Не прячься в словарь, кудесник!
Как важно иногда вспомнить
родственные слова
Мой родной русский язык. Я живу в нем,
сколько помню себя. Это моя стихия и моя система.
Но существуют они отдельно – мой русский язык и
предмет “русский язык”, который я преподаю в
школе. Почему? Возможна ли связь между нами? И
нужна ли эта связь? Хочется об этом думать и
думать вслух – с коллегами, учениками,
родителями.
Как научить всех писать грамотно?
Грамотно писать что? Диктант? Заявление в отдел
кадров? Мне кажется, пусть ребенок захочет
написать что-то важное о себе, о своей жизни.
Рассказать интересную и смешную историю, описать
нечто удивительное. Пусть у него появятся нужные
слова, образы. Только потом можно обсуждать,
какие буквы он перепутал, какие запятые
пропустил.
Обучать грамотному письму лучше еще до того, как
ребенок научился писать. Тогда, в разных забавных
играх освоив буквенный облик слов и структуру
предложений, он не будет мучительно избавляться
от ошибок, едва научившись выводить палочки и
крючочки. Письмо станет победой, а не чередой
поражений.
Прежде чем приступать к правилам, которые
представляют собой сложные многоступенчатые
инструкции, лучше погрузить ребенка в стихию
языка, помочь ему выстроить его в систему и
осознать, чем он неосознанно пользовался в
гениальный период «от двух до пяти». Но как, как
это сделать?
Правила, конечно, тоже нужны. Они подспорье во
многих сомнительных случаях правописания. Но не
менее важно выучиться действовать по алгоритму.
Выработка любого навыка немыслима без тренинга.
Хорошо бы сделать этот тренинг не нудным, а
веселым, интересным. Тренируем-то язык родной,
чудесный и волшебный – не микстуру горькую пьем.
Таковы мои идеальные представления о
преподавании великого и могучего. Реальность,
естественно, еще далека от туманных вершин мечты.
Хотя какие-то шажочки уже сделаны. Замечательно,
что нас много, идущих примерно в одну сторону. Это
внушает оптимизм и дарит новые идеи.
Не желая перегружать читателя кучей приемов, игр
и упражнений, назову наугад несколько, пригодных
и для урока, и для семейных развлечений.
Дети, оказывается, очень любят выяснять, почему
что-то так-то называется. Я тоже люблю, и мы этим
занимаемся постоянно. Возможно, не очень научно.
Зато видение состава слова, его буквенного
облика формируется у ребят замечательно. Кроме
того, возникает новое понимание слова, языка,
себя.
Вот слово “надежда”. Почему его стали обсуждать
– не помню. Что означает? Как появилось? Сначала
меняем слово: надежный, надеяться. Вдумываемся в
смысл. Ищем сходные по звучанию, написанию,
имеющие общую «смыслиночку» (не знаю, чье
выражение, но очень точное). Одни говорят: «Похожи
слова “надежный” и “надеть”, “одеть”. Надежда,
как платок, укутает, согреет, защитит». Разве
надежда, как одежда, сверху и по погоде? Многие не
согласны. Зато появилась идея отбросить на- (не
первый раз слова разбираем, приставки видим!).
«Надеяться – на деяние, на дело. Я раньше и не
думала про корень надежды. Теперь буду знать.
Конечно, мы неправильно разобрали слово по
составу (с точки зрения учебника.) Зато после
сотни таких разборов понятие приставки, корня,
суффикса появляется у ребенка «на кончиках
пальцев», а еще он чувствует, как все связано и не
случайно в языке, как он естественно владеет этим
богатством, в себе его несет, а не заучивает
механически про безударные гласные или
приставки. Теперь, встретив незнакомое слово,
можно понять его смысл, даже если словаря нет под
рукой. (Правда, в словари, особенно
этимологические, тоже интересно лазить, но это
про другое.)
В «Песне о вещем Олеге» слово “кудесник”
угадывается пятиклассниками сразу: кудесник
чудеса делает. (Чередование к – ч они наблюдали
неоднократно.) Таких примеров у меня миллион:
поле – полое, пустое, туда надо силы вложить, окна
– око – очи дома, ими на свет белый глядят. Со
старшими учим словарные слова. И все равно схему
они используют ту же.
А иногда можно и маленький текст про интересное
слово записать. Поиграйте так с детьми в слова.
Орфографических ошибок в тетрадках станет на
порядок меньше. Так просто по дороге в школу или
за пару минут до звонка на уроке: каждый называет
по букве, приставляя ее спереди или сзади других
букв. Кто первый скажет законченное слово, тот
проиграл. Или играем в слова так, чтобы последняя
буква моего слова была третьей буквой твоего. Вот
и установится связь звука и буквы. И так далее –
не могу остановиться.
Напоследок про недоделанное.
Я все мечтаю – только руки не доходят, а учебники
помогают мало – сделать огромную папку
интересных разнообразных текстов с «дырками», то
есть с пропущенными буквами. А к каждому такому
тексту – образец с красиво вставленными буквами
и схемы-инструкции, как найти нужную букву. Один
просто возьмет текст и образец, переставит
буковки – хорошо, память поработала, почитал
опять же. Другой сам «дырки» заполнит, над связью
слов, над контекстом подумает, потом себя
проверит – умение сопоставлять так необходимо
при формировании грамотного письма. Третий
захочет узнать, почему надо написать так, а не
иначе. При этом в классе все заняты, каждому
задание по силам, а я свободна для новых игр.
|