Никто на самом деле не знает, что нужно
школе
Нынешняя предвыборная кампания в Америке
была нацелена на образование как никогда раньше.
Так получилось не потому, что политики вдруг
вспомнили о значении школы и стали требовать
перемен. Скорее наоборот. Сама публика стала
требовать перемен, а политики быстро
сориентировались и вскочили на подножку поезда
общественного мнения.
Обычная для Америки история. Политики редко
ведут общественное мнение за собой, гораздо чаще
они к нему подлаживаются. Если подумать, то это не
так плохо. Голосуют за того, кто лучше других
уловил настроение народа и сумел его убедительно
выразить.
На этот раз опрос за опросом подтверждал
приоритет школьной реформы в списке проблем,
беспокоящих американцев. В нем она неизменно
была на первых местах, обходя даже преступность и
растущее неравенство между богатыми и бедными.
Перечень главных проблем, стоящих перед
президентскими кандидатами начиная с
пятидесятых годов, читается словно краткая
история США. Опасность коммунизма, гражданские
права, вьетнамская война, коррупция, инфляция,
экономика, бюджетный дефицит, преступность...
школа.
Почему школа – отдельный разговор. Надолго ли
этот интерес сохранится – будущее покажет. Но
сегодня публика требует перемен в школьном деле,
а политики и администраторы предлагают
всевозможные рецепты, которые должны эти
перемены обеспечить.
Беда лишь в том, что никто на самом деле не знает,
что нужно школе. Добавить денег – это никогда не
помешает, это предлагали и демократ Гор, и
республиканец Буш. Но деньги сами по себе не
гарантируют успеха. Без них нельзя, разумеется, –
рост зарплаты, ремонт школ, строительство,
компьютеры... Гор предлагал также всеобщее
дошкольное воспитание – важное дополнение для
Америки, где детских садов явно не хватает.
Подобно неравенству между богатыми и бедными,
растет неравенство между школами сильными и
слабыми. Сильные становятся еще сильнее, зато
слабые идут на дно.
Предлагают поднять уровень педагогического
образования. Привлечь лучших учителей. Увеличить
рабочий день учителя и ученика. Удлинить учебный
год. Наказывать учителей за плохую работу и
награждать за хорошую. Улучшить учебные
программы и тесты. Повысить трубования к детям
(стандарты). Если, несмотря на помощь, они не
одолеют стандарты, оставлять на второй год.
Исключать из школы за серьезные нарушения
(нетерпимость к насилию).
Короче, предлагают закрутить в школе все гайки.
Только говорить об этом легче, чем делать. А когда
сделаешь, то обнаруживается, что идеал успешной
учебы по-прежнему далек. Справиться с бюджетным
дефицитом и инфляцией легче, чем научить Джонни
арифметике, чтению и письму.
Появляется
идея школьных ваучеров. Родители получают свою
долю денег на образование ребенка в виде ваучера
и определяют его в государственную или частную
школу по своему выбору.
Думаю, что модель школьной “ваучеризации”
обещает больше, чем может реально дать. Что
изменится, если родители получат бумажку, с
которой они смогут пойти в любую школу в своей
округе? На самом деле это лишь первый шаг на
дороге к приватизации школьного образования. В
конце этой дороги – огромные корпорации,
монополисты, владеющие множеством школ в
десятках стран и выжимающие прибыль из
учительских зарплат и ученических завтраков.
Полезно ли это будет для школьной жизни?
Сомневаюсь. Хорошая школа напоминает не
корпоративную ячейку, а дружную семью,
творческую научную лабораторию, духовную общину.
Об этих внутренних качествах школы и надо
заботиться.
Сейчас американцы склоняются в пользу ваучеров.
Другие реформы работают туго, а эту еще никто
толком не пробовал. Понадобится много лет
упорной ваучеризации, чтобы убедиться в ее
невысокой эффективности. Это заберет время и
силы и необратимо изменит лицо школы.
Тогда будущие кандидаты в президенты начнут
очередные дебаты о школьной реформе. Может, на
этот раз они вспомнят не только о школьной
экономике и управлении, но и о высоком духе школы,
а также об эффективных образовательных
методиках, которые этот дух порождают и
поддерживают.
|