Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Наталия ИШТРИКОВА

Дополнение со знаком минус

Новое наступление на Закон “Об образовании” началось?

В настоящее время в Комитете по науке и образованию Государственной Думы готовят к рассмотрению десять законопроектов с предложениями внести изменения в Закон “Об образовании”. Кажется, только ленивый не предложил поправок к закону. Наиболее серьезный законопроект (по возможным последствиям его рассмотрения) внесло Правительство РФ 10 ноября за подписью председателя Михаила Касьянова.

Первое, что предлагается в законопроекте, – исключить из статьи 7 (“Государственные образовательные стандарты”) Закона “Об образовании” пункты 4 и 5, устанавливающие, что государственный образовательный стандарт основного общего образования вводится федеральным законом, а также то, что госстандарты образования разрабатываются на конкурсной основе. Правом на установление порядка разработки, утверждения, введения госстандартов при этом будет обладать только правительство. Далее пункт 7 ст. 14 правительство предлагает изложить следующим образом: “Подготовка граждан к военной службе в гражданских образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с ФЗ “О воинской службе и военной обязанности” (то есть полностью отказаться от установленного Законом “Об образовании” существующего порядка добровольного изучения основ военной подготовки). В соответствии с этим же законом будет определяться и порядок предоставления отсрочки от военного призыва для студентов очной формы обучения.
В ст. 15 Закона “Об образовании” правительство намерено внести дополнения о том, что освоение основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной аттестацией, если иное не предусмотрено законом.
Пункт 3 ст. 16 предлагается дополнить абзацем следующего содержания: “Без вступительных испытаний по общеобразовательным предметам в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования принимаются победители заключительных этапов Всероссийских олимпиад, члены сборных команд РФ на международных олимпиадах...”
Пункт 3 ст. 19 правительство излагает в следующей редакции: “Основное общее образование является обязательным”, то есть исключает обязательность итоговой аттестации.
Правительство вносит изменения и в ст. 27 (“Документы об образовании”), предлагая образовательным учреждениям, имеющим государственную аккредитацию, заверять итоговые аттестационные документы печатью образовательного учреждения; и помимо этого вносит изменения в п. 4 ст. 27, отсекая возможность для государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии со своим уставом принимать учащихся, не обладающих документами государственного образца о предыдущем уровне образования. Таким образом, дети из негосударственных школ не смогут учиться в государственных вузах, что приведет к закрытию негосударственных образовательных учреждений.
Далее, вносится поправка в п. 11 ст. 33, в соответствии с которой затраты на проведение экспертизы будут оплачиваться не только учредителем, но и самим образовательным учреждением. Изменяется и п. 19 ст. 33: затраты на проведение аттестации образовательного учреждения будут оплачиваться по возможности не только самим учреждением, но и его учредителем. Следующие изменения касаются экономики образования (п. 9 ст. 39). Образовательные учреждения освобождаются от необходимости отвечать по своим обязательствам принадлежащей им собственностью и будут отвечать только в пределах имеющихся средств, но одновременно указывается, что субсидиарную ответственность при недостаточности средств будет нести не учредитель, а собственник имущества, закрепленного за учреждением (что ставит само учреждение в положение, когда ему крайне невыгодно быть собственником своего же имущества).
Статью 41 (п. 10, квоты приема в техникумы и вузы) предлагается дополнить абзацем, гласящим, что эти учреждения вправе выделять места в пределах контрольных цифр, финансируемые за счет средств учредителя, для целевого приема обучающихся по договорам с органами госвласти, местного самоуправления “в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования”.
Правительство намерено объединить психолого-педагогическую и медико-педагогическую комиссии, решающие вопросы о направлении детей с ограничениями в развитии в спецклассы и спецучреждения (ст. 50 п. 10).
И наконец, предлагается передать право на составление перечней медицинских противопоказаний и составов преступлений, наличие которых у педагогов препятствует занятию педагогической деятельностью, Правительству РФ (сейчас эти перечни утверждаются законом).
Представленный правительством законопроект, вероятно, будет рассмотрен на пленарном заседании Государственной Думы не ранее февраля. Поэтому у педагогического сообщества еще есть время, для того чтобы обсудить правительственные поправки.



Рейтинг@Mail.ru