Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Елена Мухина

Дневник импровизаций

Из неожиданных вопросов и обдуманных ответов

День десятый: девчоночьи страсти

Сегодня сюрпризом предлагаю зачетную работу. Вопросов три: два для всех (Зачем Софокл ввел в трагедию «Электра» Хрисофемиду? Дать план греческого театра) и по одному на знание терминологии (что такое, скажем, агон или парод). Тихий вопль – но смиряются и пишут. Рассадила по одному. Ничем пользоваться нельзя! Ужасно интересно, что там будет. Вид профессорский у всех.
Говорю о структуре будущего зачета, который будет итогом первого семестра: надо хорошо знать содержание пьес, уметь внятно ответить на предложенный вопрос по проблематике античной трагедии, знать терминологию, имена героев. Сегодняшняя контрольная, которую я для большего веса называю мини-зачетом, должна их подготовить к более объемному заданию.
Обсуждаем образы трагедий Эсхила и Софокла на сюжеты троянского цикла. Говорим о разнице в интерпретации образа Электры.
Забавный и трогательный, на мой взгляд, эпизод сегодня произошел! Говорили о героинях Софокла – Хрисофемиде и Электре, о двух сестрах, сделавших разный выбор. Кто же заговорил об этом... Полина? О том, что есть два типа женщин, девушек. Что для одного типа естественнее мстить до конца, активность и, так сказать, мужское поведение, а для другого – подчиняться. Тут почему-то разговор перешел на личности – и девчонки стали живо обсуждать, кто бы в их классе повел себя, как Электра, вдохновившая брата на убийство матери, а кто – как покорная Хрисофемида. Ясно было, что сама Полина, Люда и Лида – безусловно «электры», а вот Марина и особенно Мила, по мнению Поли, – «хрисофемиды». Что тут началось! Уязвленные в самое сердце, «хрисофемиды» требовали справедливости – они тоже «электры»! «Вы совсем меня не знаете, – сбивчиво, только что не плача, доказывала Мила, – это только кажется, что я тихая, а если бы моя мать так поступила, то я бы обязательно убила!» Я в полной оторопи. Спрашиваю Марину, которая всем видом выражает солидарность: «Ты что, тоже?» Конечно, уверенно кивает она. Каковы?
Сегодня мы импровизируем. Даю задание на понимание. Встреча землянина с инопланетянином – Юра и Сережа. Разговор трех иноязычных людей – «англичанка» Люда, «француженка» Лида и русская Таня в петербургском метро. Древнегреческий человек и современный. Герой современной литературы и Древней Греции.

День двенадцатый: кто это – родной человек?

Тема для десятиминутки – «Родные люди вот какие». Это надо для вхождение в тему рода, семьи и т.д. В связи с «Антигоной». Я объясняю задание: надо рассказать, что значит «родные люди». Кто это – родной человек. Примеры разрешаю брать из собственной жизни. Но рассуждения могут быть, подчеркиваю я, самые абстрактные.
Люда. Я считаю, что идеальная семья – это не та, где много народу (братья, сестры, всякие бабушки и дедушки), а та, в которой есть понимание и уважение друг к другу. Настоящая семья должна быть крепкой, пусть это даже очень маленькая семья. Часто мы друг другу задаем вопрос: «Кого ты больше любишь?» И, как правило, не находим ответа. Мать мы любим за заботу, отца очень уважаем за силу и ум. Бабушку или дедушку – за мудрость. Очень важны отношения между всеми членами семьи. Важно, как относятся друг к другу отец и мать, бабушка и дедушка. Ведь на нашу психику очень плохо влияют ссоры и конфликты в семье. Можно стать раздражительным, замкнутым и тоже научиться конфликтовать.
Андроник. В будущем у меня будет большая дружная семья: жена, двое детей (мальчик и девочка). Возможно, родители будут жить с нами. Большой дом. Две машины. Гараж. Собака. Кошка. Попугай. Несколько питонов. Под окнами сад. Мы будем жить на окраине города. Ну что еще нужно для счастья? Да, хорошо молодой человек понимает проблему! Просила же о родных, а не о гараже!
Лида. Моя семья в прошлом была очень дружная, хотя были, конечно, и ссоры. Вот, например, когда мой дедушка был еще жив, мы жили в трехкомнатной квартире и все подчинялись деду, его порядкам и правилам. Когда он умер, в семье стали возникать скандалы. Бабушка говорила моим родителям, что их тут ничего нет, хотя они очень помогали ей тогда материально. И в один прекрасный день бабушка говорит: «Уходите отсюда». И мама сказала, что надо менять квартиру хотя бы на двух- и однокомнатную. А к такому решению мама пришла после того, как началось разделение всего. Бабушка была против. И родные наши тоже. И вот спустя пять лет мы живем в разных квартирах. Я в своей семье очень счастлива. Будущее я представляю так: муж, любящий меня до безумия. Двое детей. Трехкомнатная квартира без его и моих родителей.
Я не знаю, что мне с этим делать. Наверное, такие вещи вообще нельзя публиковать. Даже если никто и не разгадает за рассказом девочки прототипа реальной истории. Но для меня в детской интерпретации этой нехитрой драмы есть очень важный момент: боль, о которой должны знать взрослые – родители и учителя. Ведь пять лет прошло, тогда ей было девять лет... Как же страдают наши дети! И ведь что знаменательно – любит своих родителей, а жить в дальнейшем планирует без них. Такая ранняя вынужденная трезвость. Сравнить с Андроником! Тот, похоже, не знает еще этой стороны жизни. Не надо мне было давать такую тему!

