Дополнение со знаком минус
Новое наступление на Закон “Об
образовании” началось?
В настоящее время в Комитете по науке и
образованию Государственной Думы готовят к
рассмотрению десять законопроектов с
предложениями внести изменения в Закон “Об
образовании”. Кажется, только ленивый не
предложил поправок к закону. Наиболее серьезный
законопроект (по возможным последствиям его
рассмотрения) внесло Правительство РФ 10 ноября
за подписью председателя Михаила Касьянова.
Первое, что предлагается в
законопроекте, – исключить из статьи 7
(“Государственные образовательные стандарты”)
Закона “Об образовании” пункты 4 и 5,
устанавливающие, что государственный
образовательный стандарт основного общего
образования вводится федеральным законом, а
также то, что госстандарты образования
разрабатываются на конкурсной основе. Правом на
установление порядка разработки, утверждения,
введения госстандартов при этом будет обладать
только правительство. Далее пункт 7 ст. 14
правительство предлагает изложить следующим
образом: “Подготовка граждан к военной службе в
гражданских образовательных учреждениях
осуществляется в соответствии с ФЗ “О воинской
службе и военной обязанности” (то есть полностью
отказаться от установленного Законом “Об
образовании” существующего порядка
добровольного изучения основ военной
подготовки). В соответствии с этим же законом
будет определяться и порядок предоставления
отсрочки от военного призыва для студентов очной
формы обучения.
В ст. 15 Закона “Об образовании” правительство
намерено внести дополнения о том, что освоение
основного общего, среднего (полного) общего и
всех видов профессионального образования
завершается обязательной аттестацией, если иное
не предусмотрено законом.
Пункт 3 ст. 16 предлагается дополнить абзацем
следующего содержания: “Без вступительных
испытаний по общеобразовательным предметам в
государственные и муниципальные
образовательные учреждения высшего и среднего
профессионального образования принимаются
победители заключительных этапов Всероссийских
олимпиад, члены сборных команд РФ на
международных олимпиадах...”
Пункт 3 ст. 19 правительство излагает в следующей
редакции: “Основное общее образование является
обязательным”, то есть исключает обязательность
итоговой аттестации.
Правительство вносит изменения и в ст. 27
(“Документы об образовании”), предлагая
образовательным учреждениям, имеющим
государственную аккредитацию, заверять итоговые
аттестационные документы печатью
образовательного учреждения; и помимо этого
вносит изменения в п. 4 ст. 27, отсекая возможность
для государственного и муниципального
образовательного учреждения в соответствии со
своим уставом принимать учащихся, не обладающих
документами государственного образца о
предыдущем уровне образования. Таким образом,
дети из негосударственных школ не смогут учиться
в государственных вузах, что приведет к закрытию
негосударственных образовательных учреждений.
Далее, вносится поправка в п. 11 ст. 33, в
соответствии с которой затраты на проведение
экспертизы будут оплачиваться не только
учредителем, но и самим образовательным
учреждением. Изменяется и п. 19 ст. 33: затраты на
проведение аттестации образовательного
учреждения будут оплачиваться по возможности не
только самим учреждением, но и его учредителем.
Следующие изменения касаются экономики
образования (п. 9 ст. 39). Образовательные
учреждения освобождаются от необходимости
отвечать по своим обязательствам принадлежащей
им собственностью и будут отвечать только в
пределах имеющихся средств, но одновременно
указывается, что субсидиарную ответственность
при недостаточности средств будет нести не
учредитель, а собственник имущества,
закрепленного за учреждением (что ставит само
учреждение в положение, когда ему крайне
невыгодно быть собственником своего же
имущества).
Статью 41 (п. 10, квоты приема в техникумы и вузы)
предлагается дополнить абзацем, гласящим, что
эти учреждения вправе выделять места в пределах
контрольных цифр, финансируемые за счет средств
учредителя, для целевого приема обучающихся по
договорам с органами госвласти, местного
самоуправления “в целях содействия им в
подготовке специалистов соответствующего
уровня образования”.
Правительство намерено объединить
психолого-педагогическую и
медико-педагогическую комиссии, решающие
вопросы о направлении детей с ограничениями в
развитии в спецклассы и спецучреждения (ст. 50 п.
10).
И наконец, предлагается передать право на
составление перечней медицинских
противопоказаний и составов преступлений,
наличие которых у педагогов препятствует
занятию педагогической деятельностью,
Правительству РФ (сейчас эти перечни
утверждаются законом).
Представленный правительством законопроект,
вероятно, будет рассмотрен на пленарном
заседании Государственной Думы не ранее февраля.
Поэтому у педагогического сообщества еще есть
время, для того чтобы обсудить правительственные
поправки.
|