Вот мы думали: книга – лучший
подарок...
А для ребенка, оказывается, наказание
Австралийские аборигены придумали
очень хитрое оружие – бумеранг. С бумерангом
следует обращаться аккуратно. Если ты не слишком
ловок, то запросто может случиться неприятность
– в виде хорошенького удара по лбу. Эта беда,
кажется, произошла со мной.
Голоса учителей-словесников и родителей слились
в общем хоре – наши дети не хотят читать! Года три
назад я подробно писал об этом, называл причины
свалившейся эпидемии, вспоминал собственное
детство (легкая ностальгия была в этих
воспоминаниях), предлагал пути лечения, словно
рецепты выписывал. В общем, выступал в роли
самоуверенного врача. Самоуверенного, потому
что, размышляя обо всем этом, точно знал – уж с
моим-то сыном ничего подобного никогда не будет.
Мишка тогда еще читать не умел. Потом научился. Но
читать между тем не захотел. Вот тут вся моя
самоуверенность и кончилась. И я вспомнил о
бумеранге.
А заставлять нельзя. Всякое насильное действие
вызывает равное противодействие. И как бы
нейтральное равнодушие по отношению к книге
превращается в ненависть, с которой бороться
гораздо труднее. Но и сторонним наблюдателем
быть невыносимо, сам-то я человек вполне книжный.
В комнате моего сына стоит огромный стеллаж,
забитый детскими книгами, а для Мишки он лишь
привычный предмет интерьера, не больше. Он бродит
по квартире, откровенно бездельничает, мается,
напяливает наушники, слушает какую-то дурацкую
музыку из какого-то дурацкого телесериала,
лениво перебирает игрушки… “Да иди ж ты почитай
что-нибудь!” – не выдерживаю я, вновь забывая про
третий закон Ньютона. А в ответ – гримаса.
Сморщенный нос, убегающий взгляд, морщинки на
светлом челе. Ну ладно, Мишка, не буду, не буду…
Я в принципе все понимаю. Еще полтора года назад
он так мечтал о школе. И первые недели, даже
месяцы школьной жизни, кажется, совпали с его
мечтами, он вдохновенно начинал. А потом… Я
помню, как мы учили с ним наизусть заданное на дом
знаменитое пушкинское: “У лукоморья дуб
зеленый…” Это было натуральное убийство
высокой поэзии. Мишка путался, отчаивался,
психовал. А в глазах плескалось недоумение: за
что меня наказывают? И действительно, ну слишком
длинное это для шестилетнего человека
стихотворение. Во многом непонятное. И в ушедшую
из живого языка лексику следует въезжать плавно,
медленно, как бы постепенно вырастая (прорастая)
в неведомое прошлое. А не так, как остроумные люди
плавать учить советуют: брось в воду, выплывет –
хорошо, а не выплывет – так еще лучше.
К тому же, как я заметил, в восприятии мира у
шестилетнего ребенка происходят определенные
деформации. Почти катастрофические. Куда-то
уходит ритмическое созвучие, он начинает мыслить
и говорить прозой, подражая нам, взрослым.
Книжная поэзия (даже адаптированная) больше не
вдохновляет. В четыре года Мишка, безумно радуя
нас, сочинял стихи вполне в хармсовском духе. Да и
жизнь его была, как стихи, ритмически
организована. А потом ритм стал исчезать,
расплываться в некую прямолинейную поступь. Мне
кажется, это естественный процесс. Когда-нибудь
этот (а точнее, другой) ритм вернется, но он должен
вернуться сам, без внешних понуканий.
И не только в трудном заучивании наизусть тут
дело, но и во многом другом – в ужасных
требованиях внятного пересказа, в жонглировании
литературоведческими терминами (это перед
первоклассниками-то!), в прискорбном качестве
самих предлагаемых для изучения текстов – не
всех, разумеется, но немалой их части. А спустя
год было уже в пору слезами умываться.
Литература, чтение превращались на глазах в
предмет торговли. “Ну хорошо, – говорил Мишка, –
я почитаю полчаса, а ты мне за это…” Мне это
сильно не нравилось, рыночные отношения я с
порога отвергал. Тогда он научился симулировать
читательский интерес – в нужном месте и в нужное
время. Например, когда приходил час ему идти
спать. Я говорю ему: “Миша, ложись в постель и
выключай свет”. А он мне, схватив в руки
какой-нибудь случайный познавательный комикс:
“Ах, папа, я так хочу почитать!” Я (грозно): “Что ж
ты днем не хотел?” Он (вдумчиво): “Еще как хотел!
Да все как-то не удавалось, дел много”. И всякий
раз я малодушно сдавался, верил ему с охотой.
Образ сына-книгочея не давал мне покоя.
Трезвым же умом я сознавал безнадежность
ситуации, печаль моя росла. Но это, слава Богу, не
конец. Если бы это был конец, то писать все это не
стоило бы – мало ли печалей каждый из нас в себе
носит… Они – для внутреннего, так сказать,
пользования.
А случилось вот что. Некоторое время назад Мишка
заболел, и ему пришлось несколько дней провести в
постели. И он вдруг зачитал! Это не было ни
привычной игрой на меня, ни кратковременным
порывом, ни реакцией на вынужденное безделье. Ему
действительно стало интересно, книги открылись,
превратились в друзей. А когда он выздоровел,
друзьями так и остались. Теперь в любую свободную
минуту (сделав уроки, надурачившись и
набегавшись всласть) он забирается в кресло с
книгой. И лицо его становится серьезным и
одухотворенным – хоть картину с него пиши. “Что
это ты читаешь?” “Да вот “Буратино” дочитываю,
– он шелестит страницами, – пять страничек
еще…” – “А что это за книжка на диване
раскрытая?” – “Братьев Гримм начал. У них очень
интересные сказки попадаются… А еще “Богатырей
земли русской” до середины дочитал… Знаешь про
них? Могу рассказать…”
“Мой сын, мой… Я тоже в его возрасте никогда
только одну книгу не читал, а сразу несколько”, –
с удовольствием думаю я, переживая безмерную
отцовскую радость.
Но что же произошло? Нет, это не чудо, решил я по
некотором размышлении, все логично. Ненавязчивый
пример немало значит, он беспокоит, подталкивает
в нужную сторону. Мишка видит, что мне неизменно
хорошо с книгой, и начинает сомневаться: а прав ли
он в своей лени и нежелании читать? И вот еще что
важно в этой истории – я в очередной раз убедился
в великой ценности воспитания без насилия. Я
надеюсь, в этих выводах не слишком много от
унылого морализаторства. Морализировать
почему-то не хочется.
|