Региональный компонент содержания
образования и «эффект соленого огурца»
Людмила
ФОМИЧЕВА,
ректор Псковского областного института
повышения квалификации работников образования,
кандидат педагогических наук
Региональный компонент содержания
образования в Псковской области на сегодня
выглядит следующим образом. Есть два отдельных
предмета – «История Псковского края» и
«География Псковской области», обеспеченных
соответствующими учебниками, методическими
пособиями, временными региональными
образовательными стандартами и преподающихся в
виде самостоятельных курсов (история края – по
одному часу в неделю с 6 по 9 класс, география – в
8–9 классах). Думается, едва ли стоит долго
объясняться по поводу причин введения этих
предметов: жить на Псковщине и не знать
богатейшей истории своего края, не
ориентироваться в многообразии его природного
мира – значит резко сузить свой
интеллектуальный, культурный кругозор.
Третий предмет, который мы вводим в наш
региональный компонент, не связан, собственно, с
региональной спецификой – это «Обеспечение
безопасности жизнедеятельности» (по одному часу
в неделю с 1 по 9 класс, два часа в 10-11 классах). В
данном случае наш выбор был мотивирован тем, что
большинство псковских мальчишек проходят через
службу в армии и они должны быть готовы к тому,
что их там ждет (или может ждать). Еще один мотив –
угрожающая тенденция роста заболеваемости среди
школьников: сейчас уже пришла пора не рассуждать
о здоровом образе жизни, а учить детей беречь
свое здоровье.
Мы планируем также ввести в региональный
компонент предметы искусствоведческого цикла:
изобразительное искусство, музыку, мировую
художественную культуру. Псковский край
теснейшим образом связан с именем и творческим
наследием Пушкина, а через него – со всем
богатством русской, да и мировой культуры. Не
задействовать огромный образовательный и
воспитательный потенциал этого пласта было бы с
нашей стороны просто профессиональным
преступлением.
Пятое направление выстраиваемого нами
регионального компонента – это экономическое
образование и технология. Выбор этих предметов
был обусловлен простой идеей: ребята должны уйти
из школы, овладев ремеслом. С ноября 1996 года в
рамках российско-нидерландской программы
сотрудничества в области образования школы
Псковской области участвуют в пилотном проекте
по допрофессиональной подготовке
(образовательная область «Технология») по
профилям: металлообработка, мода и коммерция,
автодело, офисное дело, домашняя экономика,
профориентация. Уже изданы два выпуска учебного
пособия «Технологическое образование и
профориентационная работа в школе» (1998, 2000 гг.).
Сейчас мы вступаем в новую фазу этого проекта, на
которой постараемся предложить детям изучение
русских национальных ремесел.
Вообще задача регионализации заключается, на мой
взгляд, не в том, чтобы раздуть до небес
местечковый патриотизм – «Мы псковские, значит,
мы лучшие». По мне, более привлекательно (и более
конструктивно!) звучит другой лозунг: «Мы
псковские, значит, умеющие работать!» И задача
разработчиков регионального компонента –
помочь ребятам достойно прожить на определенной
территории, сохранив свое здоровье и обеспечив
себе хорошую работу.
Здесь есть одна опасность: к региональному
компоненту применим шаталовский термин «эффект
соленого огурца». Если уж ты попал в банку – ты
просолишься. Если уж тебе выпало родиться в
Псковской области – ты пропитаешься местными
традициями, и школа тебе в этом всячески поможет.
Для образования очень важно не привязывать детей
искусственно к этой местности, не скатываться к
цивилизованным формам крепостного права:
выпускник псковской школы должен быть
конкурентоспособен в любом крае, куда его
забросит судьба. И региональный компонент должен
помогать, а не мешать в решении этой задачи.
|