Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Татьяна БЕРЕЗОВСКАЯ

Нет ничего проще сложных предложений

Если ваше первое предложение на уроке будет – поиграть

Кто из нас не мечтал о волшебной палочке: взмахнул – и получилось. Если уж не на все случаи жизни, то хотя бы в работе. Входишь в класс: раз – все тебя понимают, трудятся увлеченно, расходиться не хотят, только просят: «Давайте еще!» Если педагог влюблен в язык, чувствует его, понимает, исследует бесконечно увлекательные загадки, у детей больше шансов научиться по-настоящему владеть родной речью. Ведь как просто! Учитель делится своими находками. Кому-то пригодится конкретный прием, кто-то (и не словесник даже) задумается над осознанностью и мотивированностью учебной деятельности детей, над изменением привычного пошагового обучения: не от частностей к целому, а сразу целое – с подробностями после разберемся. Кто-то вспомнит собственные озарения или придумает прямо сейчас что-то новое для завтрашнего урока. Важно искать…

Тема: расстановка запятых в сложном предложении. Предложение сложное – значит, и дело это сложное... Так ли?
Все мы в школе изучали подлежащее и сказуемое. Для тех, кто выучил, чтобы навсегда забыть, напомню, что подлежащее отвечает на вопрос «кто?» или «что?», действует в предложении, а сказуемое – на вопрос «что именно делает подлежащее?» В предложении «Стол стоит» слово «стол» – подлежащее, а «стоит» – сказуемое. Спросите сейчас себя или любого обычного взрослого человека, знает ли он, зачем нужно было их изучать. Конечно, ответом большинства будет – нет! Следующий вопрос: вспоминаете ли вы о подлежащем и сказуемом, когда ставите запятые в предложении? Нет! Нет! А как же вы ставите запятые? Да как бог на душу положит. У кого-то получается при этом неплохо, даже хорошо, а у кого-то, мягко скажем, не очень… А ведь здесь действует простой закон, общий для языка, математики, для чего угодно. Закон деления целого на части. Если, скажем, нужно бревнышко распилить на два полешка, сколько разрезов придется сделать? Ясно – один. А на три? Два! А на десять? Десять минус один – девять. Малышам можно предложить поразрезать полосочки, самим вывести чудное правило, старшие и так догадаются. Так вот, в предложении то же самое. Смотрим, сколько основ (основа – это подлежащее плюс сказуемое), отнимаем единицу и получаем, сколько запятых надо поставить.
Попробуем вместе, взяв «страшный» пример из учебника всех времен и народов, написанного Д.Э.Розенталем. «Солнце сквозь облака не проникало, не дул ветер, тяжелые деревья стояли неподвижно и прямо, и только над речкой подрагивали на березках листья, а в кустах время от времени вспархивали птицы, которые едва нарушали общую тишину». (В.Распутин) Считаем основы: 1 – солнце не проникало, 2 – ветер не дул, 3 – деревья стояли и т.д., получится шесть основ. 6 – 1 = 5. Пять запятых надо поставить в этом предложении. Где именно? Прочитайте выразительно и услышите. Все!
Вы скажете – элементарно. Для вас – конечно. А для ваших учеников? Простота и легкость привлекают, у человека все получается, он радуется своему успеху, чувствует себя комфортно и раскованно. Одновременно познает системность, логику и красоту родного языка, начинает гордиться им. (Зачастую сам того не ведая.)
Скажете, долго. Но я советую так делать, только если застряли на какой-то фразе. К тому же после небольшой тренировки весь процесс займет несколько секунд. Это игра, в которую с удовольствием и азартом играют даже малыши шести лет.
Конечно, есть масса нюансов, которых мы здесь не учли. Но, поймав главный принцип, ученики легко освоят и частности. Зато сейчас мы сразу поговорили и о сложносочиненных, и о сложноподчиненных, и о бессоюзных предложениях. (Больше половины учебника девятого класса.) Все они были в нашем примере, и все подчинялись одному закону.
Сейчас в одном из учебно-воспитательных комплексов Москвы идет эксперимент. Апробация методики проводится в группах учеников различного возраста с учетом природных наклонностей и способностей. Мы хотим посмотреть, в каком возрасте легче освоить программу. Семинар преподавателей комплекса станет солидной базой для исследований.
Родной язык – это дар нам. Не обуза. Не все в нем я понимаю и радостно жду новых открытий от себя самой и от своих учеников.



Рейтинг@Mail.ru