А.МЕЛИК-ПАШАЕВ,
доктор психологических наук,
член Союза художников
«Суд толпы» или сочувственное
понимание?
В приложении «Учебники» от 15 августа
помещена разносная рецензия на учебники по
мировой художественной культуре (Вадим Берестов.
“За искусство обидно!”), где я был автором
нескольких глав*. Я не собираюсь защищать
учебники. Плохи они или хороши, пусть решают
школьники и учителя, а дело авторов – принять
критику к сведению. Но по принципиальным
вопросам ответить надо. Не столько для
рецензента, который, судя по его писательской
манере, в диалоге не заинтересован, сколько для
читателей.
Прежде всего прошу с осторожностью отнестись к
предположению о ненужности МХК в школе. Одно дело
– критиковать конкретный учебник или программу,
другое – походя ставить под сомнение предмет,
который может сыграть важнейшую роль в
отечественном общем образовании.
Второе. В.Берестов считает детски-наивной мысль
(может быть, слишком прямолинейно выраженную),
что искусство создается для читателя, зрителя,
слушателя: художники не для того создают
произведения, чтобы вынести их на суд толпы. В
связи с этим он приводит строки пушкинского
стихотворения («Поэт на лире вдохновенной...»),
вероятно, полагая, что они прямо и полно выражают
отношение самого Пушкина к искусству и к
«бессмысленному народу».
Уважаемые читатели (зрители и слушатели)! Не
верьте, что вы – бессмысленная толпа,
безразличная создателям художественных
произведений. Да, на волне романтизма XIX века
произносились горькие слова о чуждой и холодной
толпе. Но, во-первых, это лишь краткий миг в
истории искусства; в иные века и тысячелетия сама
проблема «гения и толпы» не могла возникнуть.
А главное – страстные обличения романтиков как
раз и выдают их обостренную потребность в
сочувственном понимании. Стал бы поэт тратить
силы на обличение тех, до кого ему нет дела!
Конечно же, художник творит по внутренней
необходимости, не думая кому-то угодить, и часто
встречает непонимание (как и мыслитель, и
религиозный учитель). Но (как и они) он делает все
возможное, чтобы его замысел мог стать доступным
не ему одному, не сейчас – так в будущем, и
бесконечно ценит понимание.
Круг понимающих может быть очень узок: «Мой дар
убог, и голос мой негромок, // Но я живу, и на земле
моё // Кому-нибудь угодно бытие. // Его найдет
далекий мой потомок // В моих стихах; как знать?
Душа моя // Окажется с душой его в сношении, // И как
нашел я друга в поколеньи, // Читателя найду в
потомстве я».
Круг может быть очень широк: «Слух обо мне
пройдет по всей Руси великой... И долго буду тем
любезен я народу...». Но в любом случае это никакой
не «суд толпы», а потребность творца в
сочувственном понимании («И нам сочувствие
дается, // Как нам дается благодать»). Если же
большинству людей надо еще дорасти до такого
понимания, то для того и существует общее
художественное образование, в том числе предмет
МХК.
Особенное раздражение рецензента вызвала мысль
об ответственности творца за то, как его
творчество действует на людей, и о том, что если
воздействие разрушительно, то оно
«антикультурно». Ему почему-то показалось, что
это попытка наложить запрет на «любое
переосмысление культурных ценностей». Но речь о
другом: о том, что человеческая деятельность
(будь то переосмысление ценностей, создание
нового, отстаивание старого и т.д.) может нести
знак «плюс», а может – «минус». Так, образы, ритмы,
сюжет, оценка жизни, заключенная в произведении
искусства, могут настраивать или расстраивать
инструмент человеческой души, питать или
истощать ее, приносить катарсис или пополнять
число обитателей лечебниц. Это излишне
доказывать и нельзя опровергнуть, это можно
только игнорировать. Но тогда выпадает
вертикальное измерение пространства культуры
(не только художественной), оно становится
плоским.
Разумеется, в тончайшей области художественного
творчества никто не может решать за других, что
признавать культурой, а что антикультурой. Но сам
художник не должен заглушать в себе чуткость к
духовно-нравственной стороне творчества.
В заключение позволю себе один упрек. Человеку,
который на страницах педагогического издания
рассуждает о художественной культуре, не
следовало бы употреблять по отношению к
оппонентам такие слова, как «бессмысленность»,
«застой в мозгах» и т.д. Правда, по сравнению с ТВ
и другими газетами это, как поется в одной опере,
«слов`а слаще звуков Моц`арта». Но то, что
развязная, высокомерная грубость становится
нормой, как раз и является одним из порождений
антикультуры, за которую обидно господину
Берестову.
|