Нет ничего проще сложных
предложений
Если ваше первое предложение на уроке
будет – поиграть
Кто из нас не мечтал о волшебной
палочке: взмахнул – и получилось. Если уж не на
все случаи жизни, то хотя бы в работе. Входишь в
класс: раз – все тебя понимают, трудятся
увлеченно, расходиться не хотят, только просят:
«Давайте еще!» Если педагог влюблен в язык,
чувствует его, понимает, исследует бесконечно
увлекательные загадки, у детей больше шансов
научиться по-настоящему владеть родной речью.
Ведь как просто! Учитель делится своими
находками. Кому-то пригодится конкретный прием,
кто-то (и не словесник даже) задумается над
осознанностью и мотивированностью учебной
деятельности детей, над изменением привычного
пошагового обучения: не от частностей к целому, а
сразу целое – с подробностями после разберемся.
Кто-то вспомнит собственные озарения или
придумает прямо сейчас что-то новое для
завтрашнего урока. Важно искать…
Тема: расстановка запятых в сложном
предложении. Предложение сложное – значит, и
дело это сложное... Так ли?
Все мы в школе изучали подлежащее и сказуемое.
Для тех, кто выучил, чтобы навсегда забыть,
напомню, что подлежащее отвечает на вопрос «кто?»
или «что?», действует в предложении, а сказуемое
– на вопрос «что именно делает подлежащее?» В
предложении «Стол стоит» слово «стол» –
подлежащее, а «стоит» – сказуемое. Спросите
сейчас себя или любого обычного взрослого
человека, знает ли он, зачем нужно было их
изучать. Конечно, ответом большинства будет –
нет! Следующий вопрос: вспоминаете ли вы о
подлежащем и сказуемом, когда ставите запятые в
предложении? Нет! Нет! А как же вы ставите запятые?
Да как бог на душу положит. У кого-то получается
при этом неплохо, даже хорошо, а у кого-то, мягко
скажем, не очень… А ведь здесь действует простой
закон, общий для языка, математики, для чего
угодно. Закон деления целого на части. Если,
скажем, нужно бревнышко распилить на два полешка,
сколько разрезов придется сделать? Ясно – один. А
на три? Два! А на десять? Десять минус один –
девять. Малышам можно предложить поразрезать
полосочки, самим вывести чудное правило, старшие
и так догадаются. Так вот, в предложении то же
самое. Смотрим, сколько основ (основа – это
подлежащее плюс сказуемое), отнимаем единицу и
получаем, сколько запятых надо поставить.
Попробуем вместе, взяв «страшный» пример из
учебника всех времен и народов, написанного
Д.Э.Розенталем. «Солнце сквозь облака не
проникало, не дул ветер, тяжелые деревья стояли
неподвижно и прямо, и только над речкой
подрагивали на березках листья, а в кустах время
от времени вспархивали птицы, которые едва
нарушали общую тишину». (В.Распутин) Считаем
основы: 1 – солнце не проникало, 2 – ветер не дул, 3
– деревья стояли и т.д., получится шесть основ. 6 –
1 = 5. Пять запятых надо поставить в этом
предложении. Где именно? Прочитайте выразительно
и услышите. Все!
Вы скажете – элементарно. Для вас – конечно. А
для ваших учеников? Простота и легкость
привлекают, у человека все получается, он
радуется своему успеху, чувствует себя комфортно
и раскованно. Одновременно познает системность,
логику и красоту родного языка, начинает
гордиться им. (Зачастую сам того не ведая.)
Скажете, долго. Но я советую так делать, только
если застряли на какой-то фразе. К тому же после
небольшой тренировки весь процесс займет
несколько секунд. Это игра, в которую с
удовольствием и азартом играют даже малыши шести
лет.
Конечно, есть масса нюансов, которых мы здесь не
учли. Но, поймав главный принцип, ученики легко
освоят и частности. Зато сейчас мы сразу
поговорили и о сложносочиненных, и о
сложноподчиненных, и о бессоюзных предложениях.
(Больше половины учебника девятого класса.) Все
они были в нашем примере, и все подчинялись
одному закону.
Сейчас в одном из учебно-воспитательных
комплексов Москвы идет эксперимент. Апробация
методики проводится в группах учеников
различного возраста с учетом природных
наклонностей и способностей. Мы хотим
посмотреть, в каком возрасте легче освоить
программу. Семинар преподавателей комплекса
станет солидной базой для исследований.
Родной язык – это дар нам. Не обуза. Не все в нем я
понимаю и радостно жду новых открытий от себя
самой и от своих учеников.
|