Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Искусство спорить на равных

Этому учат в московской школе № 1333

Есть такое удивительное место – Донская гимназия. Она же – школа № 1333. Имя – от названия улицы в Москве: улица Донская и гимназия Донская.
Детей учит замечательная компания выпускников университета, сплотившаяся в туристских походах. С вузами договоров нет, а все, кто оканчивает гимназию, становятся студентами. Беседуем с директором Донской гимназии Мариной Гущиной о Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени Вернадского. Гимназия проводит этот конкурс с 1994 года. В нашем разговоре несколько собеседников. Александр Леонтович – создатель гимназии, ее первый директор, а ныне научный руководитель. И дети, которые здесь учатся, творят, выступают на Чтениях.
В гимназии исследованиями занимаются все. А почему? Передо мной Положение о конкурсе имени Вернадского на 2000/2001 год и Рекомендации по написанию исследовательских работ. Один из авторов Рекомендаций, Александр Саввичев, считает:
– Взрослая жизнь – штука чрезвычайно скучная. Количество обязанностей становится все больше, экспромты оказываются заученными и унылыми. Все радости жизни – в творчестве! А творчество – это процесс, при котором из частиц познанного рождается Новое, интригующее и заманчивое.
Восьмиклассники, впервые приходящие в гимназию, занимаются по вечерам дважды в неделю. Математика и словесность – это для всех. И курсы по выбору, которых много. Здесь появляются новые люди, новые понятия и термины, новая атмосфера. И – внимание! – на весенние каникулы “приготовишек” вывозят в Крым: познакомиться. В девятом, а потом и в десятом, и в одиннадцатом – у всех курсовые работы. Для многих эти работы завершаются выступлениями на Чтениях имени Вернадского.
Как же создается эта атмосфера, когда творчество – естественное состояние души?
Вернадский считал, что «наука глубоко демократична. Все идущие в ней работы, по сути, равноценны, ибо нет в ней важного и неважного, все ведут к одной и той же научной истине – к единому, всем обязательному пониманию окружающего».
Невозможно определить возраст, начиная с которого юный исследователь готов на равных спорить с признанными научными авторитетами. Может быть, чем раньше человек начнет сомневаться в незыблемости научных систем – тем лучше?
Громадная работа проводится учителями, научными работниками и учениками Донской гимназии. Ежегодные в течение многих лет Всероссийские конкурсы исследовательских работ, экспедиции на Кольский полуостров, Умбозеро, в бухту Донскую, в район Кандалакшской губы Белого моря, на озеро Байкал и многие другие, в которых участвовали десятки и сотни детей и взрослых, действительно формируют межрегиональное сообщество детей и взрослых, занимающихся исследовательской деятельностью.
Как сама Донская гимназия, так и конкурс, проводимый ею вместе с Министерством образования РФ, Комиссией РАН по разработке научного наследия Вернадского, различными образовательными структурами Москвы, динамично развиваются.

Павел ШМАКОВ



Рейтинг@Mail.ru