, философия мэров, их подход к системе,
их мировоззренческие позиции в отношении
образования.
О таких людях, как мэр Новомосковска, в России
говорят: крепкий хозяйственник. Он и не скрывает
этого: «Я – коммунальщик по образованию и
профессии». «В чем вы видите свою главную задачу
перед юными жителями города?» – спросил я в
начале беседы. Мэр не задумываясь тут же ответил:
«Я хочу, чтобы у ребятишек были уютные квартиры,
чистые подъезды, свежепокрашенные красивые дома,
ухоженные дворы, вымытые улицы: ведь наш город –
их малая Родина. Я хочу, чтобы им хорошо жилось в
их городе, а тогда они будут любить его и не
захотят из него уезжать. Так что я своими
средствами ращу из них патриотов. А если они
будут любить свой город, то будут любить и Россию.
В малых российских городах чувство Родины
развито сильнее, чем в мегаполисах. Ради всего
этого мы и трудимся». Прямо скажу: я немного
растерялся от этого ответа, ибо звучал он как-то
незатейливо, но сущностно и очень серьезно.
Мэр рассказал, что город отпраздновал свое
семидесятилетие, и подарил мне только что
изданную книгу сочинений новомосковских
школьников, посвященных этому светлому для
каждого жителя юбилею, книгу, стихотворным
отрывком из которой я и хочу закончить свой
очерк.
Здесь хорошо в любое время года.
Здесь нет землетрясений, бурь,
штормов.
Здесь сильно не печалит непогода.
Живут здесь голуби под крышами
домов...
Здесь в парках, сквериках, аллеях,
на бульварах
С приходом осени меняют клены цвет.
Здесь чистота всегда на тротуарах.
Здесь нет метро и небоскребов нет...
Марк ПОТАШНИК,
академик РАО, доктор педагогических наук,
профессор
|