Что ты сделал для того,
чтобы достичь своей цели?
Если самое важное не откладывать на
потом
– Что для тебя самое важное, что могло бы
стать целью твоей жизни?
Аня задумалась.
– Хочу, чтобы люди не умирали от рака.
Владимир Суханов, преподаватель
изобретательства – предмета весьма необычного
для средней общеобразовательной
государственной школы, задавал следующий вопрос:
– Сделала ли ты что-нибудь для осуществления
своей цели?
– Нет.
– А почему?
И действительно, почему? Решаем ли мы проблемы,
которые считаем самыми важными?
Часто ли мы вспоминаем о своем предназначении? И
если мы занимаемся все же самым-самым главным, то
когда мы начали?
Аня спросила преподавателя:
– А что я могу сделать?
– Посмотри книги. Об этом вряд ли написано в
школьных учебниках. Открой университетские.
Не так-то просто искать себя самому, искать свое
место в реальном мире. Задай вопрос – получишь
ответ. Но придумай вопрос сам!
Аня добросовестно ходила в библиотеки, отыскала
и начала читать сложные книги. Понятны ей были
только первые предложения, но она помнила, зачем
они ей нужны.
Анины родители по-разному отнеслись к увлечению
дочери. Мама помогала находить новые книжки.
Папе, кандидату наук, напротив, и без вопросов
было ясно, что так обучать нельзя.
Будучи профессионалом, он знал, какой дорогой
должно идти исследователю: школа – вуз –
аспирантура...
Полтора года спустя поздним мартовским вечером
мы провожали ребят в Обнинск, на большую
российскую конференцию школьников. И давний
разговор, свидетелем которого я стал во время
первых появлений Ани в университетских
аудиториях, сам собой продолжился. Выяснилось,
что личная образовательная траектория давно уже
привела одиннадцатиклассницу в одну из научных
лабораторий биологического факультета. Объектом
исследования, с результатами которого она сейчас
ехала в Калужскую область, был штамм каких-то
бактерий. Что было предметом исследования,
какова была гипотеза – все это было объяснено
мне, да еще и простым детским языком.
– С кем ты занимаешься этими экспериментами?
– У нас небольшая группа. Сотрудник лаборатории,
аспирантка и я.
– А многие ли занимаются изучением данной
проблемы?
– В нашей стране больше никто.
– А за рубежом?
– Да, есть еще две группы ученых. Одна – в Штатах,
другая – в Южной Корее.
Дело не в том, как много было сделано Аней в науке.
Пусть мало. Важно, что она шла своим путем. Изучая
болезни микроорганизмов, она осознавала место
своего исследования среди других. Девочка
занималась тем, что выбрала сама, начав с самого
главного, с самого важного. Она – не рядовой
исполнитель.
|