Искусство спорить на равных
Этому учат в московской школе № 1333
Есть такое удивительное место – Донская
гимназия. Она же – школа № 1333. Имя – от названия
улицы в Москве: улица Донская и гимназия Донская.
Детей учит замечательная компания выпускников
университета, сплотившаяся в туристских походах.
С вузами договоров нет, а все, кто оканчивает
гимназию, становятся студентами. Беседуем с
директором Донской гимназии Мариной Гущиной о
Всероссийском конкурсе юношеских
исследовательских работ имени Вернадского.
Гимназия проводит этот конкурс с 1994 года. В нашем
разговоре несколько собеседников. Александр
Леонтович – создатель гимназии, ее первый
директор, а ныне научный руководитель. И дети,
которые здесь учатся, творят, выступают на
Чтениях.
В гимназии исследованиями занимаются все. А
почему? Передо мной Положение о конкурсе имени
Вернадского на 2000/2001 год и Рекомендации по
написанию исследовательских работ. Один из
авторов Рекомендаций, Александр Саввичев,
считает:
– Взрослая жизнь – штука чрезвычайно скучная.
Количество обязанностей становится все больше,
экспромты оказываются заученными и унылыми. Все
радости жизни – в творчестве! А творчество – это
процесс, при котором из частиц познанного
рождается Новое, интригующее и заманчивое.
Восьмиклассники, впервые приходящие в гимназию,
занимаются по вечерам дважды в неделю.
Математика и словесность – это для всех. И курсы
по выбору, которых много. Здесь появляются новые
люди, новые понятия и термины, новая атмосфера. И
– внимание! – на весенние каникулы
“приготовишек” вывозят в Крым: познакомиться. В
девятом, а потом и в десятом, и в одиннадцатом – у
всех курсовые работы. Для многих эти работы
завершаются выступлениями на Чтениях имени
Вернадского.
Как же создается эта атмосфера, когда творчество
– естественное состояние души?
Вернадский считал, что «наука глубоко
демократична. Все идущие в ней работы, по сути,
равноценны, ибо нет в ней важного и неважного, все
ведут к одной и той же научной истине – к единому,
всем обязательному пониманию окружающего».
Невозможно определить возраст, начиная с
которого юный исследователь готов на равных
спорить с признанными научными авторитетами.
Может быть, чем раньше человек начнет
сомневаться в незыблемости научных систем – тем
лучше?
Громадная работа проводится учителями, научными
работниками и учениками Донской гимназии.
Ежегодные в течение многих лет Всероссийские
конкурсы исследовательских работ, экспедиции на
Кольский полуостров, Умбозеро, в бухту Донскую, в
район Кандалакшской губы Белого моря, на озеро
Байкал и многие другие, в которых участвовали
десятки и сотни детей и взрослых, действительно
формируют межрегиональное сообщество детей и
взрослых, занимающихся исследовательской
деятельностью.
Как сама Донская гимназия, так и конкурс,
проводимый ею вместе с Министерством
образования РФ, Комиссией РАН по разработке
научного наследия Вернадского, различными
образовательными структурами Москвы, динамично
развиваются.
|