Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Сегодня мы – обитатели джунглей,
завтра – бесстрашные путешественники

Сюжет любой игры задуман так, что в ней найдется место и молниеносному гепарду, и медлительной черепашке. И все это под музыку на уроке физкультуры!

В то утро Маугли проснулся раньше всех в джунглях. Он потянулся, глядя на солнце, осторожно облизывающее верхушки деревьев и, не торопясь, пошел к реке. Нежившийся на берегу крокодил лениво поднял веки, хотел было присоединиться к мальчику, но передумал и снова задремал.
Когда Маугли вышел из воды, жизнь в джунглях уже кипела вовсю. Кричали птицы, прыгали по лианам обезьянки, где-то вдалеке слышалось грозное рычание льва. И вдруг наступила полнейшая тишина. Обитатели джунглей замерли.

–Так, не дышать, не дышать. Молодцы. Внимание, музыка. Начали!
Нет, вы не угадали. Это не съемки нового фильма, это всего лишь урок физкультуры в сочинской прогимназии № 44 (детский сад плюс школа). И физкультура – здесь один из самых любимых уроков и у трехлетних малышей, и у первоклашек, и у подростков. Почему? Об этом наш корреспондент Людмила Зуева беседует с преподавателем физкультуры Романом КИРИЧЕНКО.
Роман Викторович, правда ли, что ребята, которые по медицинским показателям освобождены от физподготовки, тайно от родителей выносят из дому форму и ходят-таки на ваши уроки?
– Правда. Но все эти маленькие хитрости родителям, как правило, известны. Звонят мне, напоминают, что у их сына или дочери справка об освобождении.
– И вы все равно разрешаете им заниматься? Не боитесь навредить?
– Не боюсь. Объясню, почему. Каждый мой урок – это маленькая пьеса. Сегодня мы – дикари, завтра – обезьянки, а послезавтра – обитатели джунглей или бесстрашные путешественники. Сюжет любой игры задуман так, что в ней найдется место и молниеносному гепарду, и медлительной черепашке. Причем роль черепашки вовсе не оскорбительна. Ведь у черепашки масса других достоинств. Так вот, ребенок, который перенес недавно простуду и нуждается в щадящем режиме, и будет этой черепашкой. Если ему и такие усилия противопоказаны, он будет судьей или впередсмотрящим на “корабле”.
Говорят, на ваших уроках страшный шум и гам.
– Когда мы в джунглях, конечно. А когда в подводном царстве, у нас идеальная тишина. Крик, между прочим, развивает легкие. В сценках с Маугли или Тарзаном мы сначала изображаем звуки джунглей, потом наши “тигры”, “пантеры” и “змейки” просыпаются, потягиваются, разминают затекшие лапы и шеи, прохаживаются по поляне, и, наконец, начинаются погони и преследования. При этом по джунглям, как известно, бегать не так-то просто. То упавшее дерево (например, гимнастический конь) дорогу перегородит, и тогда надо его перепрыгнуть, то завал на пути образуется, и единственный способ его преодолеть – проползти под завалом (сгодится скамейка).
Все занятия у нас проходят под музыку. Сначала она спокойная, потом ее темп убыстряется, а в заключение вновь стихает, умиротворяя страсти. Если звуки исчезли, все должны замереть в той позе, в какой их настигла тишина, и постараться не дышать, а как только вновь послышится мелодия, продолжить игру.
Представляю восторг малышей, но неужели и подростки играют в Маугли?
– Еще с каким удовольствием! Только не в Маугли, а в Тарзана. Ведь он взбирается по огромным лианам (канатам) почти к небу (потолку), потом за секунду скатывается вниз, сильно раскачивается и прыгает прямо на горячие камни (маты). Между прочим, влезть по канату может далеко не каждый, как и изобразить хулиганку-обезьянку на гимнастических кольцах.
А как же всевозможные нормы? Уложился в норматив – получил «пять», не уложился – в лучшем случае «три».
– Ну и о чем эти пятерки говорят? Только о том, что судьба несправедлива. Один, от рождения здоровый и сильный, легко укладывается в нормативы и всегда получает пятерки. Даже если никакого прогресса нет и на уроках он просто бездельничает. Другой, слабенький, старается, все время наращивает свой потенциал, но никак не может перепрыгнуть установленную планку. И что, я ему должен поставить «два» или «три»? Нет. «Три» я поставлю тому, кто отлынивает и не развивается, а «пять» – тому, кто работает.
Благодаря игре, в которой я могу легко менять роли, ни один ребенок никогда не почувствует себя ущербным. Сначала я ему даю такую роль, которая ему по силам и которую он может “сыграть” в хорошем темпе и красиво. Кстати, за красоту исполнения мы тоже ставим друг другу оценки. Затем, когда вижу, что ребенок перерос своего героя, я даю ему возможность показать себя в более сложном для него образе. Например, сегодня ты черепашка или краб, ползающий только по дну. Завтра ты крокодил или краб, уже карабкающийся по крутой (гимнастической) стене на берег океана. А послезавтра – обезьянка, срывающая банан с высокой пальмы (к канату привязан какой-нибудь предмет).
Была у нас девочка с целым букетом заболеваний. Толстенькая, неуклюжая, к тому же прихрамывала. Если бы я по стандартной программе заставил ее перекувырнуться или сделать мостик, она стала бы вечным объектом для насмешек. А благодаря игре, в которой каждый занят выполнением собственной трудной задачи, она незаметно для всех превратилась из маленького неуклюжего слоненка в грациозную Багиру.
И тем не менее нормативы существуют.
– Мы их сдаем. И не хуже других. Ведь в игре ребята и бегают, и прыгают не меньше, чем на стандартном уроке по легкой атлетике. У них развиваются самые главные физические качества: ловкость, быстрота и выносливость. Остальное добавить уже очень легко. Играть вообще веселее, чем просто так бегать или прыгать. Сколько всего можно придумать! Однажды мы пол-урока ходили на носочках, в следующий раз учились перебираться по воображаемому канату, потом по бревну и в конечном итоге по натянутому, правда, невысоко, канату.
– Роман Викторович, одна из преподавательниц рассказала мне, что ее сын благодаря вам каждое утро в любое время года обливается холодной водой. И что даже малыши визжали от восторга, когда учитель физкультуры наполнял ведра ледяной водой.
– Ну, не ледяной, а просто холодной. Мы пытались закаливать ребят с согласия родителей по методу Иванова. Некоторые с непривычки начинали чихать, но насморки быстро проходили. Детей с проблемным здоровьем мы тоже выводили и в снег, и в дождь на улицу и обливали. Ни один не заболел!
Почему же все в прошлом?
– Закаливание по системе Иванова – все-таки дело семейное. Это нужно делать каждый день. Утром и вечером. Несмотря на настроение и слабость. А один учитель физкультуры просто не в состоянии каждое утро обливать всех, начиная с младшей группы детского сада. Дня не хватит. Холодный душ – для закаленных. Начинать надо с кружки холодной воды в теплой ванной, постепенно перейти на ковшик, а уж потом обливаться из ведра на улице. Попробуйте. Микростресс подарит необыкновенную легкость и свободу, вы почувствуете себя птицей, парящей в небесах.
Над джунглями?
– Не важно. Сюжет можете придумать самостоятельно, что, кстати, и делают мои ребята.

 



Рейтинг@Mail.ru