Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Картинки с ярмарки

С 17 по 23 октября во Франкфурте-на-Майне прошла ежегодная 52-я Международная книжная ярмарка, на которой традиционно были представлены ведущие издательства всех континентов. В пресс-центре ярмарки, в Международном центре и на стендах Mеждународной ассоциации издателей проводились презентации и «круглые столы» по различным вопросам книгоиздания, в том числе и учебного. Своими впечатлениями по поводу увиденного делятся директор компонента «Реформа учебного книгоиздания», реализуемого в рамках Инновационного проекта развития образования Каринэ БУТЯГИНА и директор программы «Конкурс по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы» Надежда ИВАНОВА.

Основные тенденции развития рынка учебной литературы

В большинстве европейских стран в последние годы наблюдается тенденция слияния издательств как внутри страны, так и постепенного их превращения в международные корпорации с поглощением более мелких издательств крупными. Так, под эгидой издательской корпорации “Pearson Education” (Великобритания) постепенно объединились такие известные издательства, как “Longman” , “Macmillan USA, Inc.”, и другие, недавно к ним присоединилось издательство “Penguin”. Постепенно превращается в международную корпорацию издательство “Klett” (Германия), которое все активнее поглощает более мелкие издательства Германии и других стран Европы, в первую очередь – Италии. Очень активную политику проводит французское издательство “NATHAN”.
По результатам проведенных на ярмарке встреч и переговоров, наблюдений, обсуждений на «круглых столах» в Международном центре и на стенде Международной ассоциации издателей становится очевидно, что такая тенденция связана с необходимостью создания более рентабельной системы книгораспространения, обеспечения возможности активного расширения рынка за счет выхода на рынки других (в первую очередь развивающихся) стран. Этот факт во многом подтверждают российские специалисты издательского бизнеса, говоря о неизбежных в скором будущем изменениях рынка учебной литературы в России за счет слияния малых издательств, поглощения крупными издательскими домами более мелких и постепенного становления торгово-проводящих сетей на базе имеющихся структур крупных издательств и книготорговых объединений, сохранившихся от советского периода или созданных заново за последние годы.
Очень интересен в этой области опыт стран Восточной Европы. К основной тенденции развития рынка учебников в таких странах, как Польша, Румыния, Словакия, можно отнести как появление достаточного количества частных издательств, так и все более усиливающееся влияние иностранных, в первую очередь английских. Международные корпорации обеспечивают рынки этих стран учебниками не только по английскому языку, но и по ряду предметов (математика, физика, история) на родных языках. При этом надо иметь в виду, что все эти страны сохранили систему допуска учебника и частично – финансирования закупок учебников из средств государственного бюджета. Подобная ситуация складывается в большинстве стран СНГ. Исключением из общей ситуации является Украина, где издательство «Освита» заняло фактически монопольные позиции.
Большинство стран СНГ продолжают в том или ином виде использовать учебники советского периода или привлекать для создания новых потенциал российской авторской школы. В то же время на Украине созданы собственные учебники своих авторских коллективов по всем предметам для всех ступеней обучения. Если большинство учебных издательств стран СНГ демонстрирует большую заинтересованность в сотрудничестве с российскими издательствами и авторскими коллективами (Грузия, Эстония, Белоруссия прямо об этом заявляли), то Украина демонстрирует противоположные устремления – выйти на российский рынок со своими учебниками.
Более или менее изолированно работают издательства азиатских стран, которые, с одной стороны, стремятся не допускать на свой рынок иностранные компании, но с другой – и не пытаются выходить со своей продукцией на рынки других стран. Такую политику демонстрируют издательства Китая, Японии, Сингапура и Кореи.
Остро стоящий перед российскими специалистами вопрос о вариативности учебников и ее оптимальных рамках существует в большинстве стран. Практически во всех странах Западной и Восточной Европы, Азии, не говоря уже о США, определенных государством рамок многообразия учебников не существует. В большинстве случаев разброс по количеству учебников для одного класса составляет от 2 до 20. Выбор учебника осуществляется образовательным учреждением (учителем) либо из государственно одобренного перечня, либо из многообразия созданных издательствами учебников. Исключение составляют некоторые страны Восточной Европы и СНГ (к примеру, Польша, Украина, Армения), где государство устанавливает основной учебник, который должны использовать все школы, и дополнительные, которые могут наряду с основным использоваться в учебном процессе по желанию и выбору учителя.
