Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Артем СОЛОВЕЙЧИК

Экзамен для министра

В 49-м номере «Учительской газеты» от 28 ноября этого года министр образования РФ В.Филиппов высказался очень определенно о необходимости реорганизации сети федеральных экспериментальных площадок.
И нашу газету, и ее читателей это событие касается напрямую. Во-первых, те идеи, которые лежат в основе деятельности сети ФЭП, те цели и задачи, которые она перед собой ставит, соответствуют образовательным принципам, взглядам на педагогику, проводимым «Первым сентября» со дня основания, то есть в течение последних восьми лет: открытый поиск нового образования, выращивание педагогики снизу – из классной комнаты до министерства, а не наоборот. А, во-вторых, Совет сети ФЭП на данный момент возглавляет член редколлегии нашей газеты, главный редактор еженедельной газеты «Управление школой» Александр Адамский.

После заявления министра в редакцию стали звонить люди с одним и тем же вопросом: что теперь будет с инновационной сетью?
– Неужели и ФЭПы станут чиновничьими? – возмущались одни.
– Наверное, – говорили другие, – теперь отменят самовыдвижение на ФЭП. Будет, как это обычно принято в бюрократической системе: сначала район порекомендует, потом город одобрит, потом выше… Но ведь в таком случае инновационное движение превратится в пустое переписывание бумаг, как аттестация учителей…
– Сейчас в рамках ФЭП мы выстраиваем свои школы – свои! – а тут грядет какая-то разнарядка на эксперименты. Да не просто эксперименты, а, говорят, широкомасштабные, государственного значения. Какие же это эксперименты, если они там, наверху, всегда получают то, что хотят, то, что им в данный момент нужно?

Мы хотели сразу же после появления в печати этого заявления выступить с определением своей позиции, но руководство сети ФЭП попросило нас этого не делать, так как на 13 декабря была запланирована встреча министра с председателем Совета сети ФЭП А.Адамским, которая могла изменить ситуацию.
Встреча состоялась, но, по сути, каждый из ее участников остался на своих позициях. И намерение министерства реорганизовать сеть ФЭП, кажется, осталось прежним.
Поскольку, с нашей точки зрения, готовится непоправимое – фактический разгром инновационного движения (с этим согласились многие известные деятели образования, с которыми мне удалось переговорить и в Москве, и в регионах) может на десятилетия отбросить развитие нашей школы, – мы хотим предупредить руководителей ведомства, что такое решение является грубейшей ошибкой. И с точки зрения образовательной политики, и с точки зрения нравственной ответственности за то доверие и ту искреннюю веру учителей и директоров в намерение власти реформировать школу. Люди поверили в то, что их идеи, их инициативы действительно нужны государству, а выходит, государству нужны только те инициативы, которые отвечают «задачам»...

Но вернемся к заявлению министра 28 ноября этого года.
«Учительская газета» спрашивает:
«Говорят, что в ближайшее время будет реорганизована система федеральных экспериментальных площадок.
Отвечает Владимир ФИЛИППОВ, министр образования:
– На это есть веские основания. Ведь вся система, называемая федеральной, существует, по сути, автономно от федерального Министерства образования. Движение ФЭП выросло из общественной инициативы, созданной для поддержки нестандартных и перспективных идей в образовании. И это было закономерно и полезно на определенном этапе. Но сегодня мы уже должны переходить от экспериментов ради экспериментов к адресной поддержке проектов, направленных на достижение конкретных результатов. За время моей работы (более двух лет) мне как министру не было представлено ни одного предложения с итогами какого-нибудь эксперимента от ФЭП. Если, конечно, не считать сомнительные записки от некоторых специалистов, где предлагается решить все проблемы образования... за несколько месяцев.
Федеральные экспериментальные площадки, на мой взгляд, должны решать в первую очередь федеральные задачи. А их сейчас в связи с принятием плана модернизации социальной сферы предостаточно. Тот же единый экзамен, создание университетских округов, проблемы нового содержания образования.
Думаю, не вина тех, кто участвует в движении ФЭП, что результаты их деятельности не влияют на федеральную политику. Скорее всего проблемы – в управлении системой. Поэтому, чтобы придать большую значимость федеральным экспериментальным площадкам, Совет по ФЭП должен, видимо, возглавить министр образования и, возможно, президент Российской академии образования. Кроме того, мы должны привлечь к участию в совете больше авторитетных и компетентных людей, сделать сеть ФЭП более открытой для всего педагогического сообщества.
Кроме того, если считать поддержкой только громкое название «экспериментальная площадка», вряд ли можно добиться сколько-нибудь хороших результатов. Да и невозможно все время эксплуатировать энтузиазм и подвижничество работников образования. Поэтому вместе с реформой управления ФЭП мы планируем направить туда серьезное финансирование: интересным проектам будем помогать деньгами, но и контролировать ход экспериментов, а главное – анализировать для широкого применения их итоги».

