Кому и зачем нужен школьный театр?
Возможно, именно здесь ребенок может
найти путь, чтобы сделаться другим, не таким, как
раньше. Совершить усилие. Стать... самим собой
Воспитание на сцене
Я не знаю, как вам в вашей школе создать свой
театр. Но движение в этом направлении начинается
с ответа на вопрос: зачем, по-вашему, он вообще
нужен в вашей школе?
Любое дело начинается с единомышленников.
Хорошо, если есть несколько взрослых, готовых
собраться в команду. Желательно, чтобы эти люди
были связаны как дружескими, так и
профессиональными, в нашем случае –
педагогическими, интересами. Не менее важно,
чтобы они не представляли собой собрание
исключительно гуманитариев. Если среди тех, кто
решил поддержать ваше начинание, есть учитель
физкультуры, физик, математик, педагог по
трудовому и профессиональному образованию, то
скорее всего вас ждет успех. Если же таковых нет,
то постарайтесь найти способ заинтересовать
самых разных людей, работающих рядом с вами.
Театр в школе не может начинаться со взрослых.
Даже если мы, педагоги, умудренные опытом и
степенями, думаем, что в школе все определяют
учителя, их желания или возможности, то на самом
деле все в школе определяют дети. Их отношения, их
проблемы, их запросы и их возможности. Я говорю об
этом потому, что школьный театр не может
существовать без открытия учителем той
педагогической действительности, которая
существует в данной конкретной школе. И не
стройте иллюзий о том, что вы их чему-то научите,
от чего-то отвлечете или воспитаете в них нечто.
Учиться, отвлекаться и образовываться с этой
минуты придется вам.
Взрослые возможности детского театра
Школьный театр может и должен имитировать
взрослый театр в его лучших аспектах. Например,
принцип коллективности как ответственность за
то дело, которое выполняешь лично ты. Этот
принцип может быть реализован как в большом
школьном коллективе, так и в маленькой группе,
созданной для постановки одного-единственного
представления. И тогда становится не столь важно
– выходишь ты на сцену как главный герой
трагедии или рассаживаешь малышей в зрительном
зале, объясняя им, куда и зачем они пришли.
В профессиональном театре существует понятие
«актерское раскрытие», то есть спектакль, или
режиссер, или собственные усилия (а возможно, все
вместе) позволили актеру максимально проявить
свой творческий потенциал, свою
профессиональную палитру. Часто именно с таких
«раскрытий» у актера начинается успешная
карьера. Есть этому аналог и в школьном театре.
Именно аналог, потому что говорить о серьезном
актерском раскрытии, по моему убеждению, в
школьном театре не следует, даже если и произошло
такое чудо. Но следует обязательно говорить о
личностном раскрытии. Об открытых возможностях,
о том труде, который был вложен, о том пути,
который был проделан в преодолении себя, начиная
с простых механических усилий по освоению текста
и своевременной явке на репетицию и заканчивая
созданием цельного сценического образа и
прочими театральными премудростями. Успех
должен быть замечен не только взрослыми, но и
сверстниками.
Ребенок, попав в положение актера (так же, как и
профессиональный актер), работая над ролью, по
всем законам театра сам становится его творцом,
материалом и инструментом. Но еще он и
организатор самого себя, и опора для других в
общей работе, и человек обучающийся, и человек
обучающий. Возможно ли все это постичь
единовременно, без серьезного личностного
участия, без включения внутренних ресурсов, без
настоящего волевого усилия. Создание условий для
проявления этого усилия, для возможности узнать
о себе то, что «я в состоянии проявить это
усилие», и есть одно из множества, «зачем»
существует школьный театр.
Во что играем?
Одна из самых серьезных проблем школьного театра
– это выбор репертуара. Как и из чего его
выбирать, каждый коллектив решаем сам.
Точное ощущение педагогической
действительности каждого конкретного детского
коллектива безошибочно подскажут произведения,
к которым следует обращаться. Очень часто
репертуар легко выявить, поговорив с ребятами о
том круге чтения, который для них актуален
сегодня. Возможно, будут названы те произведения,
которые были культурным событием и в вашей жизни.
А может быть, следует переиначить известные
произведения, «ходячие» сюжеты, сообразуясь с
участниками вашего коллектива, учитывая их
характеры, возможности. Шекспир и Мольер, кстати,
именно так и поступали, обращаясь к чужим, хорошо
известным сюжетам и сочиняя пьесы специально под
то количество актеров, которое они имели в своем
театре, под их характеры и возможности («Ромео и
Джульетта», «Гамлет», «Скупой» и др.). Это вполне
этично и даже в рамках культурной традиции.
Очень часто мы впадаем в крайности. Формально
осовремениваем героев и даже саму фабулу
классического произведения, думая, что тем самым
приближаем их к нашим исполнителям. Приближение
должно быть внутренним, основываться на вскрытии
родства стремлений, переживаний, эмоций, на
раскрытии вечных тем любви и ненависти,
отношении к горю и счастью, войне и миру, рождению
и смерти. На открытии вечного в сегодняшнем.
Только тогда не возникнет необходимости
наряжать Ромео в одежду байкера. Проблема не в
том, чтобы найти нужного автора (в конце концов,
проведя время в читальном зале библиотеки, вы
найдете большое количество материалов). Проблема
в том, как актуализировать найденное
произведение.
Найти свое место
Еще одна очень важная особенность взрослого
театра имеет прямое отражение в театре школьном.
Театр не демократичен. Но в «недемократичности»
театра сокрыта серьезная целесообразность.
Театр иерархичен. Как и мир, моделью которого он
является. И как следствие крайне трудно избежать
обид при распределении обязанностей,
ответственности и, конечно же, ролей. Потому что
театр может предоставить человеку только то
место, которое этот человек в состоянии занять.
Есть несколько способов сгладить или избежать
конфликтов, связанных с данной проблемой. С одной
стороны, это чисто организационные меры, с другой
– смысловые. При подборе исполнителей и
организаторов необходимо открыто объяснять
причину данного выбора.
Ясное понимание каждым всего процесса работы
дает возможность создать уважительное отношение
ко всем участникам спектакля – от исполнителя
главной роли до рабочего сцены. Но есть и
организационные приемы. К примеру, равное ко всем
требование в вопросах дисциплины, участие в
непрезентабельном труде по стирке, уборке,
починке театрального хозяйства, распределении
организационных нагрузок и, самое главное, в
отношении взрослых ко всем и к каждому.
Спасибо всем!
Результат общих усилий – готовое представление,
праздник или спектакль – концентрирует в себе
все удачи, неудачи, усилия, старания, открытия,
слезы, смех, ночные бдения над декорациями и
афишами, выяснения отношений между родителями и
учителями... Все-все-все. И потому время спектакля
– это время «сгущения мира», его уплотнения до
размеров прожитой жизни. Время замершего дыхания
и самой высокой точки переживания за себя и,
самое главное, за других. За маму, сидящую в зале.
И за девчонку, которая наконец-то узнает, какой я
на самом деле.
Вы пришли в театр. И этот театр создали для вас мы.
Мы, чьи имена вы можете прочесть в предлагаемой
программке. И, конечно же, в самом конце спектакля
вам будут поименно представлены все участники –
все мы. Техники, администраторы, гримеры,
костюмеры, актеры. И всем нам будут адресованы
аплодисменты зала, каждому лично. Имя каждого
участника должно быть объявлено публично, и
представление всех участников будет долгим.
Пусть это не принято в профессиональных театрах,
но здесь, в школе, это очень важно, потому что это
имена тех, кто создал ваш театр, в вашей школе,
нужный всем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|