День шестнадцатый: парадоксы подражания

По плану сегодня – “Поэтика” Аристотеля. Мы должны бы говорить о первой европейской теории театра. Должны, но не будем. Никто не готов. У них нет текстов – не нашли, говорят. Есть в одной библиотеке, но там холодно, не топят. На дом не дают, в читальном зале, говорит Мила, сидеть невозможно. Придется перенести Аристотеля на другой раз. Сегодня – только самая общая характеристика. После занятий решаю договориться с классным руководителем о ксерокопировании. Дам им свой экземпляр – пусть у каждого будет своя копия.
В перспективе знакомства с Аристотелем тема традиционной пятнадцатиминутки – «Что такое подражание». Вот что получилось. Сознательно не правлю в своих записках стиль (орфографию – приходится, потому что ошибки они почти все делают, и не столько принципиальные, сколько по невниманию), потому что хочу ухватить момент образования в их опусах нового качества, в том числе и в области стиля. А в том, что это качество однажды окажется очевидным, я не сомневаюсь.
Мила. Я считаю, что подражание – это целая наука. Трудно понять, почему один человек подражает другому. Например, дочь в жизни подражает матери, а сын – отцу. Почему? Неужели он или она не могут вести себя по-другому? Дети подражают своим родителям даже в жестах, в речи, а некоторые даже идут по их стопам. Маленький ребенок – и тот подражает. Выбирает себе временный, может быть, даже минутный идеал и следует ему в разговоре и действии. И опять же возникает вопрос: а почему? Если подражают собственные дети, то это, возможно, родная кровь. Ну а если чужие? Но не только подражают дети. Взрослые, вполне серьезные люди, ведут себя так же. Казалось, дети – ладно. Они развиваются, ищут свой стиль в движении и в диалоге, ну а взрослые? Почему они подражают? Ведь у взрослого человека уже есть свой стиль во всем. Но они все равно продолжают подражать. Неужели это не наука? Я такого поведения взрослых понять не могу.
Лена. У меня подражание людям происходит подсознательно. Мне кажется, что если я постараюсь, то смогу от этого избавиться. Если мне нравится человек – и не важно, девушка это или парень, но в основном все они минимум года на два старше меня, – я замечаю, что невольно начинаю подражать ему. Я начинаю некоторые слова говорить, как он, копировать какие-то движения, жесты. Иногда – на секунду – мне кажется, что я его копия – внешняя копия. И я никак не могу от этого избавиться. Маленькие дети подражают взрослым и героям из фильмов и мультфильмов. Например, моему брату раньше очень нравился робот-полицейский – так он и ходил, и говорил, как робот. Это оттого, что дети хотят быть похожими на них, быть супергероями. Сейчас девушка (парень) может подражать девушке (парню) потому, что ей (ему) тоже хочется быть, как сейчас говорят, “крутой” (“крутым”). Или быть душой компании, или просто обращать на себя побольше внимания. Мне кажется, на свете очень мало людей, а может, и вообще нет, которым ни разу не хотелось быть похожим на кого-то и которые ни разу никому не подражали. Сейчас подражание ровесникам – и раньше, наверное, так было – не всегда положительно. Ты куришь, а я хочу быть, как ты. Папа курит, а чем я хуже – я тоже уже не ребенок! Хотя здесь, наверное, уже не подражание, а желание доказать, что ты уже взрослый.
Марина. Многие люди, наверное, даже все, кому-то подражают. Они считают, что никому не подражают, но люди просто не замечают этого. Например, дети с рождения подражают своим родителям. Даже сейчас мы, ребята из нашего класса, чем-то подражаем друг другу – не специально, а потому что уже долго общаемся друг с другом. А некоторые делают это специально, чтобы быть похожими на других. Вот, например, Юра и Сережа вечно подражают больным (ненормальным), хотя, может быть, они такие и есть. У меня нет такого конкретного предмета для подражания, но я, наверное, беру от разных.
