Об обществе, в котором мы живем
Кравченко
А.И.
Введение в социологию
10-11 классы
М.: Просвещение, 2000
Учебное пособие А.И.Кравченко
предназначено для старшеклассников как
общеобразовательных школ (в качестве
факультативного дополнения к курсу
«Обществознание»), так и для гуманитарно
ориентированных гимназий и лицеев. Особая
значимость данной книги определяется, на мой
взгляд, тем обстоятельством, что социология в
нашей школе никогда не преподавалась. Программы
и, следовательно, учебники по курсу
обществознания охватывают минимум
социологических знаний, так как основное
внимание в них уделено философии, истории
философии, экономике и в лучшем случае
политологии. Между тем социология –
самостоятельный курс со своими законами,
предметом и объектом исследования, методами
анализа, категориальным аппаратом. Обо всем этом
ученики десятых и одиннадцатых классов узнают из
настоящего учебника.
Несмотря на то что «Введение в социологию»
содержит лишь основы представлений об обществе,
в книге оттенены структура и динамика общества,
социальные отношения, социализация,
стратификация общества, классы, неравенство,
социальная мобильность. Каждый параграф
завершается резюмированием основных положений и
перечислением ключевых понятий, изложенных в
нем. Из учебника школьники почерпнут сведения о
системе научного знания и месте социологии в
контексте социальных и гуманитарных дисциплин.
Отмечу творческий, интегральный характер
заданий, предложенных в учебной книге. Рассуждая,
к примеру, о путях социального прогресса,
А.И.Кравченко ставит перед учащимися вопрос:
«Подумайте, какова связь закона неравномерного
развития общества и промышленной революции.
Почему промышленная революция проходила дольше
в России, чем в Англии? Какие преобразования
здесь запаздывали?» В данном случае
старшеклассникам необходимо не только
мобилизовать свои знания, полученные на уроках
истории и обществознания, но и
продемонстрировать собственное видение
проблемы. Важную роль в учебнике играют
источники – выдержки из монографий и научной
публицистики, дополняющие основное содержание
пособия ценными фактическими сведениями.
Книга заканчивается словарем базовых терминов.
Представляется, что такие понятия, как
«девиация», «делинквентность», «депривация»,
излишни даже в рамках углубленного изучения
предмета. Большим плюсом словаря является
научная выверенность определений. Категории
характеризуются по своим стержневым признакам
без примеси всевозможных идеологических
спекуляций. Проиллюстрирую этот подход на
примере определения социализма: «Общество,
основанное на общественной собственности и
плановом регулировании экономики». Если
дополнить данную характеристику тем, что
социализм – это общество тотального дефицита
или первый в истории строй, покончивший с
эксплуатацией человека человеком, то вместо
дефиниции мы получим навязываемую ученикам
оценку.
Научность – главное достоинство учебника в
целом. В нем отсутствуют заполонившие многие
нынешние учебники «модернистские» (а на самом
деле взятые из средневековья) утверждения о том,
что человек произошел от Бога, любая революция –
это зло, а общество не состоит из классов.
Общественные законы и процессы во «Введении в
социологию» не умозрительно конструируются по
воле авторов, а раскрываются и объясняются,
исходя из объективной действительности.
Давая характеристику обществу, А.И.Кравченко
подчеркивает коренное отличие этого понятия от
категорий «страна» и «государство». Общество как
система связей и отношений между людьми
появилось задолго до государств и стран. С
возникновением человека (40 тыс. лет назад)
появились и первые общества, тогда как
государства зарождаются только 6 тыс. лет назад
как результат возникновения частной
собственности, социального неравенства и
классов. В учебнике приводятся различные
типологии обществ, однако, будь то теория
общественно-экономических формаций К.Маркса,
будь то концепция «индустриального общества»
Д.Белла, в основе деления общества лежит
изменение способа производства. Отсюда вытекают
социальные, политические и культурные изменения,
переплетение которых в каждом отдельном
обществе определяет его «индивидуальную
физиономию».
