Сегодня мы – обитатели джунглей,
завтра – бесстрашные путешественники
Сюжет любой игры задуман так, что в ней
найдется место и молниеносному гепарду, и
медлительной черепашке. И все это под музыку на
уроке физкультуры!
В то утро Маугли проснулся раньше всех в
джунглях. Он потянулся, глядя на солнце,
осторожно облизывающее верхушки деревьев и, не
торопясь, пошел к реке. Нежившийся на берегу
крокодил лениво поднял веки, хотел было
присоединиться к мальчику, но передумал и снова
задремал.
Когда Маугли вышел из воды, жизнь в джунглях уже
кипела вовсю. Кричали птицы, прыгали по лианам
обезьянки, где-то вдалеке слышалось грозное
рычание льва. И вдруг наступила полнейшая тишина.
Обитатели джунглей замерли.
–Так, не дышать, не дышать. Молодцы.
Внимание, музыка. Начали!
Нет, вы не угадали. Это не съемки нового фильма,
это всего лишь урок физкультуры в сочинской
прогимназии № 44 (детский сад плюс школа). И
физкультура – здесь один из самых любимых уроков
и у трехлетних малышей, и у первоклашек, и у
подростков. Почему? Об этом наш корреспондент
Людмила Зуева беседует с преподавателем
физкультуры Романом КИРИЧЕНКО.
– Роман Викторович, правда ли, что ребята,
которые по медицинским показателям освобождены
от физподготовки, тайно от родителей выносят из
дому форму и ходят-таки на ваши уроки?
– Правда. Но все эти маленькие хитрости
родителям, как правило, известны. Звонят мне,
напоминают, что у их сына или дочери справка об
освобождении.
– И вы все равно разрешаете им заниматься? Не
боитесь навредить?
– Не боюсь. Объясню, почему. Каждый мой урок – это
маленькая пьеса. Сегодня мы – дикари, завтра –
обезьянки, а послезавтра – обитатели джунглей
или бесстрашные путешественники. Сюжет любой
игры задуман так, что в ней найдется место и
молниеносному гепарду, и медлительной черепашке.
Причем роль черепашки вовсе не оскорбительна.
Ведь у черепашки масса других достоинств. Так
вот, ребенок, который перенес недавно простуду и
нуждается в щадящем режиме, и будет этой
черепашкой. Если ему и такие усилия
противопоказаны, он будет судьей или
впередсмотрящим на “корабле”.
– Говорят, на ваших уроках страшный шум и
гам.
– Когда мы в джунглях, конечно. А когда в
подводном царстве, у нас идеальная тишина. Крик,
между прочим, развивает легкие. В сценках с
Маугли или Тарзаном мы сначала изображаем звуки
джунглей, потом наши “тигры”, “пантеры” и
“змейки” просыпаются, потягиваются, разминают
затекшие лапы и шеи, прохаживаются по поляне, и,
наконец, начинаются погони и преследования. При
этом по джунглям, как известно, бегать не так-то
просто. То упавшее дерево (например,
гимнастический конь) дорогу перегородит, и тогда
надо его перепрыгнуть, то завал на пути
образуется, и единственный способ его преодолеть
– проползти под завалом (сгодится скамейка).
Все занятия у нас проходят под музыку. Сначала
она спокойная, потом ее темп убыстряется, а в
заключение вновь стихает, умиротворяя страсти.
Если звуки исчезли, все должны замереть в той
позе, в какой их настигла тишина, и постараться не
дышать, а как только вновь послышится мелодия,
продолжить игру.
– Представляю восторг малышей, но неужели и
подростки играют в Маугли?
– Еще с каким удовольствием! Только не в Маугли, а
в Тарзана. Ведь он взбирается по огромным лианам
(канатам) почти к небу (потолку), потом за секунду
скатывается вниз, сильно раскачивается и прыгает
прямо на горячие камни (маты). Между прочим,
влезть по канату может далеко не каждый, как и
изобразить хулиганку-обезьянку на
гимнастических кольцах.