Разберемся по сути.
1. «Движение ФЭП выросло из общественной инициативы, созданной для поддержки нестандартных и перспективных идей в образовании».

Здесь небольшая неточность: не «созданной», а «создано». Не инициатива служит поддержкой идей, а движение служит поддержкой инициатив... А, по сути, движение ФЭП действительно и выросло как общественное движение и, что самое главное, должно оставаться таким и по форме и по содержанию. Сеть общественных инициатив, имеющая государственную, ведомственную поддержку. И в России, и даже за рубежом многие восхищались инновационным стилем управления российского министра, который поддерживает общественные инициативы. И стратегия, казалось бы, должна была заключаться в усилении этого общественного начала и автономности. А сейчас, похоже, делается все наоборот – негативная оценка дается как раз тому, что должно иметь поддержку и развитие.

2. «За время моей работы (более двух лет) мне как министру не было представлено ни одного предложения с итогами какого-нибудь эксперимента от ФЭП».

Но на сайте «Федеральные экспериментальные площадки», который поддерживается на сервере «Первого сентября», просто россыпи этих предложений.
Еженедельник «Управление школой» в каждом номере публикует дайджесты с проектами – там не только теория, но и различные «Положения...», программы, методики.
Наконец, в архиве сети ФЭП, который находится у нас в редакции, хранятся все проекты и все отчеты сети. И министру достаточно было только дать команду, чтобы соответствующие управления подготовили необходимую справку.

3. «Федеральные экспериментальные площадки, на мой взгляд, должны решать в первую очередь федеральные задачи. А их сейчас в связи с принятием плана модернизации социальной сферы предостаточно. Тот же единый экзамен, создание университетских округов, проблемы нового содержания образования».

Но нам кажется, что у ведомства достаточно структур, которые могут решать его задачи. А уникальность сети ФЭП, эвриканской сети, сети инновационных школ была (с грустью вынужден употребить это слово – «была») как раз в том, что на этом поле могли появиться и те инициативы, которые не совпадают с министерскими задачами, а иногда и совсем им противоречат. И дело здесь не в “оппозиционности” инновационного движения, а в том, что оно опосредованно выражает общественные образовательные потребности, которые зачастую ускользают из поля зрения ведомства.

4. «...чтобы придать большую значимость федеральным экспериментальным площадкам, Совет по ФЭП должен, видимо, возглавить министр образования и, возможно, президент Российской академии образования».

Но, как нам кажется, за эти годы произошли значительные перемены: сегодня движение «Эврика» и сама инновационная сеть экспериментальных площадок автоматически поднимают значимость ее лидера. И министр признал, что это общественное движение создало структуру настолько многообещающую, что даже он готов ее возглавить вместе с президентом РАО. Это ли не самая высшая похвала создателям и руководителям такого общественного движения?
И мы еще станем свидетелями какой-нибудь государственной награды или премии президента министру и президенту РАО за создание реально действующей уникальной сети образовательных учреждений, которые во главу угла поставили стремление к саморазвитию в отличие от фиктивного развития, в которое всегда вырождается любое развитие по указке. Либо станем свидетелями развала этой самой сети и подавления этого стремления ...
А пока, считает министр, надо сменить управление сетью. Энтузиасты, усилиями которых фактически создана эта сеть (проводится конкурс, собираются заявки, организуется экспертиза, распространяется информация по школам и оформляется вся необходимая документация), оказались плохими менеджерами. А в министерстве менеджеры хорошие, они направят серьезное финансирование куда нужно.
Правда, именно стараниями участников сети, именно их упорством и была выбита в бюджете на будущий год строчка на финансирование ФЭП в 250 миллионов рублей.
Это же большие деньги! И, с точки зрения министра, такие деньги энтузиастам доверять нельзя. И отчитываться за них школы – участницы ФЭП будут теперь «по-настоящему». А чтобы не показалось, что деньги потрачены зря, за получением результата, на который была затрачена определенная сумма, должно следовать его широкомасштабное внедрение. Получается, чем широкомасштабнее, тем эффективнее затраты?