Иными словами, ситуация, сложившаяся на российском рынке учебников, типична для большинства стран. Отличие состоит в том, что если в странах Европы, США, Азии большая часть учебников частично или полностью оплачивается из средств государственного бюджета (или, как, например, в Германии, из бюджета региона), то тенденции развития российского рынка прямо противоположны (до 60% учебников закупается полностью или частично на средства родителей).
Интересен вопрос о тенденциях развития учебной книги как таковой. Можно сказать, что в отсутствие санитарно-гигиенических стандартов на школьный учебник большинство стран Европы и Азии значительно шире, чем российские издательства, используют иллюстративный ряд. Это приводит к значительному увеличению веса учебника, однако резко повышает уровень усвоения учащимися учебного материала за счет воздействия на все типы восприятия. Разнообразие подходов к построению содержания учебника, особенности заданий и тренировочного материала в английских, немецких и французских учебниках (в первую очередь обилие поисковых, творческих, проблемных методов в учебниках по гуманитарным дисциплинам) заставляют задуматься о необходимости некоторой коррекции большинства отечественных учебников. В остальном можно сказать, что качество российских учебников в основном соответствует европейскому. Что в России несопоставимо хуже – это дополнительные учебные и дидактические материалы для учителей и учащихся. В этом смысле совершенно неоценим опыт английских издательств.
В многообразии печатной продукции издательства “Folens” нельзя не обратить внимание на комплект пособий по обучению устному счету. Комплект включает несколько так называемых больших книг, содержащих поурочное планирование с отдельным описанием путей организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности детей, карточки для самостоятельной работы учащихся для трех основных уровней способностей, ключи к ответам для удобства проверки самостоятельных работ. «Большая книга» разработана для каждой изучаемой темы, для каждой возрастной группы учащихся (с 3 до 11 лет). К каждой книге для учителя прилагаются материалы для проведения ежедневной 10-минутной проверки знаний детей и для еженедельной проверки их достижений.
Материал всего комплекта переложен на электронные носители, что дает возможность учителю использовать потенциал компьютера и компьютерного класса для проведения занятий. Особенно интересно то, что существует возможность использования CD в локальной сети, что позволяет учителю мгновенно получать и интерпретировать информацию как об индивидуальных достижениях отдельных учащихся, так и об уровне усвоения материала всем классом. Это только один из множества примеров построения дополнительных учебных материалов, сопровождающих учебник, заставляющих задуматься о необходимости изменения сложившегося в российском учебном книгоиздании и педагогических кругах отношения к методической литературе как к чему-то второсортному, не достойному серьезного отношения и серьезной разработки.
Подводя итог, можно сказать, что по всем основным направлениям рынок учебной литературы в России отражает тенденции и проходит все основные этапы развития, характерные для ведущих в области книгоиздания стран. Часто эти процессы проходят более болезненно и хаотично, чем в других странах, но ничем серьезно не отличаются. Исходя из этого, логично предположить, что в ближайшие годы в России начнется процесс создания издательских корпораций, сократится число малых издательств, начнется процесс формирования на базе крупных книгораспространительских структур книготорговой сети. Это неизбежно должно привести к некоторому упорядочиванию всего рынка учебников, уменьшению объемов ежегодного создания новых наименований и соответственно к оптимизации количества учебников, входящих в федеральный перечень.
При возрастании роли учителя в процессе выбора учебника из-за увеличения доли родительских средств для обеспечения детей учебниками издательства будут вынуждены обращать внимание на разработку различных учебно-методических материалов, существенно облегчающих работу учителя в классе и привлекающих учителя при выборе того или иного конкретного учебника. В том числе с ростом количества компьютеров в школе увеличится доля дополнительных материалов к учебнику на электронных носителях.

