Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Никто на самом деле не знает, что нужно школе

Нынешняя предвыборная кампания в Америке была нацелена на образование как никогда раньше. Так получилось не потому, что политики вдруг вспомнили о значении школы и стали требовать перемен. Скорее наоборот. Сама публика стала требовать перемен, а политики быстро сориентировались и вскочили на подножку поезда общественного мнения.
Обычная для Америки история. Политики редко ведут общественное мнение за собой, гораздо чаще они к нему подлаживаются. Если подумать, то это не так плохо. Голосуют за того, кто лучше других уловил настроение народа и сумел его убедительно выразить.
На этот раз опрос за опросом подтверждал приоритет школьной реформы в списке проблем, беспокоящих американцев. В нем она неизменно была на первых местах, обходя даже преступность и растущее неравенство между богатыми и бедными.
Перечень главных проблем, стоящих перед президентскими кандидатами начиная с пятидесятых годов, читается словно краткая история США. Опасность коммунизма, гражданские права, вьетнамская война, коррупция, инфляция, экономика, бюджетный дефицит, преступность... школа.
Почему школа – отдельный разговор. Надолго ли этот интерес сохранится – будущее покажет. Но сегодня публика требует перемен в школьном деле, а политики и администраторы предлагают всевозможные рецепты, которые должны эти перемены обеспечить.
Беда лишь в том, что никто на самом деле не знает, что нужно школе. Добавить денег – это никогда не помешает, это предлагали и демократ Гор, и республиканец Буш. Но деньги сами по себе не гарантируют успеха. Без них нельзя, разумеется, – рост зарплаты, ремонт школ, строительство, компьютеры... Гор предлагал также всеобщее дошкольное воспитание – важное дополнение для Америки, где детских садов явно не хватает. Подобно неравенству между богатыми и бедными, растет неравенство между школами сильными и слабыми. Сильные становятся еще сильнее, зато слабые идут на дно.
Предлагают поднять уровень педагогического образования. Привлечь лучших учителей. Увеличить рабочий день учителя и ученика. Удлинить учебный год. Наказывать учителей за плохую работу и награждать за хорошую. Улучшить учебные программы и тесты. Повысить трубования к детям (стандарты). Если, несмотря на помощь, они не одолеют стандарты, оставлять на второй год. Исключать из школы за серьезные нарушения (нетерпимость к насилию).
Короче, предлагают закрутить в школе все гайки. Только говорить об этом легче, чем делать. А когда сделаешь, то обнаруживается, что идеал успешной учебы по-прежнему далек. Справиться с бюджетным дефицитом и инфляцией легче, чем научить Джонни арифметике, чтению и письму.
Появляется идея школьных ваучеров. Родители получают свою долю денег на образование ребенка в виде ваучера и определяют его в государственную или частную школу по своему выбору.
Думаю, что модель школьной “ваучеризации” обещает больше, чем может реально дать. Что изменится, если родители получат бумажку, с которой они смогут пойти в любую школу в своей округе? На самом деле это лишь первый шаг на дороге к приватизации школьного образования. В конце этой дороги – огромные корпорации, монополисты, владеющие множеством школ в десятках стран и выжимающие прибыль из учительских зарплат и ученических завтраков.
Полезно ли это будет для школьной жизни? Сомневаюсь. Хорошая школа напоминает не корпоративную ячейку, а дружную семью, творческую научную лабораторию, духовную общину. Об этих внутренних качествах школы и надо заботиться.
Сейчас американцы склоняются в пользу ваучеров. Другие реформы работают туго, а эту еще никто толком не пробовал. Понадобится много лет упорной ваучеризации, чтобы убедиться в ее невысокой эффективности. Это заберет время и силы и необратимо изменит лицо школы.
Тогда будущие кандидаты в президенты начнут очередные дебаты о школьной реформе. Может, на этот раз они вспомнят не только о школьной экономике и управлении, но и о высоком духе школы, а также об эффективных образовательных методиках, которые этот дух порождают и поддерживают.



Рейтинг@Mail.ru