5. «...сегодня мы уже должны переходить от экспериментов ради экспериментов к адресной поддержке проектов, направленных на достижение конкретных результатов»

Что же министр назвал экспериментами ради экспериментов?
Скорее всего он имел в виду, что результаты инновационной экспериментальной деятельности участников эвриканской сети ФЭП не внедряются в массовую школу так энергично и в таких масштабах, чтобы можно было количественно отчитаться за проделанную работу.
В самом деле, чем можно отчитаться перед министерскими или региональными чиновниками за проделанную в сети работу? Ведь у них есть сложившаяся десятилетиями система оформления результатов передового педагогического опыта и твердая уверенность в том, что единственным параметром эффективности экспериментальной работы в педагогике является возможность внедрения в массовую школу и распространение опыта одного учебного заведения на тысячи остальных. Хорошая методика – та, которая используется в тысячах школ, хороший результат – тот, который имеет количественное выражение.
Но педагогический смысл движения авторских школ как раз в том и состоит, чтобы каждая школа была неповторимой, со своим лицом, со своей философией и со своим мировоззрением.
Да и само название «сеть» подразумевает сообщество школ, непохожих друг на друга. И эксперимент там ведется не столько для использования его результатов в других школах, сколько для создания в школе атмосферы поиска и особого творческого поля.
Конечно, в этом смысле экспериментальная деятельность – самоценна. Она задает совершенно особый, исследовательский уклад жизни ребенка, формирует особый тип мышления учащегося и учителя. Возникнет ли при этом результат, который можно использовать? Конечно, да. Но для этого необходимы совершенно особая, открытая для всех система накопления таких результатов и свободный выбор другими школами этих материалов.

6. «...сделать сеть ФЭП более открытой для всего педагогического сообщества».

Но, на наш взгляд, ничего более открытого, чем положенный в основу работы ФЭП конкурс «Авторская школа», в нашем образовании пока нет. Устроен этот конкурс абсолютно прозрачно. Это тот случай, когда нам завидуют другие страны. Потому что в остальном – двенадцатилетка, стандарты, единый экзамен, – насколько я понял из предыдущих колонок министра в «Учительской газете», мы завидуем зарубежью.
Итак, конкурс. Он предельно демократичный. Каждая школа может выдвинуть себя на этот конкурс, минуя любые инстанции. Форма выдвижения проста. Достаточно желания школы меняться к лучшему и написать об этом в свободной форме в заявке на конкурс. Дальше начинается работа в несколько туров, а иногда и лет (если школа действительно начала с нуля) по формированию концепции своей обновленной в полном смысле этого слова авторской школы. В работе участвуют весь коллектив и группа экспертов, имеющих многолетний опыт консультирования. Ежегодно школы, прошедшие весь путь по созданию своей школы, становятся лауреатами конкурса, им присваивается статус федеральной экспериментальной площадки.
До создания ФЭП даже сама по себе победа в конкурсе «Авторская школа» давала в некоторых регионах особенный статус, позволяющий школе на определенное время быть другой. И очень важно, что не вообще другой, а именно авторской.
Когда стараниями энтузиастов министерство признало «Авторскую школу» и разрешило лауреатам становиться ФЭП, то право школ на самоусовершенствование стало охраняться на самом высоком уровне. В последние два года статус ФЭП давал этим школам и некоторое, хотя и незначительное, дополнительное финансирование...
Итак, повторим: заявка на участие в конкурсе «Авторская школа» подается в свободной форме. Эксперты конкурса работают со всеми школами без исключения. О какой большей открытости можно говорить? Даже визы никакого начальства не требуется.
Хотя постойте. Может быть, в этом-то все и дело. Как-то я слышал от одного регионального начальника примерно следующее: «Да что они о себе возомнили? Подали заявку на ФЭП, а я ничего об этом не знаю. У нас в области есть гораздо более достойные для статуса ФЭП школы».
Может быть, все дело именно в этом принципе самовыдвижения школ, положенном в основу конкурса? Он разрушает привычные представления об управлении и контроле. Но так и должно быть. Инновационное движение требует иного управления, при традиционном – инновации гибнут. А чиновники тем не менее твердо уверены: правильные эксперименты – это эксперименты по указанию сверху. Все остальное – игрушки.
В этом и трагедия: выжить без ведомственной бумаги с печатью – нельзя. Жить под железной опекой ведомства – невозможно.

...А телефон продолжает звонить. Люди не верят, не могут себе представить, у них в голове не укладывается, как все это возможно – вот так запросто начать «реорганизовывать» нормально работающую инновационную систему.
Оказывается, можно.
В конце концов, сетью больше – сетью меньше...
Но вот позвонили из Твери, спросили: «Заявки на конкурс когда присылать?».
Что им ответить – позвоните министру?..



Рейтинг@Mail.ru