Создание учебных материалов на электронных носителях

Одной из основных целей поездки было выяснение ситуации по созданию электронных учебников. В ходе бесед и переговоров стало понятно, что ни в одной стране мира пока серьезно не говорят о необходимости и целесообразности замены традиционного «бумажного» учебника электронным. Многие издательства учебной литературы в Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии, Сингапуре занимаются созданием и тиражированием электронных версий дополнительных учебных материалов на CD. Как правило, это электронная версия рабочих тетрадей на печатной основе, дополненная различными вариантами материалов для проверки знаний учащихся, самоконтроля, отсылок к недостаточно изученной теме, демонстрационные материалы. В одном все перечисленные страны едины – все исходят из понимания того, что пока ничто не может адекватно заменить школьный учебник в традиционном понимании. Возможности компьютера необходимо использовать, но лишь как дополнительное, расширяющее возможности учителя и ребенка средство.
Интересен опыт по созданию электронных дополнительных материалов для учащихся в Великобритании, где их созданием занимается большинство издательств. Как правило, они содержат богато проиллюстрированные дополнительные и справочные материалы к изучаемым темам; звуковое сопровождение, помогающее ориентироваться в материале и управлять программой; развивающие игры, привязанные к темам учебника, и специально составленную программу по проверке знаний и достижений учащегося с возможностью отсылки к неусвоенному материалу. Значительно интереснее опыт разработки программ, которые могут использоваться в локальной сети, предусматривающие возможность для учителя и ученика работать с программой параллельно. При этом учитель имеет возможность просмотра результатов работы ученика практически в режиме on-line. Существуют разные варианты «материального воплощения» таких материалов. Это и высококачественные CD, выпускаемые с лицензией на неограниченное число пользователей, и довольно дешевые версии, вложенные в учебник и пособие для учителя.
Наиболее впечатляюще выглядит опыт по созданию дополнительных материалов на электронных носителях сингапурских издательств. Начать с того, что правительство рассматривает одним из приоритетных направлений развития образования приобщение подрастающего поколения к информационным технологиям. Для реализации этой цели на уровне правительства принято решение о необходимости построения учебного процесса так, чтобы 30 процентов учебного времени учащиеся проводили за компьютером. Для этого из бюджета страны выделено 50 млрд долларов на обеспечение школ компьютерами из расчета один компьютер на двух учеников и один ноутбук на двух учителей (при этом в настоящий момент школы обеспечены компьютерами в соотношении 1:7, число учащихся не превышает 700 000 человек). Уже сегодня все школы имеют доступ к сети Интернет, в большинстве из них уже создана внутренняя сеть (Интернет). Следующим шагом в реализации стратегии правительства является разработка материалов для наполнения сетей.
Интересно, что в министерстве образования Сингапура совместно с педагогами определили, что по части учебных предметов для некоторых возрастных групп CD разрабатывать и использовать в учебном процессе не имеет смысла. К примеру, у них полностью отсутствуют материалы на CD по математике для старшей ступени школы. Зато большое количество CD разработано по предметам естественного цикла. Они содержат в основном демонстрационные материалы, иллюстрирующие те физические, химические и биологические процессы, которые невозможно продемонстрировать в классе, а также блоки заданий для самоконтроля и оценки достижений учащихся учителем.
Совсем другой подход используется при подготовке материалов по гуманитарным дисциплинам. Основная часть материала – это анимация, видео- и аудиоматериалы, дополняющие содержание учебника. Часть, связанная с возможностью контроля знаний, минимизирована, содержит в основном задания с выбором ответа для проверки терминов и дат.
Использование опыта Сингапура в российских условиях вообще и в рамках проекта в частности было бы очень интересно. Однако надо иметь в виду, что реализация подобных подходов требует значительных материальных затрат. По результатам многочисленных встреч и переговоров стало понятно, что средняя стоимость разработки полноценного, качественного CD исчисляется примерно в 200 000 долларов, а их отпускная цена колеблется в зависимости от возможности использования одним или многими пользователями от 50 долларов до 90 фунтов стерлингов. Вряд ли при такой отпускной цене в России найдется большое число школ, способных приобретать подобные пособия.
Еще об одном интересном решении проблемы перехода от «бумажного» вида учебника к его электронному варианту было рассказано представителями французского издательства “NATHAN” во время презентации на стенде Международной ассоциации книгоиздателей. Оно пошло по пути создания настоящих электронных учебников (так называемых «школьных портфелей»). В их основе лежат действующие на сегодняшний день во Франции учебники (их материал переведен в электронную версию). Существенным их усовершенствованием является то, что программа способна дополнять материал учебника голосом, «оживлением» иллюстраций, позволяет возвращать к неусвоенному материалу по результатам проверки знаний.
В настоящее время проводится эксперимент по введению этих учебников в нескольких школах страны. Пока рано говорить о результатах, но, несмотря на внешнюю привлекательность, проект имеет ряд негативных последствий как для учителя, так и для учеников. В связи с постоянным контактом с жидкокристаллическим экраном у детей, особенно младших классов, резко ухудшается зрение. Учитель лишен возможности творчества в связи с жесткой регламентированностью учебного процесса. Оперативный контроль за усвоением материала учащимися сильно затруднен. Рано говорить о целесообразности использования такого подхода в России, необходимо дождаться первых результатов эксперимента, но проследить за данным проектом имеет смысл.
Подводя итоги, следует сказать, что российским издательствам, судя по всему, пора начать подготовку к введению в учебный процесс электронных материалов, найти подходящие для российского рынка учебников варианты их использования. Смело можно утверждать, что весь спектр существующих в России так называемых учебников на CD – это дополнительные материалы, призванные не заменить, а лишь дополнить традиционные «бумажные» учебники. Такие материалы действительно могут оказаться очень полезными для части учебных предметов.



Рейтинг@Mail.ru