– А как же всевозможные нормы? Уложился в
норматив – получил «пять», не уложился – в
лучшем случае «три».
– Ну и о чем эти пятерки говорят? Только о том, что
судьба несправедлива. Один, от рождения здоровый
и сильный, легко укладывается в нормативы и
всегда получает пятерки. Даже если никакого
прогресса нет и на уроках он просто
бездельничает. Другой, слабенький, старается, все
время наращивает свой потенциал, но никак не
может перепрыгнуть установленную планку. И что, я
ему должен поставить «два» или «три»? Нет. «Три» я
поставлю тому, кто отлынивает и не развивается, а
«пять» – тому, кто работает.
Благодаря игре, в которой я могу легко менять
роли, ни один ребенок никогда не почувствует себя
ущербным. Сначала я ему даю такую роль, которая
ему по силам и которую он может “сыграть” в
хорошем темпе и красиво. Кстати, за красоту
исполнения мы тоже ставим друг другу оценки.
Затем, когда вижу, что ребенок перерос своего
героя, я даю ему возможность показать себя в
более сложном для него образе. Например, сегодня
ты черепашка или краб, ползающий только по дну.
Завтра ты крокодил или краб, уже карабкающийся по
крутой (гимнастической) стене на берег океана. А
послезавтра – обезьянка, срывающая банан с
высокой пальмы (к канату привязан какой-нибудь
предмет).
Была у нас девочка с целым букетом заболеваний.
Толстенькая, неуклюжая, к тому же прихрамывала.
Если бы я по стандартной программе заставил ее
перекувырнуться или сделать мостик, она стала бы
вечным объектом для насмешек. А благодаря игре, в
которой каждый занят выполнением собственной
трудной задачи, она незаметно для всех
превратилась из маленького неуклюжего слоненка
в грациозную Багиру.
– И тем не менее нормативы существуют.
– Мы их сдаем. И не хуже других. Ведь в игре ребята
и бегают, и прыгают не меньше, чем на стандартном
уроке по легкой атлетике. У них развиваются самые
главные физические качества: ловкость, быстрота
и выносливость. Остальное добавить уже очень
легко. Играть вообще веселее, чем просто так
бегать или прыгать. Сколько всего можно
придумать! Однажды мы пол-урока ходили на
носочках, в следующий раз учились перебираться
по воображаемому канату, потом по бревну и в
конечном итоге по натянутому, правда, невысоко,
канату.
– Роман Викторович, одна из преподавательниц
рассказала мне, что ее сын благодаря вам каждое
утро в любое время года обливается холодной
водой. И что даже малыши визжали от восторга,
когда учитель физкультуры наполнял ведра
ледяной водой.
– Ну, не ледяной, а просто холодной. Мы пытались
закаливать ребят с согласия родителей по методу
Иванова. Некоторые с непривычки начинали чихать,
но насморки быстро проходили. Детей с проблемным
здоровьем мы тоже выводили и в снег, и в дождь на
улицу и обливали. Ни один не заболел!
– Почему же все в прошлом?
– Закаливание по системе Иванова – все-таки дело
семейное. Это нужно делать каждый день. Утром и
вечером. Несмотря на настроение и слабость. А
один учитель физкультуры просто не в состоянии
каждое утро обливать всех, начиная с младшей
группы детского сада. Дня не хватит. Холодный душ
– для закаленных. Начинать надо с кружки
холодной воды в теплой ванной, постепенно
перейти на ковшик, а уж потом обливаться из ведра
на улице. Попробуйте. Микростресс подарит
необыкновенную легкость и свободу, вы
почувствуете себя птицей, парящей в небесах.
– Над джунглями?
– Не важно. Сюжет можете придумать
самостоятельно, что, кстати, и делают мои ребята.
|