Сережа. С самого рождения человек ищет идеал для подражания. Например, он делает все, как его родные. Он старается одеваться, говорить с такой же интонацией и жестами, как делают это родители или знакомые. У человека вырабатывается походка, похожая на тот идеал, который он выбрал для себя. Так же и вредные, и полезные привычки. Каждый человек должен найти пример для подражания, что облегчает жизнь.
Люда. Слово “подражание» иногда вызывает чувство презрения. Если тебе говорят, что ты не индивидуален, ты просто кого-то копируешь. Конечно, я согласна, что бывает – как это сказать? – безвинное (я подсказываю – «невольное». – Е.М.) подражание, например, родителям. Ты хочешь поскорее стать взрослым, стать, как твои папа и мама. Но я все равно не люблю это слово. Даже когда человек стремится подражать великим людям. Когда он это делает, он никогда – при всем стремлении быть похожим на него – не станет великим. Человек должен открывать в себе какие-то таланты, пусть даже они не соответствуют его идеалу – он забывает про все на свете. Про окружающих, про любящих его людей, только стремится быть таким же. Я знаю, что многие не согласны со мной. Но это моя твердая позиция, которую я всегда отстаиваю. У меня никогда не было идеала в жизни. Я не стремлюсь его найти. А может, такого просто нет, ведь все люди с недостатками. Я индивидуалист. И никогда не страдала от этого.
Полина. При слове “подражание” у меня создается образ чего-то не очень достойного. Я считаю, что подражать – красть что-то у другого человека. Каждый человек, отдельная личность, не должен стараться походить на другого; если, допустим, человек внешне не очень симпатичен и он будет стараться подстричь усы, как у друга-красавца, с которым они близки, – это будет сразу заметно и, по-моему, вызовет смешки у окружающих, но не более того. Если же он только немного подчеркнет свою индивидуальность, то в нем появится какая-то изюминка и кто-нибудь обязательно оценит его и даже полюбит. Я ненавижу подражание на сцене. Подражание часто встречается в нашей жизни – даже подражание родителям (правда, в наше время не всегда, а очень даже редко). Или когда член какой-нибудь фракции одевается, берет манеру говорить у ее главы и гордится этим. Очень немногие люди индивидуальны, и мне очень жаль, что это так.
Юра. С самого рождения человек ищет свой идеал, то есть подражает другому человеку. Больше всего подражают певцам, музыкантам, актерам – например, американскому певцу Майклу Джексону. Его поклонники надевают его одежду, танцуют и поют, как он. Каждый человек должен найти пример для подражания. Это облегчает жизнь и дает человеку возможность почувствовать себя звездой.
Андроник. Дети подражают родителям даже когда играют. Все детские игры – это подготовка к взрослой жизни. Мы дрессируем зверей – они подражают нам. Мы читаем книги – подражание (отражение) реальности. В театре, когда играют актеры, они подражают историческим деятелям или вымышленным персонажам. То же самое фильмы, мультфильмы. Одна “Санта-Барбара” чего стоит! Там есть все жизненные ситуации (в одном флаконе, как говорится). Подражание – основа человека, большая длинная игра, в которую играет весь мир.
Какие же они разные и как удивительно по-своему иногда понимают вопрос!
Говорю им о том, что такое “мимесис”. Пишу слово на доске, объясняю смысл. Говорю, что возникло это понятие от греческого слова «подражание». Что это имитация или изображение чего бы то ни было. Что под объектом подражания в исходном значении мог быть не только человек, но и вещь, идея, герой, бог. Для Аристотеля это и есть результат художественного творчества. Мимесис, по Аристотелю, – имитация действия. Прошу подчеркнуть последнее слово. Говорю, что это самое, может быть, важное, ключевое для нас – тех, кто занимается театром, – слово. Понимают? Не уверена. Хотя головами кивают, словесно реагируют. И глаза пока еще не помутнели. Для меня «мутные глаза» – сигнал к перемене рода занятий на уроке. Не обязательно – к игре. Просто к перемене.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru