Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Зачем, собственно, нам знать, как устроена система образования в Америке или в Китае? Мы ведь думаем, что у России свой путь и, значит, учить наших ребятишек мы все равно будем по-своему. Но все-таки интересно. Любая культура имеет свой явственный отпечаток и в том, чему взрослые учат детей, и в том, как они это делают. Возможно, вглядываясь в картинки школьной жизни других стран, мы сможем точнее почувствовать и оценить достоинства или недостатки нашей собственной системы образования и не будем голословны в отстаивании ее приоритетов.

Евгения СОКОЛОВА

Уровень и ступени британской школы

Здесь уклад определяется традициями, а отношение к учебе – свободой выбора

“Школа, где учился наш прадедушка, – самая лучшая! –
говорит папа. – Поэтому ты, сынок, будешь учиться там же”.

Традиционная британская семья всегда гордится той школой, в которой учится уже не одно ее поколение. Лет триста назад частные школы были единственной альтернативой домашнему образованию юных британцев. Теперь домашнее образование не в чести, а параллельно с частными школами существуют школы государственные.
И те и другие 10 лет назад стали работать по единой национальной образовательной программе, то есть теперь каждый юный британец обязательно изучает язык, математику, физику, химию, географию, историю, иностранный язык. Это вам не прежде, когда частная школа могла не обращать особого внимания на требования государства в области образования и работать по своему совершенно эксклюзивному учебному плану. Хотя и теперь она может включать сверх государственного “джентльменского минимума” любые предметы и дисциплины: верховая езда, японский язык, игра на волынке – в зависимости от образовательной концепции школы и финансовых возможностей родителей.
Британские школы состоят из двух ступенек: начальная школа для детей от 6 до 11 лет (1–6 класс) и средняя школа для детей 12–16-летних (7–11 классы). В некоторые частные школы-пансионы принимают пятилетних малышей.
В начальной школе ребята много играют и, на взгляд российских учителей, почти не учатся. Сложный для маленьких англичан русский язык они пытаются осваивать, заучивая стихи и песни, а не склонения имен существительных и спряжения глаголов, чем совершенно деморализуют приехавших из далекой снежной России традиционных преподавателей. Говорят, правда, что некоторым российским учителям удается перестроиться и тогда их питомцы вдруг начинают болтать по-русски, к большому удовольствию своих родителей и школьной администрации, но к ужасу российских коллег, потому что в их болтовне чудовищно много речевых ошибок.
В средней школе отношение к учебе становится гораздо серьезнее. Последние два года средней школы каждый ученик углубленно изучает 5–9 предметов, чтобы, сдав их, получить сертификат о среднем образовании. При этом каждому ученику предоставляется возможность заниматься тем или иным предметом по минимуму или по максимуму в зависимости от своих к нему способностей и потребностей. Для этого класс на каждом предмете делится на базовую часть и продвинутую. Например, ученик может иметь уроки истории в продвинутой исторической части класса, а уроки химии в базовой химической части.
Выпускные экзамены, естественно, тоже имеют два уровня сложности. Учитель советуется с учеником и его родителями, какой экзамен реально сдать ученику. Решающее слово – за учителем. Количество экзаменов официально не задано, но многие ученики считают: чем больше, тем лучше, и сдают 10–11 выпускных экзаменов, эта процедура растягивается на два месяца – май и июнь. Типичный для английского школьника набор экзаменов по обязательным предметам: математика, родной язык, иностранный язык, история, естествознание – и по предметам выборным: второй иностранный язык, бизнес, экономика, литература и другие.
Кстати, эти выпускные экзамены разрабатывают для них два университета: Кембриджский и Лондонский. Для большинства предметов тесты или билеты делают оба университета, и каждая школа заранее выбирает, чей вариант экзамена она будет проводить. Большинство ребят и учителей считают, что кембриджские экзамены поинтереснее, но они же и потруднее лондонских, хотя принципиальной разницы в уровне необходимых знаний нет.
Для некоторых экзотических заморских предметов, например русского языка, существует сегодня только один вариант экзамена – лондонский. Но, вероятно, скоро появится и кембриджский, так как три года назад в связи с растущим числом русских учеников в британских школах уже появился кембриджский вариант экзамена “Русский как родной язык”.
Если вы хотите после 11 класса поступить в университет, знайте – это практически нереально. Надо еще поучиться в школе два года в маленькой группе, где занятия больше похожи на занятия с репетитором. Много больших домашних заданий, творческих работ. Уровень вступительных экзаменов очень высок, но закончившие 13 класс ребята сдают их, как правило, успешно.
Всего несколько лет назад в британской школе были отменены телесные наказания: еще в 60-е годы здесь учителя били нерадивых детей линейкой по рукам, и это считалось нормальным. В новое тысячелетие британская школа входит без этого, но отношения между учителями и учениками больше дистанцированы, чем, например, в школе российской. Здесь с ребенком никто “не носится”, а тьютор старается сделать так, чтобы ученик сам научился решать свои проблемы. Учителей из России маленькие британцы любят и ценят, потому что они “человечные и душевные и во всем пытаются помочь”.



Рейтинг@Mail.ru