Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Региональный компонент содержания образования и «эффект соленого огурца»

Людмила ФОМИЧЕВА,
ректор Псковского областного института повышения квалификации работников образования, кандидат педагогических наук

Региональный компонент содержания образования в Псковской области на сегодня выглядит следующим образом. Есть два отдельных предмета – «История Псковского края» и «География Псковской области», обеспеченных соответствующими учебниками, методическими пособиями, временными региональными образовательными стандартами и преподающихся в виде самостоятельных курсов (история края – по одному часу в неделю с 6 по 9 класс, география – в 8–9 классах). Думается, едва ли стоит долго объясняться по поводу причин введения этих предметов: жить на Псковщине и не знать богатейшей истории своего края, не ориентироваться в многообразии его природного мира – значит резко сузить свой интеллектуальный, культурный кругозор.
Третий предмет, который мы вводим в наш региональный компонент, не связан, собственно, с региональной спецификой – это «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (по одному часу в неделю с 1 по 9 класс, два часа в 10-11 классах). В данном случае наш выбор был мотивирован тем, что большинство псковских мальчишек проходят через службу в армии и они должны быть готовы к тому, что их там ждет (или может ждать). Еще один мотив – угрожающая тенденция роста заболеваемости среди школьников: сейчас уже пришла пора не рассуждать о здоровом образе жизни, а учить детей беречь свое здоровье.
Мы планируем также ввести в региональный компонент предметы искусствоведческого цикла: изобразительное искусство, музыку, мировую художественную культуру. Псковский край теснейшим образом связан с именем и творческим наследием Пушкина, а через него – со всем богатством русской, да и мировой культуры. Не задействовать огромный образовательный и воспитательный потенциал этого пласта было бы с нашей стороны просто профессиональным преступлением.
Пятое направление выстраиваемого нами регионального компонента – это экономическое образование и технология. Выбор этих предметов был обусловлен простой идеей: ребята должны уйти из школы, овладев ремеслом. С ноября 1996 года в рамках российско-нидерландской программы сотрудничества в области образования школы Псковской области участвуют в пилотном проекте по допрофессиональной подготовке (образовательная область «Технология») по профилям: металлообработка, мода и коммерция, автодело, офисное дело, домашняя экономика, профориентация. Уже изданы два выпуска учебного пособия «Технологическое образование и профориентационная работа в школе» (1998, 2000 гг.). Сейчас мы вступаем в новую фазу этого проекта, на которой постараемся предложить детям изучение русских национальных ремесел.
Вообще задача регионализации заключается, на мой взгляд, не в том, чтобы раздуть до небес местечковый патриотизм – «Мы псковские, значит, мы лучшие». По мне, более привлекательно (и более конструктивно!) звучит другой лозунг: «Мы псковские, значит, умеющие работать!» И задача разработчиков регионального компонента – помочь ребятам достойно прожить на определенной территории, сохранив свое здоровье и обеспечив себе хорошую работу.
Здесь есть одна опасность: к региональному компоненту применим шаталовский термин «эффект соленого огурца». Если уж ты попал в банку – ты просолишься. Если уж тебе выпало родиться в Псковской области – ты пропитаешься местными традициями, и школа тебе в этом всячески поможет. Для образования очень важно не привязывать детей искусственно к этой местности, не скатываться к цивилизованным формам крепостного права: выпускник псковской школы должен быть конкурентоспособен в любом крае, куда его забросит судьба. И региональный компонент должен помогать, а не мешать в решении этой задачи.



Рейтинг@Mail.ru