Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Что ты сделал для того,
чтобы достичь своей цели?

Если самое важное не откладывать на потом

– Что для тебя самое важное, что могло бы стать целью твоей жизни?
Аня задумалась.
– Хочу, чтобы люди не умирали от рака.
Владимир Суханов, преподаватель изобретательства – предмета весьма необычного для средней общеобразовательной государственной школы, задавал следующий вопрос:
– Сделала ли ты что-нибудь для осуществления своей цели?
– Нет.
– А почему?
И действительно, почему? Решаем ли мы проблемы, которые считаем самыми важными?
Часто ли мы вспоминаем о своем предназначении? И если мы занимаемся все же самым-самым главным, то когда мы начали?
Аня спросила преподавателя:
– А что я могу сделать?
– Посмотри книги. Об этом вряд ли написано в школьных учебниках. Открой университетские.
Не так-то просто искать себя самому, искать свое место в реальном мире. Задай вопрос – получишь ответ. Но придумай вопрос сам!
Аня добросовестно ходила в библиотеки, отыскала и начала читать сложные книги. Понятны ей были только первые предложения, но она помнила, зачем они ей нужны.
Анины родители по-разному отнеслись к увлечению дочери. Мама помогала находить новые книжки. Папе, кандидату наук, напротив, и без вопросов было ясно, что так обучать нельзя.
Будучи профессионалом, он знал, какой дорогой должно идти исследователю: школа – вуз – аспирантура...
Полтора года спустя поздним мартовским вечером мы провожали ребят в Обнинск, на большую российскую конференцию школьников. И давний разговор, свидетелем которого я стал во время первых появлений Ани в университетских аудиториях, сам собой продолжился. Выяснилось, что личная образовательная траектория давно уже привела одиннадцатиклассницу в одну из научных лабораторий биологического факультета. Объектом исследования, с результатами которого она сейчас ехала в Калужскую область, был штамм каких-то бактерий. Что было предметом исследования, какова была гипотеза – все это было объяснено мне, да еще и простым детским языком.
– С кем ты занимаешься этими экспериментами?
– У нас небольшая группа. Сотрудник лаборатории, аспирантка и я.
– А многие ли занимаются изучением данной проблемы?
– В нашей стране больше никто.
– А за рубежом?
– Да, есть еще две группы ученых. Одна – в Штатах, другая – в Южной Корее.
Дело не в том, как много было сделано Аней в науке. Пусть мало. Важно, что она шла своим путем. Изучая болезни микроорганизмов, она осознавала место своего исследования среди других. Девочка занималась тем, что выбрала сама, начав с самого главного, с самого важного. Она – не рядовой исполнитель.

Павел ШМАКОВ



Рейтинг@Mail.ru