Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Земные лабиринты для нового поколения Поднебесной

Проблема контроля над рождаемостью в Китае, возможно, будет решена. Но появляются другие проблемы, с которыми теперь приходится сталкиваться учителям

Дети, появившиеся после введения в КНР политики планирования рождаемости, провозгласившей лозунги «Одна семья – один ребенок», «Ограничим численность населения и повысим его качество», вызывают беспокойство у китайского общества. Почему? Они не совсем обычные.
Такого ребенка всячески оберегают, лелеют, связывают с ним все свои надежды. Сегодня в Китае 130 миллионов неграмотных (14,5 процента населения). Большинство родителей готовы жертвовать абсолютно всем ради того, чтобы у их ребенка было хорошее образование. Ведь это единственный шанс в будущем найти квалифицированную, высокооплачиваемую работу.
Семья экономит на еде и одежде, но покупает ребенку компьютер, оплачивает дополнительные занятия иностранным языком, на что ежемесячно уходит треть их скромного заработка.
Оправдана ли такая опека? Пресса этих детей уже окрестила иронически маленькими императорами. В восемь лет они еще не завязывают сами шнурки ботинок, в десять – уже требуют только дорогую одежду известных марок, в пятнадцать – начинают стесняться своих малограмотных родителей, которые каждое утро выдавливают им пасту на зубную щетку и подносят воду для ополаскивания. В шестнадцать – избегают знакомить их с товарищами.
Маленькие императоры доставляют много хлопот не только своим родителям, но и школе. Когда они в двенадцать лет спокойно признаются, что не знают, что такое север, юг, восток и запад, учителя просто теряются.
Интересным наблюдением поделился с читателями журнала «Дучжэ» Дэн Хайянь, автор статьи «Городские дети деградируют». В 1989 году Дэн работал консультантом в шаньдунском начальном военном училище. В 1999 году он снова оказался там, что позволило ему сравнить сегодняшних учеников с теми, кто учился десять лет назад. Вывод Дэна неутешителен: нынешние дети деградируют.
Преподавание большей части предметов в училище связано с повышением способностей к самоконтролю и самосохранению у детей. Например, ориентирование в незнакомой местности, нахождение целей с использованием карты и так далее. Десять лет назад подобные дисциплины вызывали у детей самый большой интерес. Шестиклассники, прослушав два урока, уже могли пользоваться картой и компасом. Сегодня точно такое же содержание предмета ставит нынешних шестиклассников в тупик. Оказалось, что большинство из них не имеют представления о сторонах света. И это на Востоке, где любое объяснение дороги начинается не с фразы: «Пройдите сто метров прямо, потом поверните налево», а с традиционного: «Пройдите сто метров на юг, потом поверните на юго-восток».
Во время урока Дэн Хайянь провел такой опыт. Он сообщил детям, что прямо перед ними восток, и спросил, что находится справа от них. Пятьдесят двенадцатилетних подростков растерянно посмотрели друг на друга – они не знали ответа. На этот же вопрос десять лет назад бодро и быстро отвечали хором семилетние малыши.
Второе открытие еще больше поразило Дэна. Представьте себе такую ситуацию: вас отвозят в незнакомое место и оставляют там. Вы поинтересуетесь, куда попали? Естественно, скажете вы. А вот китайские школьники не видят в этом ничего естественного. Когда на уроке географии Дэн Хайянь попросил показать на карте место, где находится училище, в классе не нашлось ни одного ученика, который сумел бы это сделать. Никому из них и в голову не пришло узнать адрес. Нет, не застенчивость и даже не лень им помешали. Все гораздо проще: дети считали, что с подобными проблемами должны справляться родители или учителя, но только не они сами. «Нас сюда привезла преподавательница, она знает дорогу», – последовал ответ.
Год спустя эксперимент был повторен. Но на этот раз учителя договорились молчать до тех пор, пока дети сами не проявят инициативу. Шли дни, ни любопытных, ни обеспокоенных не находилось. Наконец лишь шесть учеников из 214 поинтересовались адресом училища, два разузнали, что находятся они в предместье города Цзинань. Но никого не заинтересовало, насколько далеко они от города.
Дальше поступили так: всем детям сообщили местоположение училища, раздали каждому по карте и попросили указать на ней дорогу, ведущую в город Цзинань. С заданием ребята не справились. А один ребенок заявил, что вообще никогда не задумывался, по какой дороге ему лучше идти.
Следующим этапом эксперимента была проверка на умение ориентироваться на местности в ночное время. Детей специально подняли глубокой ночью и вместе с учителями и инструкторами вывели на спортивную площадку. Затем в трех километрах от площадки по команде был включен мотор трактора. Звук доносился слабо, но вполне уловимо. В полной сельской тишине его услышали все, кроме… детей. Ребят попросили сосредоточиться, но они все равно ничего не услышали. Оказалось, дети, выросшие в шумном городе, не фиксируют отдаленные звуки. Десять лет назад их сверстники улавливали такие звуки на расстоянии пяти километров.
Тест на «острое» зрение так же бесславно провалился. Задача была такая: обнаружив гипотетического врага, срочно сообщи об этом инструктору. В итоге, когда «враги» приблизились на расстояние 70 метров, их без особого труда разглядели учителя. Воспитанники же заметили «врага» лишь метров за 30. А на ночной трехкилометровый поход сегодняшние городские дети потратили на 20 минут больше, чем те, кто учился в этом училище десять лет назад.
Группа экспертов, исследуя причины происходящего, пришла к выводу: у большинства детей отсутствует опыт ориентирования в темноте. Они никогда не играли со своими сверстниками по вечерам, потому что, как только хоть немного темнело, родители запрещали им выходить на улицу.
Очень низкие у таких детей оказались и коммуникативные способности, приспосабливаемость к коллективу. В училище отведено специальное время для игр, чтобы дети могли отдохнуть. Но когда наступают эти долгожданные часы, дети не знают, чем себя занять. Одни оцепенело сидят на кроватях, другие молча смотрят в окно, и лишь небольшая группа ребят может играть в компании. Да и то с помощью воспитателей. Стоит им отвернуться, как дети тут же разбредаются. На вопрос «почему?» они отвечают, что не умеют и не хотят играть вместе.
Не приспособлены дети и к внешнему миру: стоит ребенку, оторванному от кондиционера, чуть-чуть подвигаться на природе, как он покрывается обильным потом.
Специалисты заметили также, что у современных детей маленький словарный запас, они стараются говорить трафаретными фразами, не осмысливая происходящее. Очень низкий у них и творческий потенциал: научив ученика трем способам завязывания веревки, бесполезно просить его самому придумать четвертый.
Причины такой деградации, считает Дэн Хайянь, кроются в изменении «экологической среды общества». В городах у детей уже давно нет игрового пространства. Родился ребенок и зажил в одиноком доме с железными дверями, в атмосфере назойливого круглосуточного внимания и заботы. TV, VCD, компьютер, электронные игры… Он еще не успел познать естественный мир, но уже искусен в выдуманном.

Перевела с китайского
Ксения ЗУЕВА



Рейтинг@Mail.ru