На страницах учебника раскрываются основные
законы социологии. Знание закона ускорения
истории (на каждую последующую общественную
формацию уходит в 3–4 раза меньше времени, чем на
предыдущую) и закона неравномерности развития
(народы развиваются с неодинаковой скоростью)
поможет старшеклассникам уяснить сущность
многих исторических событий. Почему, например, в
одну историческую эпоху на земном шаре
«соседствуют» США и Либерия и как человечество
смогло за один век дойти от сохи до Интернета, в
то время как на создание письменности ему
понадобилось порядка 30 тыс. лет.
Во «Введении в социологию» отмечается
необратимость глобального социального
прогресса. Несмотря на локальные во времени и
пространстве регрессы, в целом мир никогда не
следовал назад, хотя его поступательное движение
порой задерживалось и останавливалось. Четко
обозначены формы социального прогресса и их
функционирование. Если реформа – частичное,
постепенное, не затрагивающее основ
существующего строя усовершенствование в
какой-либо сфере жизни, то революция – полное и
достаточно резкое изменение, ведущее к смене
общественного строя, к качественным изменениям в
обществе.
Затрагивая понятие «культура», автор пособия
показывает изменение исторических
представлений об этом явлении общественной
жизни. В античности под «культурой» понимали
прежде всего возделывание земли. В XVIII в. этот
термин приобретает духовный и аристократический
характер. Культурным называли человека
начитанного и утонченного в манерах поведения.
До сих пор культура отождествляется у нас с
лучшими произведениями литературы, музыки,
живописи, а также с постижением людьми этих
вершин человеческого творчества. Однако
современные исследователи связывают культуру не
только с достижениями, но и с образом жизни в
целом отдельных обществ: совокупностью языка,
фольклора, обычаев, манеры поведения, принципов
архитектуры и проч. Важно, что в учебнике
разводятся категории «культура» и
«цивилизация», так как часто второе выдается за
первое и они отождествляются. Существует
несколько определений цивилизации, но, будь то
совокупность экономических, политических,
социальных и духовных институтов той или иной
страны, будь то высокий уровень развития,
культура везде выступает составной частью
цивилизации (цивилизованности). Более того,
развитие цивилизаций нередко сопряжено с
упадком культуры.
Большое внимание во «Введении в социологию»
уделяется социализации индивида – процессу
освоения им социальных ролей и культурных норм.
Ведь развитие и совершенствование человека
невозможно вне социальной среды, иначе его
ожидает «эффект Маугли». Социализация – основа
формирования личности. В учебнике подробно
описываются социальные роли людей на каждом
возрастном этапе, а также «агенты социализации»
– лица и учреждения, ответственные за освоение
человеком социальных ролей (родители, друзья,
школа, вуз, СМИ, предприятие и т.д.).
Старшеклассники расширят свои представления и
об общепринятых нормах общественного поведения
(социальных нормах). Рассуждая о статусе
отдельного человека, А.И.Кравченко замечает, что
статус индивида проясняется только в системе
взаимоотношений между людьми. К примеру, позиция
учителя в социальной структуре имеет смысл
только в связи с позицией ученика и директора
школы. Очень часто происходит несовпадение
статусов (личного и общественного,
приписываемого и достигаемого), а также их
изменение на протяжении жизни.
Социальная структура – это «альфа» и «омега»
всей социологии. Автор учебного пособия
отмечает: в основе деления общества на классы,
страты лежит общественное разделение труда. В
словаре дано определение класса: «Большая
социальная группа людей, владеющих либо не
владеющих средствами производства, занимающая
определенное место в системе общественного
разделения труда и характеризующаяся
специфическим способом получения дохода». Тем не
менее в параграфах, освещающих стратификацию,
классовое деление представлено на основе дохода
(как главного критерия стратификации), объема
власти, уровня образования и престижности
профессии.
Такая противоречивость обусловлена, по всей
видимости, общей методологической неразберихой
в этом вопросе, существующей в современной
социологии. Конечно, благосостояние человека
характеризуется величиной его дохода,
образовательным уровнем, профессиональной
принадлежностью. Но, как и сто лет назад, эти
компоненты являются производными от отношения
людей к собственности на средства производства,
от их места в общественном разделении труда.
Другое дело, что в современных условиях
классовое деление стало менее жестким, более
мобильным; классы стали менее однородны и
распадаются на ряд социальных слоев (страт). И
самое главное: в развитых странах отсутствие
собственности на средства производства и
рабочие профессии автоматически не влекут за
собой низкого уровня жизни. Материальное
положение трудящихся на Западе таково, что нам
приходится о нем лишь мечтать. Но, несмотря на
это, доходы представителей господствующих
классов выше, чем у трудящихся, в несоизмеримой
пропорции, а рабочий класс занимает
промежуточное положение между средними и
низшими слоями общества. (В учебнике приводятся
следующие цифры: в США 0,5% супербогачей владеют
ценностями на сумму 2,5 млн долларов и более, тогда
как 90% американцев – менее 206 тыс. долл.) Классовая
принадлежность по-прежнему определяет
экономическое благосостояние и в силу этого
престиж образования и профессии, степень
вовлеченности во власть. Таким образом,
определение класса, исходя из дохода, вполне
логично, но, думаю, следует специально
оговаривать, что оно вторично.
Касаясь стратификации нашего общества,
А.И.Кравченко развенчивает миф о том, что в СССР
не было среднего класса. (Согласно околонаучному
общественному мнению, средний класс может быть
только в обществах с частной собственностью и
политической демократией.) Опираясь на критерии
вторичного определения класса, представленные
выше, делается вывод о том, что средний класс в
Советском Союзе (к концу его существования)
составлял 40–60% (что сопоставимо с западными
стандартами). В России средний класс резко
сократился. Дополню А.И.Кравченко. По самым
оптимистическим оценкам, на сегодняшний день
средние слои населения составляют порядка 30%.
Социальная мобильность в наше время значительно
ниже, чем раньше, и доступ в высший класс общества
(составляющий не более 5%) практически закрыт. Так
же как закрыт доступ к социальным благам для
бедных слоев, к которым относятся не менее 60%
населения.
При этом в учебнике показано, что, несмотря на
очевидные социальные достижения и вопреки
заверениям о движении к бесклассовому обществу,
в СССР сформировался новый господствующий класс
– номенклатура. На память приходит «железный
закон олигархизации», сформулированный еще в
начале XX века немецким социал-демократом
Р.Михельсом: объективный процесс развития любой
политической партии постепенно, но неизбежно
приводит к формированию в ней олигархии, которая
сосредоточивает в своих руках реальную власть.
Для правящей партии (какой являлась КПСС) данный
вывод особенно справедлив.
В заключение позволю себе одно возражение. В
учебнике написано о том, что социальное
неравенство поделило людей сначала на «касты,
затем сословия, а позже классы». В реальности
классы зарождаются с появлением частной
собственности еще при первобытно-общинном строе.
На основе классового деления общества возникает
государство, и уже оно в интересах
господствующих слоев разделяет общественные
классы на касты и сословия. То есть классы
появляются раньше каст и сословий. Несомненно, до
эпохи капитализма люди идентифицировали себя с
тем или иным сословием (кастой), а не классом,
потому что именно принадлежность к сословию
детерминировала их социально-экономическое и
политическое положение. Однако юридическое
закрепление за людьми разных прав и обязанностей
происходило как раз на базе их классового
неравенства. Хотя крестьянин, купец и дворянин
принадлежали к разным сословиям, положение
первого коренным образом отличалось от мест в
обществе второго и третьего, тогда как купец и
дворянин имели больше сходства, нежели различий.
В Новое время появляются не классы (хотя они и
выходят на авансцену истории в «чистом» виде –
не разбитыми на всевозможные
сословно-феодальные перегородки), а научные
представления о них…
В свое время Ю.Андропов бросил сакраментальную
фразу: «Мы не знаем общества, в котором живем». По
прошествии семнадцати лет, пройдя сквозь
экономические кризисы, социальные катаклизмы и
политическую демократизацию, мы по-прежнему
имеем весьма смутные представления об обществе.
Хочется верить, что книги, подобные «Введению в
социологию», – шаг на пути постижения истины.
|